Найти тему
CatGeek

Как я белочехов по Сибири на паровозе возил (обзор Last Train Home)

Оглавление
«Белочех» с вундервафлей на фоне эшелона
«Белочех» с вундервафлей на фоне эшелона

ПОСЛЕДНИЙ ПОЕЗД ДОМОЙ

На досуге прошёл свеженькую игру - Last Train Home, вышедшую в ноябре 2023. Разработчики - неизвестные мне Ashborne Games, работает на модном Unreal Engine 4. Чехи вообще делают интересные игры, вспоминаем Mafia и Kingdom Come. A годных «исторических» игр вообще выходит не так много, а те что выходят преимущественно сводятся или к танчикам, или к шутерам, или к унылым стратегиям. А тут RTS (стратегия в реальном времени) и симулятор выживания про Гражданскую войну и… чехов!

Изначально очень заинтересовал необычный сюжет - игра заявлена как историческая, описывает путь чехословацких легионеров с фронтов Первой мировой до Владивостока в самый разгар Гражданской войны. События крутятся вокруг последнего поезда с легионерами, который должен прорваться через сражения с Красной армией, голод, холод, снега Сибири, предательства и жестокость, преодолеть почти 8000 км через всю Россию и успеть эвакуироваться на пароходе. Попутно легионеры становятся участниками околоисторических событий и сражений в реальных городах и выдуманных локациях.

Я не смог пройти мимо такой оригинальной задумки - игр про первую мировую-то очень мало, а про Гражданскую я лично вообще не знаю ни одной. Игра по трейлеру меня вполне заинтересовала и я решил попробовать разобраться в степени её годноты и историчности. Как мы с вами понимаем, историчность часто приносится в жертву геймплею, повесточке, оргазму сценариста и здравому смыслу, и каждый раз мне любопытно насколько далеко они зайдут в этот раз или всё-таки сделают что-то стоящее.

Но надо отдать должное создателям - явно бюджетная игра сделана хоть и простенько, но качественно, я не заметил вообще ни одного бага или вылета, графика имхо на 4ку (без изысков, но симпатишно для уровня RTS). Для оживления игры было нарисовано большое количество анимированных артов-скетчей по теме, а так же снято несколько кинематографичных вставок с реконструкцией легионеров, стрельбой, взрывами, паровозом и вообще создатели очень постарались поддержать атмосферу.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Для тех кто плохо знает историю Гражданской войны и откуда вообще тут взялись какие-то чехи, я кратко расскажу суть появления сабжа и предпосылки описываемых в игре событий. За время Первой мировой войны на территории России скопилось большое количество чехов и словаков - часть и так исторически жили здесь, других взяли в плен как Гашека и Швейка, другие устав драться с мадьярами, перебежали фронт сами. В их среде были сильны националистические настроения, настроенные против Австро-Венгрии, где они были гражданами второго сорта и скорый раскол империи Габсбургов дал им наконец перспективу собственного национального государства. Поэтому чехи и словаки с большой охотой соглашались воевать против своего бывшего хозяина, из них ещё при царе сначала создали полк, потом ещё один, потом накопилось на стрелковую бригаду, потом на дивизию, потом вообще развернули целый корпус составом около 40 000 человек, численность которого продолжала расти. Чехословацкие части успели неплохо повоевать на фронте и смена власти в России застала их во вполне боеспособном состоянии. Более того - формально они были частью армии… Франции, которая финансировала их, типа «командовала» ими и вообще поддерживала национальное правительство будущей Чехословакии.

В начавшейся после февральской революции неразберихе чехословацкий корпус оказался в сложной политической ситуации. С одной стороны - они не хотели участвовать в этой неразберихе, с другой стороны - они были готовы продолжать воевать с Австро-Венгрией и Германией за свободу и свою новую республику. Это вполне устраивало Францию, которая предложила им любым непонятным способом добраться до западного фронта и продолжить борьбу. Хотя это может показаться странным, но наиболее адекватным способом трансфера был избран самый длинный маршрут - доехать на поезде до Владивостока, сесть на кораблики и доплыть до Марселя. Бешеным чехам - Сибирь не крюк…

Поначалу всё шло хорошо, чехи даже подружились с большевиками и те с пониманием отнеслись к их безумной идее - дали поезда, оставили часть оружия для самообороны (в стране всё-таки неспокойно), забрали только артиллерию, везти которую было всё равно нецелесообразно. Остаток оружия чехи должны были сдать в Пензе, корпус какое-то время удерживал фронт от наступавших германцев и австрияков, но вскоре сделал ту-ту и отчалил.

Какое-то время весной 1918 года всё шло хорошо, корпус успешно продвигался к своей цели, растянувшись эшелонами от Челябинска до Иркутска. Но тут начались Брестские переговоры большевиков с немцами, которые среди прочего намекнули, что они будут вообще не рады появлению 40+ тысяч вооружённых юнитов на западном фронте, который должен быть прорван со дня на день, поэтому если большевики хотят мира - чехи не должны выехать из России, а куда вы их денете - ваши проблемы. Большевики с революционной резвостью решили разобраться с проблемой - разоружить и распустить корпус, но это оказалось проще приказать, чем сделать - корпус представлял из себя наиболее организованную и боеспособную армию в стране и просто так разоружаться не собирался, тем более что чехи и словаки боялись, что их выдадут в качестве пленных на бывшую родину.

В итоге, как бы они того не хотели, им пришлось-таки принять активное участие в Гражданской войне, сражаясь то с красными, то с белыми. Под их контролем находилась большая часть Транссибирской магистрали, что быстро привело к свержению там власти большевиков и образованию локальных антибольшевистских фракций-правительств. От Поволжья до Иркутска и Владивостока стали появляться всё новые и новые фронты Гражданской войны, часть корпуса даже вернулась назад к Казани и Самаре, сражаясь с большевиками, активно участвуя в белом терроре и вообще выживая изо всех сил в сложившихся обстоятельствах. На Байкале у них даже был свой флот, который расстреливал удерживаемые красными города из гаубиц.

Провоевав почти до осени 1919 года и потеряв около 4000 человек, чехи и словаки решили что всё-таки my war is over, у вас тут холодно и суетно, а нам пора уже ехать домой. Но большевики всё больше побеждали в войне и грозились взорвать тоннели на пути отхода вокруг Байкала. Легионеры стали искать козыри для выхода из ситуации, одним из которых оказались случайно пленённый верховный правитель Всея Руси Колчак (который встретился на железной дороге и не смог чехов объехать), переданный эсэрам Иркутска, а так же захваченный поезд с золотым запасом - вполне весомые аргументы. После расстрела Колчака в феврале 1920 года, большевики заключили перемирие с «белочехами», разрешили им спокойно свалить из России и получили за это царское золото. К концу года более 70 000 чехов и словаков уплыло на кораблях, а поскольку война уже к тому времени закончилась, они вернулись не в окопы Фландрии, а домой, где у них уже успело образоваться новое государство.

ИГРА ПРО ЧЕХОВ

Сразу скажу, что игра очень про чехов и сильно сконцентрирована на идее какие чехи были хорошие и какие русские вообще и коммунисты в частности - плохие. Красной (каламбур) нитью через весь сюжет идёт идея того, что чехи просто хотели добраться домой, а кровожадные красные их не пускали и поэтому приходилось с ними героически воевать. А белые вроде хорошие и помогали легионерам, но тоже те ещё предатели. А легионеры все положительные и добрые, простым людям помогают, никого не грабят и не расстреливают, только деток кормят и всех вокруг спасают… Милота!

А ещё в игре очень странная озвучка - есть режим, типа «иммерсивный», в котором озвучка якобы подстраивается под язык говорящего. Но на деле ВСЕ сюжетные диалоги с местными жителями, белыми, красными, зелёными идут на ЧЕШСКОМ! Т.е. на нём говорят абсолютно все - от красных командиров до деревенских попов! Поначалу это немного… обескураживает, но потом привыкаешь и уже не обращаешь внимания. А вот боевые возгласы на чешском очень доставляют - от «вражеское возидло!» продолжал угорать до конца игры.

ПЕРСОНАЖИ

Сюжет игры крутится на сложных взаимоотношениях игрока - безымянного майора - командира поезда и его главного советника капитана Франтишека Лангера. Плюс есть ещё несколько непонятных персонажей которые время от времени откуда ни возьмись влезают с репликами, хотя их NPC в поезде отсутствуют. Игровой состав легионеров набирается постепенно по ходу сюжета - собственно основным смыслом игры является вывезти из страны как можно больше «соотечественников». (Забегая вперёд проспойлерю, что 4-х вагонов-теплушек в составе поезда для этого достаточно.) По непонятной прихоти сценаристов почти четверть легионеров составляют непонятно откуда взявшиеся женщины, причём это не только санитарки, но и всякие авантюристки и прочие боевые подруги с пулемётами наперевес (wtf!?).

Каждому принятому на борт земляку нужно выделить место в теплушке и определить на какую-то работу: паровоз везти, уголь в топку кидать, раненных лечить, морковку на гуляш строгать, кофий варить, крыс ловить, вагоны обшивать, из пушки стрелять или в разведку ходить. Применение персонажей зависит от их специализаций и личных качеств (например у меня в поезде оказалось 3 малодушных пацифиста негодных к строевой - так вот их разве что морковку резать). Поскольку поезд живёт 24/7 все вакансии заботливо разделены на две 12-ти часовые смены, что правда больше мешает, чем помогает, так как вовлечённость легионеров постоянно приходится ротировать.

Каждый персонаж заботливо прорисован как личность - у него есть портрет, прописанная легенда и вытекающий из неё набор уникальных свойств характера и убеждений, которые влияют на его характеристики и участие в сюжете. Мне очень понравился этот ход разработчиков - вносящий любопытный рандом в сюжет и диалоги. Например те или иные события по разному отражаются на людях со определёнными жизненными принципами и убеждениями (поднимать или снижать боевой дух), а так же позволяют им участвовать в ситуациях, немного влияя на ход игры. Например если послать балалаечника с группой на лесоповал, он поднимет им настроение. А остроумная деваха может найти неожиданный выход в нарастающем конфликте.

Так же есть несколько полезных свойств, которые рекомендую выучить с самого начала, дающие ощутимый бонус в поиске ресурсов, это: «Травничество», «Охотник», «Фуражир», «Грабитель» и «Эксперт по выживанию».

Система прокачки персонажей в духе хорошей RPG суперлогична: участвуя в работе в поезде, сборе ресурсов и боевых операциях персонажи прокачивают свои боевые и небоевые специальности, получают опыт и уровни, а так же бесполезные звания (к концу путешествия у меня был полный поезд разнополых фельдфебелей и прапорщиков). Ещё за каждую боевую операцию можно раздать 3 медали, которые добавляют немного опыта.

У каждого персонажа есть традиционные здоровье-усталость-боевой дух, которые нужно поддерживать, так как больной, уставший и потерявший веру солдат бесполезен и в быту и на войне. Даже есть настройка сложности, при которой полное падение боевого духа обитателей поезда приводит к поражению в игре. Так же есть набор характеристик с оригинальными названиями - физическая подготовка, обаяние, ловкость, воля и интеллект, которые можно поднимать по мере прокачки персонажа и которые влияют на его применимость к специальностям и эффективность.

ГЕЙМПЛЕЙ - СТРАТЕГИЯ

Прохождение сюжета основано на многочисленных текстовых диалогах и принятии решений в стиле RPG, которые в основном влияют на объём получаемых ресурсов, маршруты следования (есть 2 развилки со своими прохождениями) и моральные выборы.

Полный маршрут путешествия с развилками
Полный маршрут путешествия с развилками

Наиболее встречающиеся миссии типа помочь местным жителям или белогвардейцам с борьбе/спасении от красных - иногда можно игнорировать, иногда нет. Временами сюжет миссий доходит до абсурда - местная контра отравила пиво на заводе, чтобы избавиться от большевиков, а те для поднятия политического рейтинга решили раздать его местным. Помогите спасти местных алкашей, а-то те выпьют, да потравятся. Для этого всего лишь нужно уничтожить роту солдат, разгромить фабрику и взорвать склад динамитом.

Но игровая механика очень любопытная - в стратегических масштабах игрок глобально управляет поездом, который едет вперёд (и только вперёд, задняя передача отсутствует). Есть 2 режима езды - «экономичный» и «быстрый», скорость зависит от типа локомотива и таланта машиниста, а так же отличается расход топлива. Вообще движение и скорость имеют в игре важную роль т.к. с одной стороны нужно успеть вовремя доехать до Владивостока (в некоторых миссиях есть прям чёткий тайминг в который надо уложиться) и поезд постоянно потребляет ресурсы, даже когда стоит. С другой стороны - восстановление боеспособности бойцов, сбор ресурсов и ремонт поезда требуют времени и иногда стратегически выгоднее еле-еле плестись, а-то и вовсе постоять на месте. Но долго стоять тоже не дадут - враг не дремлет, постоянно грозится настигнуть легионеров и расстрелять поезд с аэроплана.

К сожалению сам паровоз в игре реализован довольно простенько, не расходуется вода (что как бы критично для паровоза, да и для людей), нет каких-то сложных механик управления и вообще в игре про железную дорогу могли бы добавить больше специфики - нет управления стрелками, снежных наносов да и много всего интересного.

Зато поезд, как это ни странно, можно "апгрейдить"! Во-первых - доставать для него новые вагоны и локомотивы. (Забегая вперёд проспойлерю, что самый первый локомотив, т.н. «Дедушка» наиболее сбалансирован и более чем пригоден для всего путешествия.) Парочка вагонов достаются по сюжету, другие можно купить на станциях за наличные. Вообще покупка вагонов - самое финансово затратное в игре, поэтому первую половину советую жёстко экономить на всём, чтобы вовремя успеть собрать нужный состав (потому что потом будет поздно). Во-вторых, на остановках можно улучшать сам паровоз и вагоны, утепляя их, обшивая бронелистами, устанавливая в них печку, дополнительные полки, столы и койки и вообще наводить уют. Можно даже улучшать подвеску и какие-то детали, но это самое бесполезное. Основная цель улучшений - увеличить вместимость склада, тендера, теплушек и служебных вагонов, улучшить условия жизни и работы в них - особенно важно сохранять тепло, а так же увеличить прочность, чтобы они не развалились. Последнее - самое бесполезное - если ни во что не врезаться и не попадать под обстрел - износ вагонов минимален и их вполне хватает на путешествие.

Почему-то разработчики обошли вниманием внешнее украшение вагонов, которое было очень популярно у чехов - видно на исторических фото выше.

Отдельно стоит отметить наличие в составе поезда бронированного артиллерийского вагона, что делает из нашего поезда… БРОНЕПОЕЗД!!! Использование этого вагона сводится к возможности 3-4 раза бахнуть артиллерийский залп по любой точке карты (совершенно остаётся за кадром каким образом происходит наводка орудий и вообще передаётся приказ, т.к. во время сражений поезд вообще отсутствует в зоне видимости, а раций у них ещё не было), а так же во время движения поезда можно «виртуально» отгонять пулемётными очередями атакующие самолёты. Т.е. прям вкатить поезд на позиции и раскидать всех не получится - в тактических сражениях он непосредственно не участвует, а зря, так как большая часть тактических боёв идут вокруг железной дороги.

Большая часть стратегического режима помимо продвижения вперёд занимает добыча ресурсов (можно торговать, грабить заброшенные деревни, рыбачить в озере, валить лес, охотиться и ввязываться во всякие истории):

уголь - требуется для движения паровоза и отопления печек в вагонах. Так же можно давать легионерам на вылазки, чтобы они жгли костры и не мёрзли

дерево - используется для ремонта и всевозможного оснащения поезда, также можно переделывать в топливо

металл - нужен для обшивки вагонов, ремонта и прокачки агрегатов

еда - постоянно требуется для «жителей» поезда. Можно урезать пайки или вовсе не кормить, но тогда они могут истощать и подохнуть. Можно перерабатывать в более продвинутую еду типа гуляша, яблочного пирога и жареной рыбы, потребление которой даёт дополнительные бонусы и поднимает боевой дух.

ткань - требуется для оснащения и утепления вагонов, так же для «скаток» - чтобы утепляться на вылазках, и производства аптечек

травы - имеются ввиду всякие растения/ягоды/грибы подножного корма, которые можно дополнить к еде (типа добавить в суп и еды станет больше - гениально кстати) или готовить из них медикаменты и «стимуляторы»

деньги - нужны для покупки всего от угля до вагонов, в игре разные цены для села и города

порох - ни разу не использовал, можно самому делать боеприпасы

Ввиду нехватки ресурсов (которая правда ощущается только в начале игры) совершенно непонятно, почему их, как и вагоны, нельзя просто реквизировать у местного населения для нужд корпуса - такой вариант просто отсутствует! Всё-таки в стране идёт война и если тебе для нужд армии нужна еда, уголь, оружие или вагоны с этим обычно не церемонятся, особенно те у кого есть бронепоезд! А тут чехи опять образцово-показательные - все ресурсы или покупают за нал, или принимают в виде добровольных пожертвований. Деревни правда грабить как бы типа можно (в тактическим режиме, забирая всё что плохо лежит), но местным абсолютно пофигу, никто даже не возражает.

ГЕЙМПЛЕЙ - ТАКТИКА

О, тут разработчики не особо заморачивались и просто взяли довольно традиционную модель стратегии а-ля Company of Heroes, «В тылу врага» и т.д. Т.е. есть несколько солдатиков, управлять можно индивидуально каждым или сразу группой, они бегают по карте, стреляют, захватывают точки. Лутание трупов тут заменено на поиск ресурсов, что гораздо менее логично - оружие и амуниция в игре стоит бешеных денег, но их нельзя подбирать с трупов. Зато можно таскать на себе пару тонн металлолома и угля, найденного на карте. PROFIT!!!

Независимо от численности легионеров в поезде, с собой на вылазку можно взять не более 10 бойцов, при этом состав этого отделения должен быть сбалансирован по классам. Я для себя нашёл наиболее оптимальный состав:

2 разведчика-снайпера (самые читерские ребята, прокачанный снайпер выносит просто всех)

1 пулемётчик (можно больше, но неисторично)

2 гренадёра (ружейных гранатомётов у них нет, только ручные гранаты и мины)

4 стрелка (основа отряда, хорошо дерутся врукопашную, что экономит патроны. Можно совмещать способности классов, я себе сделал стрелка-медика)

1 медик (время от времени нужен перевязывать легко и тяжело раненных, а так же его «дешёвыми» выстрелами из пистолета можно уничтожать вражеское имущество).

Классовый (каламбур) состав противника примерно такой же, только там ещё есть красные командиры с маузерами, злые сторожевые собаки, крестьяне с вилами и… волки! Волки вообще, кстати, лютые, нападают стаями и могут загрызть, хорошо хоть медведей не завезли… Россия всё-таки…

Помимо солдатиков, на картах есть изрядное количество техники (броневики, грузовики, легкие танки Рено FT и тяжёлые Mark IV) и артиллерии («крупнокалиберные» пулемёты Максим, полевые пушки и 152мм гаубицы). Если её удаётся захватить - всё это очень помогает, правда у пушек и пулемётов дистанция стрельбы метров 30-50 от силы, а из техники ужасный обзор, поэтому самостоятельно использовать их почти нереально.

Карты сражений очень различные, представляют из себя то плотную городскую застройку, то хутора, деревни и разнообразную сельскую местность, то заводы и фабрики, укрепрайоны и даже аэродромы! Вообще миссии довольно разные, с кучей дополнительных целей и альтернативными вариантами прохождения - зачастую можно атаковать с разных сторон, устраивать перестрелку или по-тихому перерезать часовых, а-то и весь гарнизон - врываться пехотой или задействовать технику - вариантов прохождения масса. Есть эпизоды с обороной, когда нужно закрепиться на позициях и несколько минут удерживать натиск красных, иногда противник неплохо так обстреливает из артиллерии и бомбит с аэропланов.

Хотя на деле воссоздать атмосферу сражений времён гражданской войны к сожалению не получается… Горстка чехов действует как отряд супер-спецназовцев, с минимальными потерями уничтожая целые роты красноармейцев и штурмуя укреп-районы, захватывая станции и целые города. Антураж самих городов в общем неплох (хотя мне всё время казалось, что я играю в Ведьмака), но мелкие косячки с вывесками огорчают.

Отдельно остановлюсь на вооружении солдат, так как тут создатели сделали вид, что они в теме. Для каждого класса бойцов есть только один определённый тип оружия, но если есть деньги, можно разнообразить его вариациями с чуть улучшенными характеристиками. Ниже для знатоков чтобы вы окончательно офигели приведу список вооружения для каждого класса:

Стрелок: Винтовка Мосина, Винтовка Арисака тип.38, Автоматическая винтовка Фёдорова М1916

Гренадёр (сапёр): карабин М1903, Карабин Маузера К98, Карабин Мk I+ гранаты типа «Миллса?» (вроде «лимонку» ещё не изобрели) + какие-то самодельные мины и дымовые гранаты.

Снайпер: снайперские винтовки SRM1895, «Гевер» (видимо Маузер с прицелом), американская «Паттерн 14»

Пулемётчик: французский пулемёт Шоша, датский пулемёт Мадсена, американский пулемёт Льюиса

Медик: Наган, Парабеллум, Маузер С96

Думаю в большинству из вас набор вооружения покажется весьма… экзотическим, особенно учитывая что в игре всё это свободно продаётся и покупается в количестве в каждой третьей деревне по всей России. Для всего этого разнообразного арсенала используются аж 3 унифицированных патрона (пистолетный, винтовочный и пулемётный). То что пулемёты изначально разрабатывались под винтовочный патрон, и то что разные модели винтовок и карабинов имеют разный калибр и конструкцию гильзы… разработчики как обычно не слышали. Хотя в условиях дефицита боеприпасов это было бы наоборот интересно - собрал зоопарк из разных моделей винтовок - отлично - теперь попробуй найти к ним боеприпасы! Но при этом в игре учитывается вес оружия и боеприпасов при хранении на складе, что местами выбешивает, когда весь склад забит «тяжёлыми» патронами.

Противник и его ИИ традиционно оставляют желать лучшего - часовые с лёгкостью обводятся вокруг пальца - вообще механика стелса в игре зашкаливает: чехи как заправские ассасины или ниндзя могут прятаться в каждом кусте, а снайпера и вовсе сливаются с любой местностью как хамелеоны. При оборонах опорных точек противник не задумываясь зерг-рашит красными полчищами на пулемёты, хотя надо отдать должное - сапёры неплохо кидаются гранатами, а пулемётчики неплохо поливают огнём из укрытий, если конечно добегают до них… Дистанция стрельбы из стрелкового оружия традиционно для таких игр 20-30 метров, что тоже не добавляет историчности.

НЕИСТОРИЧНОЕ

«- Непонятно где происходит дело - в СССР нет фашистов, в Германии нет Гаврил - работников почты. © «12 стульев»»

Во-первых, сам сюжет. В игре полтора года войны сведено к нескольким дням вояжа из России и нескольким десяткам стычек с наглухо упоротыми красными, местами лишённые осмысленной мотивации. Реальная историческая роль Чехословацкого корпуса, который своим вынужденным стратегическим положением значительно усугубил масштаб Гражданской войны в Сибири, сведена к авантюрному путешествию. Постоянно делаются отсылки к каким-то историческим ситуациям, но они очень абсурдно и нелогично соотносятся с реальными событиями, хронологией и мотивацией персонажей. Если чехословаки едут «домой» - то это уже финал их похождений в районе 1920-ого года, но в таком случае они не могли стартовать в Сухиничах и под Москвой. А если они едут с самого фронта, то точно не домой им им ещё долго тусить в Сибирях.… Корпус долгое время контролировал большую часть стратегической дороги на которой оказался, а не прорывался через каждую станцию с боями, нехило под конец подставил «белых», сдав Колчака и договорившись с большевиками и т.д. - ничего этого в игре нет. Зато есть очень сомнительный эпизод по «спасению» царской семьи, а золотой запас они почему-то передают белогвардейцам…

Образ красногвардейцев выведен исключительно как жестоких палачей и грабителей собственного народа, сжигающих деревни, проводящих расстрелы и изводящих собственных солдат, которые от безысходности бухают водку с икрой прямо на посту (это не шутка если что). Конечно, Гражданская война была очень жестокой, о справедливости речь очень часто вообще не шла и обе стороны вырывали победу зубами как могли, но показанное в игре отношения слишком зашкаливает в беспросветный негатив и НЕНАВИСТЬ. Впрочем, от чехов сложно ожидать любви к коммунистам, но даже для игры образы очень однобокие и нелепые, только что орками не назвали. Они даже цинично жалуются, как жаль им было убивать так много русских людей…

Во-вторых - вооружение. У винтовок отсутствуют штыки, хотя есть опция ходить в штыковую атаку. Никакое холодное оружие не используется в ближнем бою. И у красных и у чехов просто огромное кол-во автоматического оружия и ручных пулемётов, что показалось мне неисторичным, особенно учитывая используемые экзотические модели. Также неадекватно распространена техника - все поля сражений буквально усеяны подбитыми танками и броневиками, да и тех что на ходу в любой точке карты найти не проблема. В финальной битве во Владивостоке (которой ирл вообще не было) с обоих сторон участвуют 2 броневика, 3 лёгких танка и 1 тяжёлый - целые танковые сражения! В общем количество техники как на фронтах Второй мировой, а не Гражданской, где 1 броневик был на вес золото! При этом полностью отсутствует кавалерия (ладно у легионеров, они типа на поезде - а у красных и белых почему её нет?) и нет грозы эпохи - тачанки! Видимо слишком сложно оказалось для разработчиков передать механику и анимацию телеги с лошадками и пулемётом…

Фортификация укрепрайонов в игре слишком скопирована с фронтов Первой мировой. Никто не строил таких укреплённых позиций глубоко в тылу России, Гражданская война была максимально мобильной и примитивной в военном отношении - плохообученные подразделения со скудным вооружением постоянно перемещались, не было чёткой линии фронта, редко рыли окопы, и вообще рулила кавалерия, манёвры и инициатива. Наличие бонусов в виде артиллерии с дюжиной снарядов, бронепоезда, броневичка или тачанки могли решить исход сражения и фронта… В игре этого нет. Вообще.

В-третьих - униформа. Особенно не повезло красной армии, зачем их так вырядили ума не приложу, особенно учитывая что при создании игры явно использовались фотографии и вообще нужные образцы формы легко гуглятся и хорошо изучены. Даже обращения и звания персонажей некорректны - главный антагонист-злодей «Генерал Морозов» - это какой-то 3,14зец! Какой «генерал» может быть у красных, которые сами вешали всех генералов. Должен быть какой-нибудь комиссар или комдив. Униформа чехов тоже стрёмная, особенно женская и снайперская. Ещё обратите внимания, что у красных в армии женщин нет (в отличие от игровых чехов), видимо чтобы не жалко было их убивать. Двойные стандарты.

РЕЗЮМЕ

Одной из ключевых задумок разработчиков было создать челлендж со снабжением поезда - типа продовольствия должно не хватать, легионеры будут голодать, угля тоже не хватает, все замёрзнут и сгинут в Сибири. Могла бы быть отличная игровая механика в духе «Frostpunk». Но меня так напугали советы Лагнера, что я настолько хорошо запасся провиантом, углём и тряпьём, что по прибытию во Владивосток мог снарядить ещё пару эшелонов. Оружия, денег и амуниции мои легионеры наворовали набрали столько, что весь поезд был ими буквально завален - в игре есть забавный «баг», что если на складе поезда нет места для оружия и патронов - можно раздать его бойцам на руки и оно… перестаёт занимать место! В общем челленджа выживания я не почувствовал, доехали мы сытно, в тепле, с водкой, гуляшом, балалайкой и с высоким боевым духом, хоть сейчас на фронт. Возможно на ещё более хардкорном уровне сложности это проявляется больше - можете попробовать.

Несмотря на постоянно нагнетаемую сюжетную атмосферу тяжести бытия игра всё равно получилась довольно забавной, атмосфера Гражданской войны воспринималась больше как декорация, красные настолько плохие, что не воспринимаются всерьёз, чехи настолько хорошие, что не понимаешь с чего они так всем помогают. «Белые» выведены очень так прям осторожненько, вскользь упоминаются их противоречия с легионерами и причастность к террору, но на деле все белые офицеры сугубо положительные, часто воюют рука об руку с чехами, никаких боевых столкновений с ними нет. Историю с Колчаком вообще постыдились упоминать - в сюжете он отсутствует.

При этом в сам геймплей заложено много интересных задумок - можно выбирать маршрут следования поезда (не знаю насколько это исторично, но есть 2 сюжетные развилки на путях), прикольно раскрываются все игровые персонажи - каждый со своей историей, интересно организована «прокачка» поезда, хотя местами и переборщили. Историческая техника тоже привлечена буквально вся которая была - даже есть эпизод с использованием бомбардировщика типа «Илья Муромец»! Как это часто бывает над игрой явно довольно кропотливо работали, продукт получился очень особенный и специфический, не для массового геймера. Но как это также часто бывает историчность оказалась погребена под видением разработчиков, повесточкой и сценарием….

Сама история про поезд с легионерами меня очень зацепила, я с большим интересом доиграл до конца и проникся заботой о выдуманных персонажах. После того как втянешься в процесс, игра реально «держит», несмотря местами на полную абсурдность происходящего. Но к сожалению показанная история «белочехов» оказалась не такой реальной, как пытались рассказать создатели.

-23

Автор текста: Eugen Blinde

Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Не пропустите так же наш телеграм-канал о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.