Хаяо и Хидэтака Миядзаки. Это не просто однофамильцы. Они смогли войти в историю и подарить нам действительно удивительные произведения искусства. И существует одна черта, которая объединяет их творчество - грусть. Только у Хаяо она возвышенная и светлая, а у Хидэтаки - темная и безнадежная. И если первый уже давно является одним из самых влиятельных мультипликаторов в мире, то второй стал суперзвездой относительно недавно. Геймдизайнер и глава студии FromSoftware Хидэтака Миядзаки стал одним из самых влиятельных людей в 2023 году.
Его творческий метод и серия souls-игр вознесли его на Олимп геймдева. Даже Хидео Кодзима в компании всех “металгиров” и клонов Биг Босса занервничали. Но эта статья не про дифирамбы великому Миядзаки. Мы решили вспомнить о первом и самом главном творении студии FromSoftware, с которого все началось - King's Field. Этот проект можно смело назвать матерью (или отцом?) всех souls-игр. И Хидэтака не имеет к ней никакого отношения.
Что такое King's Field
Если провести среди друзей и знакомых маленький соцопрос и выяснить, какая игра FromSoftware была у них первой, то большинство назовет либо Dark Souls, либо Demon's Souls. А те, кто помладше, наверное выберут более поздние творения студии. Первая игра вышла в 2011, а ее старшая сестра в 2009 году. В те времена народ был не так оказуален, как сегодня, но фишку первой DS выкупили далеко не все. Казалось бы, здорово! Новое action-RPG в духе темного фэнтези. Сейчас возьму меч-кладенец и пойду каких-нибудь орков бить, да принцесс из башен спасать. Но игроков ожидало… да, вы и сами знаете, что. Все оказалось очень сложно, запутанно и бессмысленно. Прямо, как твои отношения с бывшей (фить-ха!).
Интуитивно многие игроки воспринимают первый Dark Souls (либо Demon's Souls) стартовой точкой компании. Но все это было придумано намного раньше - в 1994 году. Итак, что же такое King's Field? Это серия ролевых игр, первая часть которой стала одной из самых первых RPG с видом от первого лица. И это еще не все! King's Field - это самая первая ролевая игра, вышедшая на PlayStation 1.
Сегодня игрушка выглядит по-доисторически забавно. Но в 94-м она производила впечатление, так как была полностью трехмерной. Для игроков тех лет King's Field выглядела очень технологично-продвинутой игрой. И еще она была… угадаете какой? Да. Дико сложной и непонятной.
Сюжет
Итак, история у нас разворачивается в королевстве Вердит, которое условно напоминает средневековую Европу. И однажды на эти земли вторглись злые силы! Началась война. Но катастрофы удалось избежать, благодаря подвигу одного доселе неизвестного героя. Зло было изгнано из Вердита и славного воина прозвали Драконом. Однако вскоре он просто взял и исчез. Жители не забыли его подвиг и построили в его честь святилище. В итоге ему стали поклоняться, как святому. Однако, годы неумолимо шли вперед. О Драконе стали забывать, святилище пришло в упадок, а новый правитель Вердита по имени Рейнхард и вовсе устроил возле храма королевское кладбище. Так выглядит пролог игры.
Мы же играем не за безликого аватара, а за вполне себе личность! Нас зовут Джон Альфред Форестер. Наш герой является сыном командира королевской стражи. И несложно догадаться, что Джон в юношестве во всем хотел походить на папку и усердно тренировался боевым искусствам. Однажды он решил покинуть родной Вердит, дабы попутешествовать и подтянуть своими навыки. Однако вскоре из дома стали проходить жуткие вести.
Он узнал, что нынешний король Вердита решил найти старинные сокровища в заброшенном святилище Дракона. Владыка отправлял туда экспедицию за экспедицией, но ни один воин не вернулся обратно. Дальше - больше! На королевском кладбище появились какие-то чудовища. В итоге король отправил отца нашего героя разобраться с этой нечистью. Но, увы, командир королевской стражи не справляется и пропадает без вести.
После этого король даже не думал бросать свою затею. Он разослал весть во все соседние королевства, чтобы созвать в Вердит отважных искателей приключений, которые добудут ему эти зловещие сокровища. И как вы догадались, на зов откликнулся Джон Форестер. Но не ради награды, а чтобы найти своего пропавшего отца.
Вот так начинается наше приключение. А теперь, внимание, спойлеры! Хотя кого мы обманываем? Игре уже 30 лет. Так что слушайте дальше.
По прибытию Джона на родину, на королевство опять нападают злые силы. Народ взмолился и вспомнил давнее пророчество о возвращении Дракона, который снова всех спасет. Джонни проникает в катакомбы, сражается с демонами и в процессе узнает жуткую тайну. Оказалось, что нынешний король Вердита Рейнхард - предатель, подлец, лжец и мерзавец. Он получил темную силу, убил собственного брата и жаждет мирового господства. В общем, классический набор.
Однако наш смельчак Джонни встречает эльфийку Мирию, получает от нее силу, затем находит меч Дракона и побеждает Рейнхарда. Потом он закрывает портал, из которого лезут демоны и… все. Джон Форестер, как истинный наследник Дракона, становится новым королем Вердита.
Геймлей и дизайн
В игре отсутствует карта мира, поэтому ориентироваться приходится по компасу. Также нет журнала заданий. Все надо запоминать самостоятельно. Держи компас и исследуй пять невероятно запутанных и сложных уровней в святилище Дракона. Наш герой может проводить обычную атаку, пульнуть магию, а также использовать “действие” и зайти в инвентарь.
В начале у Джона нет ни оружия, ни брони, и первое время ему придется сражаться с врагами голыми руками. В случае смерти герой теряет все накопленные деньги и опыт. Знакомо, не так ли?
Убитые монстры оставляют после себя оружие, броню и прочие предметы. Их можно подобрать и использовать самому. Еще в игре есть торговцы, у которых можно купить необходимые вещи.
Также в “King's Field” нет привычной системы уровней. Вместо этого навыки героя повышаются в зависимости от частоты использования того или иного предмета. Например, если часто пользоваться мечом, то умение владеть этим оружием будет расти. То же самое касается лука, щита и других предметов. Это немного напоминает нам подход The Elder Scrolls.
По началу игрок встречается с дикой сложностью. Вы умрете раз 10 в попытках убить рядового скелетика с палкой. И если вы играли в первую Dark Souls, то вы сразу же узнаете знакомую медлительность и неповоротливость как монстров, так и самого героя. Летать по коридорам и шустро всех метелить не получится.
Еще раз напомним, что речь идет об игре 1994 года. Но боевая система тут уже напоминает современную. Сегодня это выглядит очевидно, но в King's Field легкое оружие бьет быстро и наносит не особо много урона, а тяжёлое - лупит больно, но медленно. Также учитывается расход выносливости. Если вы орудуете большим топором, то быстрее устанете. И это еще не все. Помимо этого в атаке учитывается длина оружия! И это очень важный аспект боевой системы. И, кстати, основную роль тут играет не ваш уровень, а крутизна вашего снаряжения.
Одна из главных фишек соулс-игр - это враги, которые вновь возвращаются в случае вашей смерти или отдыха у костра. В этот момент King's Field просит Dark Souls подержать его пиво. Воздуха набрали? В King's Field монстры возрождаются постоянно! Погуляйте пару минут и вражинушка вернется. Это очень сильно осложняет изучение уровня. А именно процесс исследования играет тут самую главную роль.
Кстати об этом. Угадайте что тут есть? Да, правильно. Комнаты с сундуками с иллюзорными стенами. И в этом же секретном помещении запросто может находиться еще один невидимый проход! Таких секретиков разбросано очень много. Забавно, но именно в King's Field ребята из FromSoftware начали практиковать свой издевательский юмор. Ловушки, пустые сундуки, невидимые мосты и прочие приколы появились именно там. В общем, в процессе игры можно увидеть массу знакомых механик, которые стали визитными карточками компании.
В прошлом блоке мы достаточно подробно изложили сюжет игры. Кстати, обратите внимание, во главе угла стоит безнадежная цикличность катастрофы и престолонаследия, которая перезапускает и продолжает бытие в прежнем виде. И… снова привет Dark Souls. Так вот, сюжет в игре подается максимально дозировано. Что-то понять можно только из разговоров с NPC, которые, как вы догадались, с небольшим прибабахом. Они отвечают нам странными и обрывистыми фразами, которые скорее больше запутывают нас. Кстати, некоторых из них вы можете узнать. Например, там есть знакомый образ “удрученного воина”, который есть в каждой серии Dark Souls. А эльфийка Мириам похожа либо на Изумрудного Вестника, либо на Хранительницу Огня.
Левел-дизайн тут также очень знаком, хотя поначалу он пугает своей запутанностью. Но освоившись, начинаешь неплохо в нем разбираться. Например, в King's Field крайне важен “backtracking” и те самые срезы, которые связывают локации в самых неожиданных местах. Так же как и в первой DS, там где в Храм Огня буквально ведут все дороги. В King's Field работает похожий принцип.
В целом, в общих чертах мы вспомнили про все основные аспекты игры. Но хочется завершить обзор вишенкой на торте. Лунный меч - одна из главных узнаваемых фишек почти всей соулс-серии. И… да, вы все верно поняли. Впервые этот меч появился именно здесь. Собственно, это и есть то самое великое оружие Дракона, с помощью которого можно победить главного босса. Вот он, родненький, полюбуйтесь.
Ну что ж, пожалуй, на этом моменте можно плавно подводить итоги.
Итог
Интересно, что сказали бы ребята, которым DLC Shadow of the Erdtree показалось слишком сложным. King's Field уже была хардкором задолго до того, как это стало мейнстримом. Игра вышла эксклюзивно в Японии, но все равно каким-то образом оказалась на Западе. Ожидаемо, что критики и игроки дали неоднозначные оценки. Мол, это что вообще такое? Соответственно, продажи были так себе. Но благодаря рекламе в журналах, игра неожиданно стала активно покупаться, став коммерчески успешной. И еще раз отметим - на календаре 1994 год. А King's Field - это первый проект молодой и крошечной команды разработчиков, которые слепили игру всего за полгода.
Вы могли обратить внимание, что почти все основные механики и приколы FromSoftware были придуманы задолго до появления Миядзаки. Многие шутят, что “фромы” делают одну и ту же игру со времен Demon Souls. Нет. Они это делают с 1994 года, начиная с самого первого своего проекта. Великий Хидэтака лишь продолжил и улучшил великий труд FromSoftware. Как говорится, у самурая нет цели, есть только путь. Эта мемная цитата как нельзя лучше подходит этой выдающейся студии.
Засим, пригласим всех на GGSel, где вы найдете все три части Dark Souls. Самое время вспомнить, за что мы так любим эту великую трилогию. Пейте только самый свежий эстус, не забывайте отдыхать у костра и всем приятной игры.