Найти тему
КиноманИаК

"Тихое место: День первый" (2024): очередной странноватый приквел

В голливудском кино есть определение для неожиданно ставших хитами фильмов, на которые никто изначально особо не ставил - это так называемые sleepers. Самыми известными в этой категории являются "Ведьма из Блэр" и "Шестое чувство", но и вышедшее в 2018-м году первое "Тихое место" при скромном бюджете в 17 миллионов долларов стало хитом, взявшим в прокате 340 миллионов, и это фильм, не основанный на какой-либо франшизе или мерче. Скажем так, относительно оригинальная идея. Понятное дело, что после такого успеха студийный конвейер заработал на полную: решили делать целую трилогию, приквел, сериал и что-то еще. Хотя с выходом 2-й части, намеченной на март 2020 года сначала вышла промашка, ленту не успели выпустить до карантина, тем не менее, по выходу через год, в мае 21-го, лента также хорошо собрала: при возросшем бюджете в 61 миллион долларов лента взяла 297 миллионов, что с учетом многочисленных ограничений кинотеатрального проката можно считать большим успехом. Поэтому уже в этом году вышел приквел истории, а в 2025-м можно ожидать уже 3-ю часть, продолжающую линию выживания семьи Эбботов, героев основной трилогии. Приквел должен был рассказать историю начала всех событий, что уже звучит странновато, ведь во 2-й части нам уже показали, как все начиналось. В приквеле должны были быть другие герои, которые показывали происходящие события со своей точки зрения, а местом действия стал уже не небольшой городок Среднего Запада, а Нью-Йорк. Вышедший незадолго до премьеры трейлер красочно живописал историю выживания в условиях "Большого яблока" (так называют Нью-Йорк, если что) и по идее, должен был быть бодрым хоррором о выживании. Да и отзывы критиков оказались достаточно высокими. В общем, история должна была получиться в лучших традициях первых лент. Казалось бы, что могло пойти не так? А оно взяло и пошло не так. Сегодня проанализируем приквел "Тихого места", получилось ли снять его не хуже предыдущих частей и стоит ли вообще тратить на него время.

Теперь главная героиня - это больная раком терминальной стадии по имени Сэм. Она живет в хосписе со своим котом Фродо. Периодически делится переживаниями с другими такими же больными, а чтобы они не скучали, сочиняет "смИЩные стишата" о том, как присутствующие в очередной раз сходили под себя (Сэм - бывшая поэтесса и считает свое творчество забавным). Местный соцработник Рубен хочет вывести всех обитателей хосписа в Нью-Йорк на шоу пощёчин марионеток, но Сэм настойчиво требует пиццу. Рубен обещает, что как-нибудь потом, что выглядит особенно странно в случае пациента с терминальной стадией рака.

-2

Все же согласившись с доводами Рубена, Сэм оказывается в Нью-Йорке. Пип-шоу ей не нравится, поэтому героиня решает вместе со своим котом погулять по Нью-Йорку. Увидев странные явления на небе, Рубен уводит всех пациентов в автобус, находит Сэм, но в этот момент и начинается атака странных существ, реагирующих на звуки. Среди выживших оказываются только Сэм, Рубен и котик. И вот тут начинаются странности. Дело в том, что любое животное, а кошка особенно в непонятных ситуациях будет издавать звуки. Хотя бы показать, что страшно и попытаться получить коммуникацию от человека. Но замочить котика - такое зрители не простят ни в коем случае, поэтому пушистый Фродо, как минимум, любит философию стоицизма, ведь в течение фильма он ни разу не мяукнет, ни разу не создаст шум (ну почти) и будет всячески бегать за своей "двуногой" как послушная собачка.

Рубен и Сэм прячутся в театре с другими выжившими, видя, как странные существа атакует всех, кто издает какие-либо звуки. Местные власти уже посмотрели 2-ю часть "Тихого места" и знают, что агрессивные инопланетяне не умеют плавать, поэтому задействуют гени(т)альный план: взорвать все мосты и сконцентрировать всех существ на Манхеттене вместе с выжившими. Последним предлагаю "немного потерпеть", чтобы потом их можно было вызволить с помощью паромов. А чтобы зритель не заскучал, власти отправляют вертолеты с громкоговорителями на низком полете, чтобы как только сказали всю информацию, на них нападали инопланетяне и показывали, что увеличившийся до 70 миллионов долларов бюджет потрачен не зря.

-3

Дальше - лучше: после атаки существ в театре Сэм решает, что с нее хватит подобного и... надо вернуться к себе домой в Гарлем. На пути на видит, что существа не реагируют на звук воды, встречает трусоватого Эрика, английского дворецкого студента, а затем начинает идти дождь, вследствие чего герои относительно спокойно возвращаются на квартиру Сэм. Там надо найти таблетки Сэм, но их оказывается мало, только на 1 раз. И тут герои решают, что в такой мутной обстановке давно не было кринжа: поэтому надо срочно покричать, синхронизируясь с раскатами грома, вдруг кто-то из существ это услышит и все же покончит со страданиями героев.

Утром Сэм уходит, решая побродить по Гарлему, почитать выброшенные книги. Дождя уже нет, поэтому безопасно расхаживать не особо вариант, тем не менее, Сэм спокойно читает книгу, их с Фродо быстро находит Эрик, и все бы ничего, но кринжа в фильме все еще катастрофически мало, поэтому... Сэм "случайно" толкает тележку с книгами, привлекая к себе внимание всех монстров. Герои виртуозно бегут и даже спасаются. И тут... Сэм признается, что выживать она вообще не хочет, ей надо лишь немного обезболивающих, съесть свою любимую пиццу, посетить старый бордель джаз-клуб, где играл ее отец. Ну и все. Соответственно, обесцениваются не только предыдущие действия героев по выживанию в условиях постапокалипсиса, но еще оказывается, что в принципе маркетологи фильма обманули аудиторию, пообещав хоррор о выживании, а по сути - предоставили драму о последних желаниях глубоко больного человека.

-4

Все дальнейшие действия героев оказываются направлены на удовлетворение желаний Сэм, а не на выживание. Ну кроме самой концовки, которая получилась действительно неплохая, тут ничего плохого сказать не могу.

Неприятно, что в приквеле пошли на поводу у "повесточки" и представили нам "модную" героиню: больная раком в терминальной стадии афроамериканка - это канон в стиле Диснея и Нетфликса, но по сути это та же самая "сильная и независимая цветная женщина", которая и коней на скаку остановит котиков спасет, и в горящую избу войдет. Мужские персонажи либо откровенные слабаки типа боязливого Эрика, либо быстренько выпиливаются как Рубен. Хотя вроде история главной героини достаточно трагична, но за ней вообще неинтересно наблюдать, а кринжатина из серии "покричим в грозу" и "срочно надо пиццу" лишь это усиливает.

-5

Сценарий Майкла Сарноски получился средней затянутости. Есть пара неплохих экшн-сцен, но, как и отмечал выше, вместо survival-хоррора мы получили странную драму в стиле "Пока не сыграл в ящик". Герои совершают странные поступки, а потом обесценивают даже то, что совершили совсем недавно. Если бы маркетологи изначально сказали, что будет история о смертельно больном человеке, который оказался посреди апокалипсиса и теперь просто хочет реализовать свои нехитрые желания перед смертью - вопросов бы не было. Но получилась уже классическая история, когда в известной франшизе не только подменили героя на представителя "модного этнического меньшинства", но и когда увидели, что все это не работает, попытались замаскировать сюжет под нечто другое.

Для меня огромная загадка, кто эти все люди, считающие, что дочка богатого кенийского чиновника Люпита Нионго - талантливая актриса. Даже в фильме "12 лет рабства" она была с одинаковым выражением лица, а далее и подавно. Она никак НЕ тянет партию главной героини. Ее персонаж достаточно трагичен, можно было бы это как-то развить и при хорошей актерской игре выдать хоть какую-то драму, но это не про Нионго. Джозеф Куинн смотрелся более соответствующим своему персонажу и даже более того - ближе к концу ему хоть как-то получается сочувствовать, как и котику Фродо. Разочарование насчет роли Джимона Хонсу - его в фильме опять катастрофически мало, хотя как раз его герой мог бы оживить все действие при наличии большего количества экранного времени.

-6

Критики выдали ленте аж 84% положительных рецензий, но это тот случай, когда либо пишешь положительную рецензию, либо получаешь хейт, что не оценил фильм про страдания смертельно больной черной женщины. Поэтому насчет объективности подобных рецензий каждый уже решает для себя сам. При бюджете в 70 миллионов лента пока взяла 98 миллионов в мировом прокате. Вполне вероятно, что при хорошей посещаемости фильм может и доберет до показателей второй части, но и тут все весьма туманно.

Смотреть ли это кино? Это вопрос ожиданий. Если вы ждете боевитый приквел в стиле предыдущих лент, как и обещали маркетологи фильма, то скорее всего вас ждет разочарование. Если же таких ожиданий нет, ленту можно глянуть как очередной эксперимент с популярным материалом. Безусловно, это одноразовая лента, в которой есть несколько неплохих идей и сцен, но в общем картина и близко не стоит рядом с первыми двумя частями. Поставлю 4 из 10, т.к. изначально никаких ожиданий от фильма не было, как и от всех картин, где мелькает Нионго.

-7

Также предлагаю обзоры на другие недавно вышедшие хорроры:

------------------------------------------------------------------------------------

Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.