Mercedes-Benz – самая популярная в Японии марка импортных автомобилей и одновременно самый любимый премиум-бренд. На них ездят боссы якудзы и бизнесмены, их боготворят коллекционеры и петролхэды. Мы в компании «Легенда» выкупаем на аукционах старые Мерседесы в разбор в потрясающем состоянии и своими глазами видим, как об этих машинах заботились. Рассказываю во всех подробностях, откуда у японцев такая одержимость к этой марке.
Высокую популярность Мерседеса подтверждает статистика. За прошлый год в Японии было продано 4,28 миллиона легковых автомобилей. Из них только 273 тысячи – машины импортных брендов. И из них 51 тысяча – Мерседесы. На протяжении многих лет в Японии это иностранный бренд номер один. В 21-22 годах он опережал даже Lexus, который в 23 году почему-то неистово рванул вверх в 23. Продажи же Мерседесов стабильны всегда, а ближайший европейский аналог – BMW – востребован в полтора раза меньше.
И 15 лет назад ситуация была примерно такая же. Экспертное агентство Luxury Institute провело масштабный опрос японских семей с годовым доходом выше полумиллиона долларов. Согласно результатам, автомобильный бренд номер один для состоятельных японцев в 2009 году также был Mercedes-Benz, а за ним следовали Porsche и Lexus. Тот же опрос показал, что в премиуме японцы больше всего уважают западные бренды, не ограничиваясь машинами. В категориях одежды, обуви и аксессуаров доминировали Chanel, Giorgio Armani и Hermes. А Mercedes-Benz – это и есть Chanel в мире автомобилей.
Многие годы маркетинг Mercedes-Benz выстраивал имидж роскошных и комфортных автомобилей, в то время как конкуренты из BMW делали упор на динамику и драйв. Но состоятельным японцам, которые могут позволить себе материализм напоказ (то есть наплевав на этические ограничения), не хочется выставлять себя петролхэдами и искушёнными водителями – они в первую очередь хотят показного статуса и роскоши. То есть именно того, на что десятилетиями успешно программируют потребителей мерседесовцы.
А кто эти редкие японцы, которые всё же кичатся богатством и статусом? Как правило, большие боссы якудзы. Они все двигаются на тонированных леворульных S-классах, которых в центре Токио больше, чем каршеринга в Москве. На этот феномен обращали внимание многие журналисты, оказывавшиеся в этом городе, сюжеты и статьи о мафиози на Мерседесах в разное выходили во многих крупных мировых изданиях.
Интересно в 1995 году рассказал о Мересдесах якудзы тогда ещё юный автожурналист Джереми Кларксон. Например, он в своём сюжете (это было ещё до эпохи шоу Top Gear) упоминает, что незадолго до середины 90-х боссы мафии предпочитали Ягуары, но потом все как один пересели на «сто сороковой». По образу и подобию которого, кстати, и создан первый представительский Lexus – LS.
А недавно, в 2020 году в журнале Forbes вышло интервью их автомобильного колумниста с японским криминальным боссом. Причём с такими вопросами, которое не стал бы задавать местный – отчасти из-за их прямоты, а отчасти из-за очевидности ответов для японцев. Герой интервью рассказал, что он и все его коллеги по цеху предпочитают S-класс, потому что это очень мощная и одновременно крепкая машина, по надёжности с которой мог сравниться разве что Lexus LS.
При этом S-класс намного статуснее того же Лексуса, особенно если машина с левым рулём («европейцы» с левым рулём даже стоят на японской вторичке больше таких же, но праворульных моделей). А демонстрация статуса крайне важна в такой высоко иерархизированной структуре, как криминальный синдикат. Тонировка в Японии не принята, но боссов мафии это не волнует – приватность важнее, поэтому все их лимузины имеют тёмные стёкла. Плюс это некий визуальный сигнал, демонстрирующий, что внутри едет непростой пассажир.
Японcкие бизнесмены, которые могут себе позволить S-класс, но к мафии отношения не имеют, как минимум не тонируют свои машины, а также предпочитают Мерседесы с правым рулём, чтобы выглядеть менее вызывающе. Или вообще покупают Lexus LS, который на самом деле и стоит не меньше, и по комфорту и мощности давно уже не уступает S-классу. Просто мафия не терпит подражания себе – это чревато проблемами.
В любом случае, владение Мерседесом – это смелость выделяться, показать себя энтузиастом, более свободно мыслящим человеком. Это дорогого стоит в обществе, где не принято кичиться благосостоянием, а свобода самовыражения ограничена внутренними устоями. Материализм в Японии, но, как сказал бы Кличко, выпендриваться в Японии имеют право не только лишь все.
Ещё одна целевая аудитория Мерседеса в недавнем прошлом – те, кто могли позволить себе гонять по ночным хайвеям 300+ км/ч, но не готовы были ронять планку статуса, сидя в салоне из жёсткого пластика и серого винила вместо дерева с кожей. Всякие GT-R и Супры – это для молодёжи, а солидные и особо опасные стритрейсеры ночных автострад предпочитали многолитровые немецкие лимузины, завёрнутые в местный тюнинг.
Недаром, у AMG даже было в Японии своё конструкторское бюро, которое строило особые машины для местного рынка. Одним из лучших шедевров стало купе AMG S72 на базе кузова C140, сделанное в количестве 7 штук. Стандартный 6-литровый мотор увеличили до 7,2 литров – подобное с M120 делали только для Pagani Zonda C12. Альтернативой был W140 с мотором 7.3 от Brabus – такие безнаддувные двухтонные монстры составляли на ночном «вангане» достойную конкуренцию лёгким JDM-спорткарам, оснащённым каноничными рядными твинтурбошестёрками.
И даже если не участвовать в ночных гонках, но нужен запас мощности и динамики в представительском седане, то японские производители в девяностые и нулевые не могли ничего предложить. Из-за негласного джентельменского соглашения мощность всех японских автомобилей была ограничена 280 лошадиными силами. Поэтому и литраж был относительно небольшой – 4 литра у V8 Лексуса и 5 у Toyota Century с единственным японским V12. В то время как Мерседесы продавались с 6 литрами, к которым прилагалась передовая инженерия, пригодность к тюнингу и исключительный комфорт.
В настоящее время BMW делают не менее быстрые, надёжные и комфортные «семёрки», да и другие производители не отстают. Но тянущаяся из девяностых инерция мерседесовского имиджа в Японии так сильна, что этот бренд пока не собирается никому отдавать пальму первенства в премиуме. Глобальный респект японцев Мерседесам выражается и в поклонении классике марки. Например, в своё время узкие автомобильные круги интернета поразил репортаж одного из авторов Speedhunters из шоурума конторы J-Auto, специализирующейся на W124 E500, 190E Evo и прочих G-вагенах и AMG. Можете посмотреть этот ролик ниже – там всё ясно без перевода.
https://youtu.be/Qv5ezerJSHs?si=D0mCOXt7wRt-yWiC
Напоследок, показательный факт. Во время презентации электрического G-класса весной этого года в США, Mercedes-Benz выставили в качестве «группы поддержки» экспозицию классических Гелендвагенов. Часть этого наследия была привезена из заводского музея, а две особо редкие машины доставили из Японии. Это кабриолеты: дизельный Puch 1979 года и один из всего 120 построенных G36 AMG с 258-сильным мотором. Надеюсь, после этой статьи вас уже не удивляет тот факт, что их нашли в достойном для демонстрации на глобальном запуске состоянии именно в Японии.
Если понравилось – не жалейте репоста и лайка. Если есть что добавить и возразить – велкам в комменты!
А если хочется больше – вот мой прошлый лонгрид о том, почему машины в Японии так хорошо сохраняются.