Найти тему
Extreme Sound

Джон Карпентер: истории за гранью ужаса. Как рождались самые жуткие саундтреки

Джон Карпентер – без преувеличения, легенда жанра ужасов. Режиссер, подаривший миру десятки культовых фильмов, он еще и гениальный композитор, написавший музыку к большинству своих творений. Напряженная мелодия из «Побега из Нью-Йорка»? Его рук дело. Запоминающийся, отрывистый мотив из «Хэллоуина», от которого стынет кровь? Тоже он.

В пасти безумия
В пасти безумия

Несколько лет назад Карпентер, при поддержке своего сына Коди и крестника Дэниела Дэвиса, перезаписал 13 своих самых известных саундтреков. Вышедший альбом Anthology: Movie Themes 1974-1998 быстро стал классикой, без которой не обходится ни один Хэллоуин.

В этой статье мы расскажем о каждом треке из альбома, а сам маэстро раскроет секреты их создания.

Джон Карпентер
Джон Карпентер

В пасти безумия (1994)

«На создание музыки к этому фильму меня вдохновил «Чёрный альбом» Metallica. Изначально мы хотели использовать Enter Sandman, но не смогли получить права, поэтому я просто написал похожую композицию. Отец Дэниела сыграл на гитаре, и получилось просто потрясающе.

Вообще, с творчеством Metallica меня познакомили дети. До этого момента я не особо следил за их творчеством, но, как-то раз, услышал, как они слушают их музыку. Мне очень понравилась эта тяжесть, эта драматичность».

Нападение на участок 13 (1976)

«На главную тему «Нападения на участок 13» повлияли две вещи: песня Led Zeppelin «The Immigrant Song» и саундтрек Лало Шифрина к «Грязному Гарри», который, как мне кажется, сам был вдохновлен Led Zeppelin. Это незамысловатый, повторяющийся мотив. Он получился довольно грубым и прямолинейным.

Струнные инструменты были настроены на полтона ниже, но я заметил это только спустя время. Эта случайность сделала мелодию более жуткой.

Работал я практически в одиночку. Исключение составляли разве что инженеры, которые включали аппаратуру и записывали музыку.

Я просто делал то, что, как мне казалось, подходило для сцены. Это была моя работа — создавать звуковое сопровождение для фильмов. Я прекрасно чувствовал кино, потому что вырос на нем. Кинематограф был моей первой любовью и остается ею до сих пор».

Туман (1980)

«Музыка к «Туману» прошла через несколько стадий. Первые варианты я забраковал и записал все заново, сделав мелодию более легкой, невесомой, как сам туман.

Я помню все до мелочей о создании этих мелодий: каждую ошибку, каждый промах. Монтаж фильма был записан на пленку, я синхронизировал свой синтезатор с изображением и просто играл. Так было удобнее всего».

Повелитель тьмы (1987)

«Этот саундтрек получился особенным, и я им очень горжусь. Наверное, это самая страшная музыка, которую я когда-либо писал. Особенно мне нравятся хоровые партии, эта тьма, которая их пронизывает. Не могу сказать, что конкретно вдохновило меня на написание этой музыки, но сам фильм был вдохновлен фильмом Дарио Ардженто «Инферно».

Меня поразила свобода, с которой он снимал этот фильм. Он как будто говорил: «Я не забочусь о том, чтобы все было логично». И я подумал: «Это же настоящая свобода!». В музыке к «Повелителю тьмы» есть что-то от итальянского стиля 50-х и 60-х годов, но я не могу описать это словами».

Сантьяго (Вампиры, 1998)

«В фильме «Рио Браво» есть сцена, которая легла в основу сюжета «Вампиров». Дин Мартин, Джон Уэйн и Уолтер Бреннан заперты в тюрьме, а снаружи бандиты заставили музыкантов играть Degüello — мелодию, которую испанцы играли при осаде Аламо.

Дмитрий Тёмкин написал новую версию этой мелодии, которая совершенно не похожа на оригинал, и я захотел сделать что-то подобное для «Вампиров». Так родилась мелодия «Сантьяго», в которой чувствуется влияние вестерна.

В детстве меня привлекала научная фантастика и ужасы того времени, я их просто обожал, особенно Герберта Уэллса, но самое большое влияние на меня оказал Лавкрафт».

Побег из Нью-Йорка (1981)

«Эту мелодию я начал сочинять на пианино. Я играл ее месяцами, прежде чем записать. Она была мрачной, тревожной, предвещающей что-то плохое. В ней чувствовалось дыхание будущего, и это будущее было ужасным.

Вдохновением послужила война во Вьетнаме, которая омрачила нашу страну. Все парни моего возраста боялись, что их отправят умирать. У меня самого был приписной номер, но мне повезло избежать этой участи. Вероятно, именно поэтому в музыке так много отзвуков Вьетнама, ведь вертолеты — это машины, которые неизменно ассоциируются с этой войной.

Но на самом деле вдохновение носило скорее фэнтезийный характер. Это было сочетание фильма «Жажда смерти» с Чарльзом Бронсоном, который мне очень понравился, и романа Гарри Гаррисона «Планета проклятых», где главный герой попадает в самое опасное место на земле».

Хэллоуин (1978)

«Это был очень странный опыт. Фильм получил плохие отзывы критиков и провалился в прокате, но потом, благодаря сарафанному радио, стал набирать популярность.

Я понятия не имел, когда именно музыка привлекла к себе внимание, но это произошло гораздо позже.

Секрет этой мелодии прост: мой отец научил меня играть в размере 5/4, вот и все. Я был молод и наивен, и, конечно, не мог предположить, что эта мелодия станет такой популярной».

«Поросенок» Экспресс (Большой переполох в маленьком Китае, 1986)

«Эта мелодия — чистой воды ZZ Top, а именно их песня "Just Got Paid Today". Обожаю эту группу».

Они живут (1988)

«Блюз. В музыке нет никакой политики, в отличие от самого фильма. Это история простого рабочего парня, который приезжает в Лос-Анджелес в поисках работы, и блюз как ничто другое подходит для этой истории.

Лос-Анджелес — это как вся Америка: здесь есть все, что только можно пожелать — богатство и бедность, роскошь и нищета, самые красивые девушки в мире, пляжи, горы, снег… А еще люди — счастливые и грустные, богатые и бедные, честные и не очень. Все, что только можно вообразить».

Нечто (1982)

«В фильме звучит музыка Эннио Морриконе. Он написал простую, минималистичную мелодию, которая идеально вписалась в общую канву фильма. Я хотел, чтобы музыка была максимально лаконичной, в противовес тем вычурным саундтрекам, которые были популярны в то время. Но для других сцен фильма он написал очень пышные оркестровые композиции. Я очень доволен результатом».

Человек со звезды (1984)

«Музыку к этому фильму написал Джек Ницше — легендарная личность в музыкальном бизнесе, сессионный музыкант и пианист Rolling Stones. Он написал много ранних рок-н-ролльных хитов. Его порекомендовал мне Майкл Дуглас.

Это любовная тема, каких в моем творчестве не так много. Мой сын, только вернувшийся из Японии, страдал от смены часовых поясов. Он проснулся в 4 утра и записал несколько треков, а мы с Дэниелом их немного подчистили и добавили разные звуки».

Тёмная звезда (1974)

«Как ни странно, но на написание музыки к этому фильму меня вдохновил Бернард Херрманн. Боже, как давно это было! Я был таким наивным, и это слышно в музыке».

Кристина (1983)

«На все мои саундтреки так или иначе повлияли The Beatles и The Rolling Stones, их риффы, их звучание. В «Кристине» звучит песня Джорджа Торогуда и группы The Destroyers «Bad To The Bone», а также много музыки 50-х годов. Я же написал музыку для остальных сцен. А мелодия «Кристина» — это, по сути, рок-н-ролльная версия той музыки.

Это было сделано просто ради удовольствия. У этой песни очень классная энергетика».