Исполнилось 83 года со дня сдачи в эксплуатацию 2-х камерного сухого дока, который был построен по проекту Союзного государственного треста № 46 в мае 1941 года, накануне Великой Отечественной войны.
За десятилетия функционирования дока были дважды модернизированы его камеры – в 1955 году в связи с необходимостью постановки кораблей новых проектов (крейсеров «Мурманск» и «Александр Невский») была удлинена Южная камера. В 1978 году началась реконструкция и удлинение Северной камеры, которая продолжалась до 1995 года.
За годы эксплуатации камеры дока трижды обследовались специалистами научно-исследовательских институтов – в 1974, 1990 и 2000 годах. Выводы специалистов: «...нет основания считать несущую способность стен и днищ доков исчерпанной».
Но время идет вперед. Флот совершенствуется и это диктует необходимость перемен. До начала реконструкции док был способен принимать практически все корабли Северного флота, за исключением ТАВКР «Адмирал флота советского союза Кузнецов» и ТАРК «Пётр Великий». Продление срока эксплуатации уникального авианесущего крейсера продиктовало необходимость очередной модернизации дока.
К концу 2021 года было полностью завершено устройство ограждающей перемычки из трубошпунта и выполнено берегоукрепление. Чтобы осуществить доковый ремонт авианесущего крейсера «Адмирал флота советского союза Кузнецов» выполнено объединение и углубление камер дока и устройство части новой стапельной плиты. Для обеспечения дока электроэнергией возведен распределительный пункт трансформаторной подстанции и выполнено строительство эстакады для технологического присоединения к городским сетям.
В феврале 2022 года на стапельной плите установили доковый набор для постановки ТАВКР «Адмирал флота советского союза Кузнецов». В начале марта началось затопление дока водой. После этого начали разбирать отсыпку в районе прорана и сам проран (технический проем в перемычке, позволяющий завести корабль в док). Параллельно проходили работы по дноуглублению и расчистки подходного канала для завода корабля. В этот период смонтировано и прошло пусконаладочные работы швартовное оборудование. Также построены очистные сооружения бытового стока.
В конце мая 2022 года мурманские корабелы успешно выполнили операцию по постановке крейсера в заводской док.
В январе 2023 года началась подготовка к проведению доковой операции по выводу авианесущего крейсера: затопили док, разобрали проран и извлекли грунт. 21 февраля 2023 года состоялась операция по выводу корабля из дока и продолжение реконструкции.
За 2023 год выполнены работы по установке грунтовых анкеров для усиления берегоукрепления, установка грунтовых анкеров в старых стенах дока. Продолжаются работы по устройству противофильтрационной завесы для возведения головной части дока.
На строительной площадке ведут работу инспекторы Ростехнадзора и Росприроднадзора, осуществляющие проверку соблюдения требований законодательства и контроль над строительством. По итогам завершения проверок будут получены свидетельства о соответствии построенного сухого дока и используемых технологий проектной документации. Эти свидетельства позволят получить главный документ – о вводе объекта в эксплуатацию.
В декабре 2023 года на Севмаше завершилось строительство основного затвора сухого дока - батопорта длиной 78 метров и высотой 22 метра. Батопорт соответствует требованиям Правил Российского Речного Регистра к плавучим объектам с учетом круглогодичной эксплуатации. Впереди ожидается поставка портальных кранов на 50 и 100 тонн и шпилей для швартовки.
В январе 2024 года 35 судоремонтный завод посетила рабочая группа во главе с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Осмотрев производственные мощности и оценив ход строительных работ, глава региона подчеркнул: «На СРЗ реализуется мощный, важнейший для страны проект, связанный с модернизацией большого сухого дока. Есть четкий план развития. Очевидно, что с учетом принятых решений, с учетом того, как идет работа, завод имеет большую значимость, перспективу. Важно, что инвестиции делают предприятие современным. Спрос на судоремонт растет. Те проекты, которые здесь сегодня реализуются при поддержке Правительства России, имеют важнейшее стратегическое значение для нашей страны».
Габариты будущего сухого дока 35 СРЗ будут составлять 335 метров в длину и 70 метров в ширину - это единственный док таких габаритов на судоремонтном предприятии в России. Аналогичные камеры есть на территории республики Крым - АО «СЗ «Море», а также на Дальнем Востоке - «Судостроительный комплекс «Звезда». Однако данные доки, как и предприятия их эксплуатирующие, являются в первую очередь судостроительными.
Этот важный для предприятия проект позволит нарастить мощности для ремонта судов и обеспечит выполнение докования надводных кораблей I и II рангов и авианесущих кораблей.