Удалось побывать в очень интересном месте - "Музей-макет фортов Кронштадта». Расположен он в самом центре города в старинном здании Голландской кухни по ул. Макаровская 2А на набережной Купеческой гавани. Этот музей был открыт относительно недавно - в 2021 году, видимо по этому он не столь известен, чем следовало.
Посещение организовано относительно небольшими группами по 25 человек (что и правильно). Вход групп осуществляется с интервалом в 35 минут. Время сеанса - 55 минут с посещением двух залов. Приобрести билеты сразу у входа можно не всегда, гораздо надежнее сделать это заранее по интернету.
В экспозиции представлены макеты наиболее известных кронштадтских фортов в масштабах 1:87 (ранние форты), либо 1:200 (для фортов начиная со второй половины XIX-го века).
Первые минуты после входа в зал не очень впечатляют. Всех рассаживают на скамейки с видом на макеты фортов. Помещение затемняется, начинается показ фильма - ничего необычного. Но вот дальше каким-то магическим способом (игра тьмы и яркого света?), буквально через несколько минут, ты уже полностью вовлечен в процесс и находишься рядом с очередным экспонатом с широко раскрытыми глазами.
Начинается сеанс с возведения первого форта - "Кроншлот". На макете почти полностью воспроизведена картина известного современного художника-мариниста Тронь Андрея Анатольевича - "Строительство форта Кроншлот". Вот только копер на макете работает, а необходимые элементы подсвечиваются по ходу рассказа.
Следующий экспонат - форт "Кроншлот" уже после завершения его постройки. 7 мая (18 мая по новому стилю) 1704 года форт был освящен и эта дата считается днем основания города Кронштадт. Именно в таком виде форт в 1704 и 1705 году дважды участвовал в отражении попыток шведских кораблей прорваться к Санкт-Петербургу.
Следующий - форт "Император Петр I". Первоначально был построен при Петре I в 1724 году как батарея "Цитадель". В 1824 году батарея была почти полностью разрушена наводнением (тем самым, которое "Медный всадник" Пушкина) и уже перестроена по последнему слову техники середины XIX-го века как форт к 1834 году.
Форт "Император Александр I" более известен как "Чумной". Закончен строительством в 1845 году. Оказывается округлая форма фортов первой половины XIX-го века не для красоты - предполагалась, что от стен будут рикошетировать ядра.
Форт был готов защищать Санкт-Петербург, но его главная заслуга оказалась в научной сфере. После того, как сооружение утратило военное значение здесь с 1899 по 1917 год размещалась противочумная лаборатория.
Форт "Император Павел I" - первоначально был построен в 1739 году как деревянная батарея "Рисбанк". В 1840 году началась перестройка батареи в самый мощный по тем временам каменный форт. Полностью завершить постройку к Крымской войне не успели, однако и в недоделанном виде форт стал ключевым укреплением на Большом Кронштадтском рейде. Вот только спешка при достройке до хорошего не довела. Сразу после окончания войны форт пришлось разоружать для просушки. Сырость была такова, что порох становился абсолютно не пригоден для стрельбы. Затем форт еще несколько раз вооружался и перестраивался, пока полностью не утратил оборонительного значения и стал складом оружия и боеприпасов. До нашего времени от форта почти ничего не сохранилось. Сначала был взрыв в 1919 году, вероятно в результате диверсии. Потом мощный взрыв бесхозных мин заграждения в результате хулиганства в 1923 году.
Деревянный форт "Кроншлот" неоднократно перестраивался и следующий макет показывает его уже в виде близком к современному и в масштабе 1:200. "Остров погибших женихов" - именно такое прозвище получил этот форт еще до Великой Отечественной войны. Увольнений на берег не то, что в Ленинград, а даже в Кронштадт у проходивших там службу матросов почти не было.
Второй зал начинается с форта "Великий князь Константин" (масштаб 1:200). Изначально это была деревянная батарея "Двойная Южная", строительство которой началось в 1808 году. В 1834 году император Николай I в честь своего сына переименовал батарею в форт "Великий князь Константин" (кстати в возрасте 4-х лет он уже имел звание генерал-адмирала). Но деревянная батарея быстро обветшала и к 1854 году ее разобрали. С началом Крымской войны и угрозой вторжения британского флота на оставшемся фундаменте пришлось срочно возводить временную батарею. С 1858 года началось строительство современного форта. Представленный макет примерно соответствует началу XX-го века.
В центральной части форта размещена уникальная батарея Шведе. Сооружение названо в честь своего конструктора - военного инженера подполковника Альберта Шведе. Батарею построили в 1867 году, ее особенностью стала "лобовая" 190-225 мм броня. После Крымской войны стало понятно, что противостоять орудиям новых типов каменные стены уже не способны. Наиболее надежным казалась броня. Вот только для берега казематные конструкции оказались и слишком дорогие и более уязвимые чем появившиеся башни. Батарея Шведе сохранилась до наших дней.
На левом фланге форта размещена уникальная по конструкции батарея Паукера построенная к 1867 году. Ее 11-дм (280-мм) орудия были "скрывающимися". С помощью паровых машин платформа с орудием опускалась за бруствер для перезарядки. Идея была в том, чтобы не тратить средства на броню - пушка появлялась на очень короткое время над бруствером, стреляла и сразу "исчезала". Конструкция была очень сложной - ее работу отлаживали семь лет. Выгода в несколько большей защищенности оказалась бессмысленной из-за низкой скорострельности, большой стоимости, да и траектории падения снарядов изменились. На макете орудия поднимаются и опускаются, имитируется залп и даже дульная ударная волна на воде - выглядит и ощущается (акустически) очень впечатляюще.
С островом Котлин форт "Константин" был соединен железнодорожной веткой по насыпи в 1890 году. Дорога подходит к "Троицкой" батарее, вооруженной 8-и 11-и дюймовыми орудиями. "Троицкая" батарея строилась с 1899 по 1901 год. Для ее постройки использовался бетон, способный противостоять фугасным снарядам. Интересно, что прежде чем начать постройку разные типы бетонных сооружений несколько лет испытывались и стрельба по ним велась именно из форта "Константин". Обратите внимание на скругленные кромки как орудийных двориков, так и сквозняков (закругленная защита входов во внутренние помещения нижнего яруса батареи) - при опытах было выяснено, что отсутствие острых кромок снижает фугасное действие и уменьшает количество осколков.
Над батареей Шведе расположена батарея Брылкина, названная в честь командира Кронштадтского порта генерал-лейтенанта Брылкина В.Н. (1832-1899). Ее вооружение состояло из восьми скорострельных 152-мм орудий Канэ (могли делать до 10 выстрелов в минуту). Как минимум два из орудия форта "Константин" сейчас установлены на крейсере "Аврора", в том числе баковое (в позднее советское время/раннее постсоветское существовала шутка, что это самая мощная пушка в мире - "один выстрел и 70 лет разрухи"). Во время Великой Отечественной войны с батареи "работали" четыре 120-мм орудия с крейсера "Рюрик".
В 1897 году на форте "Константин" испытывалось радио Александра Степановича Попова, что также отображено на макете. Прожекторная установка была построена в 1916 году. Прожектор поднимался на мачте. На макете все работает. Полоса света очень яркая, вращается - очень красивое впечатление.
Следующий экспонат - макет форта "Граф Милютин" (масштаб 1:87). Изначально на этом месте в 1808 году была построена деревянная Южная батарея №3. В 1865 году на месте старой батареи было принято решение построить форт новейшей конструкции - с шестью вращающимися броневыми башнями системы Кольза (британец Купер Кольз - "отец корабельных башен") с двумя 11-дм орудиями каждая. Постройку батареи закончили в 1879 году, а в 1880 году переименовали в форт "Граф Милютин" - в честь военного министра и автора военной реформы 1860-х годов.
Башни с помощью паровых машин совершали полный оборот за одну минуту. Снаряды подавались также паровой лебедкой. На макете башни вращаются (стимпанк в чистом виде!).
Рядом с фортом находится модель печально известного броненосца "Русалка", погибшего со всем экипажем (178 человек) в сентябре 1893 года в шторм в Финском заливе.
Также в гавани форта находится модель подводной лодки конструкции Стапана Карловича Джевецкого. С 1880 по 1881 год было построено 50 таких субмарин (первая в мире серийная постройка подводных лодок), 16 из которых поступили на вооружение приморских крепостей на Балтике. Однако скорость и дальность подводного хода этой технической новинки даже для того времени оказались явно незначительными, а развитие торпед делало основное вооружение лодки - всплывающие мины, анахронизмом. В 1886 году все лодки Джевецкого вывели из боевого состава.
Башни окончательно устарели к началу XX-го века и их демонтировали к 1914 году. Вместо них установили шесть 152-мм орудий Канэ. Форт принял активное участие в Кронштадтском мятеже 1921 года и в Великой Отечественной войне. Разоружен в 1958 году. С 2018 года находится в аренде у частного лица и медленно восстанавливается, увы о восстановлении башен речи пока не идет. К слову в 1860-е годы стоимость постройки одной башни составляла 250 тыс. рублей, если попытаться перевести по золотому стандарту 1897 года то это будет больше 1,2 млрд. рублей 2024 года!
Завершает музей макет форта "Тотлебен" - хоть он и выполнен в масштабе 1:200 его размер внушает: 3945 на 1535 мм. Строился форт с 1897 по 1913 год, в том числе с использованием опыта боев в Порт-Артуре во время русско-японской войны. Назван в честь инженер-генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена. В советское время форт под именем "Первомайский" принял участие в Советско-финской и Великой Отечественной войне. Модернизировался и перевооружался вплоть до 1954 года.
В отличие от разочаровавшего нового "Музея военно-морской славы", «Музей-макет фортов Кронштадта» очень приятно удивил. Если Вам нравится военная история и масштабные модели, и удастся побывать в Кронштадте - посетите, не пожалеете.