Найти тему
Антон Наумкин

Музей-макет фортов Кронштадта

Удалось побывать в очень интересном месте - "Музей-макет фортов Кронштадта». Расположен он в самом центре города в старинном здании Голландской кухни по ул. Макаровская 2А на набережной Купеческой гавани. Этот музей был открыт относительно недавно - в 2021 году, видимо по этому он не столь известен, чем следовало.

Здание Голландской кухни
Здание Голландской кухни

Посещение организовано относительно небольшими группами по 25 человек (что и правильно). Вход групп осуществляется с интервалом в 35 минут. Время сеанса - 55 минут с посещением двух залов. Приобрести билеты сразу у входа можно не всегда, гораздо надежнее сделать это заранее по интернету.

В экспозиции представлены макеты наиболее известных кронштадтских фортов в масштабах 1:87 (ранние форты), либо 1:200 (для фортов начиная со второй половины XIX-го века).

Первые минуты после входа в зал не очень впечатляют. Всех рассаживают на скамейки с видом на макеты фортов. Помещение затемняется, начинается показ фильма - ничего необычного. Но вот дальше каким-то магическим способом (игра тьмы и яркого света?), буквально через несколько минут, ты уже полностью вовлечен в процесс и находишься рядом с очередным экспонатом с широко раскрытыми глазами.

Вид на первый зал в самом начале сеанса - шторы на окнах стади опускаться, свет еще не выключен.
Вид на первый зал в самом начале сеанса - шторы на окнах стади опускаться, свет еще не выключен.
Начало сеанса - свет погас, начался фильм, форты в "праздничной" подсветке.
Начало сеанса - свет погас, начался фильм, форты в "праздничной" подсветке.

Начинается сеанс с возведения первого форта - "Кроншлот". На макете почти полностью воспроизведена картина известного современного художника-мариниста Тронь Андрея Анатольевича - "Строительство форта Кроншлот". Вот только копер на макете работает, а необходимые элементы подсвечиваются по ходу рассказа.

Первый макет - начало строительства форта Кроншлот. Заметно, что все посетители собрались вокруг макета.
Первый макет - начало строительства форта Кроншлот. Заметно, что все посетители собрались вокруг макета.
"Строительство форта Кроншлот", художник Тронь А.А. (2001 г.).
"Строительство форта Кроншлот", художник Тронь А.А. (2001 г.).

Следующий экспонат - форт "Кроншлот" уже после завершения его постройки. 7 мая (18 мая по новому стилю) 1704 года форт был освящен и эта дата считается днем основания города Кронштадт. Именно в таком виде форт в 1704 и 1705 году дважды участвовал в отражении попыток шведских кораблей прорваться к Санкт-Петербургу.

Макет форта "Кроншлот" по состоянию на начало XVIII века. Видно внутреннее устройство стены.
Макет форта "Кроншлот" по состоянию на начало XVIII века. Видно внутреннее устройство стены.

Следующий - форт "Император Петр I". Первоначально был построен при Петре I в 1724 году как батарея "Цитадель". В 1824 году батарея была почти полностью разрушена наводнением (тем самым, которое "Медный всадник" Пушкина) и уже перестроена по последнему слову техники середины XIX-го века как форт к 1834 году.

Форт "Император Петр I". Подсветка имитирует живые волны, выглядит очень эффектно.
Форт "Император Петр I". Подсветка имитирует живые волны, выглядит очень эффектно.
Работа 3d mapping технологии - в данном случае указывается на артиллерийские орудия. Внутри дворика видна ядрокалильная печь - непременный атрибут русских береговых крепостей времен Крымской войны. По нормативам 1844 года - одна печь на восемь орудий, точное соответствие "Правилам вооружения приморских крепостей".
Работа 3d mapping технологии - в данном случае указывается на артиллерийские орудия. Внутри дворика видна ядрокалильная печь - непременный атрибут русских береговых крепостей времен Крымской войны. По нормативам 1844 года - одна печь на восемь орудий, точное соответствие "Правилам вооружения приморских крепостей".
Чертеж ядрокалильной печи (устаревшее название - ядрокалительная печь). Оказывается имела интересное устройство - этакий конвейер на 100 снарядов (картинка из жж chief-179).
Чертеж ядрокалильной печи (устаревшее название - ядрокалительная печь). Оказывается имела интересное устройство - этакий конвейер на 100 снарядов (картинка из жж chief-179).
Канонерская лодка проходит по внутренней гавани форта, при этом мосты поднимаются и опускаются. Оказывается разводные мосты сначала появились на фортах, только потом в Петербурге.
Канонерская лодка проходит по внутренней гавани форта, при этом мосты поднимаются и опускаются. Оказывается разводные мосты сначала появились на фортах, только потом в Петербурге.
Современное состояние форта "Император Петр I" - ведутся ремонтные работы.
Современное состояние форта "Император Петр I" - ведутся ремонтные работы.

Форт "Император Александр I" более известен как "Чумной". Закончен строительством в 1845 году. Оказывается округлая форма фортов первой половины XIX-го века не для красоты - предполагалась, что от стен будут рикошетировать ядра.

Форт "Император Александр I".
Форт "Император Александр I".

Форт был готов защищать Санкт-Петербург, но его главная заслуга оказалась в научной сфере. После того, как сооружение утратило военное значение здесь с 1899 по 1917 год размещалась противочумная лаборатория.

Лошади стали основным "материалом" для исследований и производства вакцин. На макете изображена прогулка лошадей и конюшня "Чумного" форта. Видны элементы лифта для лошадей (действует). Ярко освещенное окно - операционная противочумной лаборатории.
Лошади стали основным "материалом" для исследований и производства вакцин. На макете изображена прогулка лошадей и конюшня "Чумного" форта. Видны элементы лифта для лошадей (действует). Ярко освещенное окно - операционная противочумной лаборатории.
Разгрузка парохода "Микроб". Стрела крана действует. Вся связь с внешним видом осуществлялась строго этим пароходом (зимой на санях по льду). Прямо на пристани всех прибывших проверял специально назначенный жандарм, никого из посторонних не допускавший в форт.
Разгрузка парохода "Микроб". Стрела крана действует. Вся связь с внешним видом осуществлялась строго этим пароходом (зимой на санях по льду). Прямо на пристани всех прибывших проверял специально назначенный жандарм, никого из посторонних не допускавший в форт.
Сейчас "Чумной" форт восстанавливается, открытие для публики планируется в 2025 году.
Сейчас "Чумной" форт восстанавливается, открытие для публики планируется в 2025 году.

Форт "Император Павел I" - первоначально был построен в 1739 году как деревянная батарея "Рисбанк". В 1840 году началась перестройка батареи в самый мощный по тем временам каменный форт. Полностью завершить постройку к Крымской войне не успели, однако и в недоделанном виде форт стал ключевым укреплением на Большом Кронштадтском рейде. Вот только спешка при достройке до хорошего не довела. Сразу после окончания войны форт пришлось разоружать для просушки. Сырость была такова, что порох становился абсолютно не пригоден для стрельбы. Затем форт еще несколько раз вооружался и перестраивался, пока полностью не утратил оборонительного значения и стал складом оружия и боеприпасов. До нашего времени от форта почти ничего не сохранилось. Сначала был взрыв в 1919 году, вероятно в результате диверсии. Потом мощный взрыв бесхозных мин заграждения в результате хулиганства в 1923 году.

Форт "Император Павел I" в расцвете своего могущества.
Форт "Император Павел I" в расцвете своего могущества.
Основной калибр форта "Император Павел I" бомбические орудия с дальностью до 4 километров. Вершина технологий середины XIX-го века.
Основной калибр форта "Император Павел I" бомбические орудия с дальностью до 4 километров. Вершина технологий середины XIX-го века.
Территория форта - видны два колодца, алтарь.
Территория форта - видны два колодца, алтарь.

Деревянный форт "Кроншлот" неоднократно перестраивался и следующий макет показывает его уже в виде близком к современному и в масштабе 1:200. "Остров погибших женихов" - именно такое прозвище получил этот форт еще до Великой Отечественной войны. Увольнений на берег не то, что в Ленинград, а даже в Кронштадт у проходивших там службу матросов почти не было.

Макет форта "Кроншлот" при дневном свете (снято до начала сеанса). Виден маленький секрет - след от движения кораблика по поверхности.
Макет форта "Кроншлот" при дневном свете (снято до начала сеанса). Виден маленький секрет - след от движения кораблика по поверхности.
"Кроншлот" - фрегат идет по внутренней гавани.
"Кроншлот" - фрегат идет по внутренней гавани.
Современное состояние форта "Кроншлот" - ведутся ремонтные работы, открытие для посещений запланировано на 2025 год.
Современное состояние форта "Кроншлот" - ведутся ремонтные работы, открытие для посещений запланировано на 2025 год.

Второй зал начинается с форта "Великий князь Константин" (масштаб 1:200). Изначально это была деревянная батарея "Двойная Южная", строительство которой началось в 1808 году. В 1834 году император Николай I в честь своего сына переименовал батарею в форт "Великий князь Константин" (кстати в возрасте 4-х лет он уже имел звание генерал-адмирала). Но деревянная батарея быстро обветшала и к 1854 году ее разобрали. С началом Крымской войны и угрозой вторжения британского флота на оставшемся фундаменте пришлось срочно возводить временную батарею. С 1858 года началось строительство современного форта. Представленный макет примерно соответствует началу XX-го века.

Общий вид форта "Великий князь Константин" (часто просто называется форт "Константин").
Общий вид форта "Великий князь Константин" (часто просто называется форт "Константин").

В центральной части форта размещена уникальная батарея Шведе. Сооружение названо в честь своего конструктора - военного инженера подполковника Альберта Шведе. Батарею построили в 1867 году, ее особенностью стала "лобовая" 190-225 мм броня. После Крымской войны стало понятно, что противостоять орудиям новых типов каменные стены уже не способны. Наиболее надежным казалась броня. Вот только для берега казематные конструкции оказались и слишком дорогие и более уязвимые чем появившиеся башни. Батарея Шведе сохранилась до наших дней.

Подсвеченная батарея Шведе.
Подсвеченная батарея Шведе.

На левом фланге форта размещена уникальная по конструкции батарея Паукера построенная к 1867 году. Ее 11-дм (280-мм) орудия были "скрывающимися". С помощью паровых машин платформа с орудием опускалась за бруствер для перезарядки. Идея была в том, чтобы не тратить средства на броню - пушка появлялась на очень короткое время над бруствером, стреляла и сразу "исчезала". Конструкция была очень сложной - ее работу отлаживали семь лет. Выгода в несколько большей защищенности оказалась бессмысленной из-за низкой скорострельности, большой стоимости, да и траектории падения снарядов изменились. На макете орудия поднимаются и опускаются, имитируется залп и даже дульная ударная волна на воде - выглядит и ощущается (акустически) очень впечатляюще.

Два орудия батареи Пуакера на подъемных площадках.
Два орудия батареи Пуакера на подъемных площадках.
Схема батареи Паукера.
Схема батареи Паукера.
11-дм береговая пушка обр. 1867 года из собрания Артиллерийского музея (фотография сделана в апреле 2024 г.). Такие орудия были и на форте "Константин".
11-дм береговая пушка обр. 1867 года из собрания Артиллерийского музея (фотография сделана в апреле 2024 г.). Такие орудия были и на форте "Константин".

С островом Котлин форт "Константин" был соединен железнодорожной веткой по насыпи в 1890 году. Дорога подходит к "Троицкой" батарее, вооруженной 8-и 11-и дюймовыми орудиями. "Троицкая" батарея строилась с 1899 по 1901 год. Для ее постройки использовался бетон, способный противостоять фугасным снарядам. Интересно, что прежде чем начать постройку разные типы бетонных сооружений несколько лет испытывались и стрельба по ним велась именно из форта "Константин". Обратите внимание на скругленные кромки как орудийных двориков, так и сквозняков (закругленная защита входов во внутренние помещения нижнего яруса батареи) - при опытах было выяснено, что отсутствие острых кромок снижает фугасное действие и уменьшает количество осколков.

Железная дорога и 8-и и 11-и дюймовые орудия Троицкой батареи.
Железная дорога и 8-и и 11-и дюймовые орудия Троицкой батареи.

Над батареей Шведе расположена батарея Брылкина, названная в честь командира Кронштадтского порта генерал-лейтенанта Брылкина В.Н. (1832-1899). Ее вооружение состояло из восьми скорострельных 152-мм орудий Канэ (могли делать до 10 выстрелов в минуту). Как минимум два из орудия форта "Константин" сейчас установлены на крейсере "Аврора", в том числе баковое (в позднее советское время/раннее постсоветское существовала шутка, что это самая мощная пушка в мире - "один выстрел и 70 лет разрухи"). Во время Великой Отечественной войны с батареи "работали" четыре 120-мм орудия с крейсера "Рюрик".

Батарея 152-мм орудий Канэ над батареей Шведе.
Батарея 152-мм орудий Канэ над батареей Шведе.

В 1897 году на форте "Константин" испытывалось радио Александра Степановича Попова, что также отображено на макете. Прожекторная установка была построена в 1916 году. Прожектор поднимался на мачте. На макете все работает. Полоса света очень яркая, вращается - очень красивое впечатление.

Прожектор форта "Великий князь Константин" в поднятом положении.
Прожектор форта "Великий князь Константин" в поднятом положении.

Следующий экспонат - макет форта "Граф Милютин" (масштаб 1:87). Изначально на этом месте в 1808 году была построена деревянная Южная батарея №3. В 1865 году на месте старой батареи было принято решение построить форт новейшей конструкции - с шестью вращающимися броневыми башнями системы Кольза (британец Купер Кольз - "отец корабельных башен") с двумя 11-дм орудиями каждая. Постройку батареи закончили в 1879 году, а в 1880 году переименовали в форт "Граф Милютин" - в честь военного министра и автора военной реформы 1860-х годов.

Общий вид макета форта "Граф Милютин". Хорошо виден люк прожектора - первого электрического прожектора в Кронштадтской крепости, сооруженного в 1887 году. На макете крышка открывается, прожектор на мачте поднимается и светит! Кстати электрические лампочки на форту появились раньше чем в Петербурге.
Общий вид макета форта "Граф Милютин". Хорошо виден люк прожектора - первого электрического прожектора в Кронштадтской крепости, сооруженного в 1887 году. На макете крышка открывается, прожектор на мачте поднимается и светит! Кстати электрические лампочки на форту появились раньше чем в Петербурге.

Башни с помощью паровых машин совершали полный оборот за одну минуту. Снаряды подавались также паровой лебедкой. На макете башни вращаются (стимпанк в чистом виде!).

Башня крупным планом. Обратите внимание какие короткие стволы.
Башня крупным планом. Обратите внимание какие короткие стволы.

Рядом с фортом находится модель печально известного броненосца "Русалка", погибшего со всем экипажем (178 человек) в сентябре 1893 года в шторм в Финском заливе.

Броненосец "Русалка".
Броненосец "Русалка".

Также в гавани форта находится модель подводной лодки конструкции Стапана Карловича Джевецкого. С 1880 по 1881 год было построено 50 таких субмарин (первая в мире серийная постройка подводных лодок), 16 из которых поступили на вооружение приморских крепостей на Балтике. Однако скорость и дальность подводного хода этой технической новинки даже для того времени оказались явно незначительными, а развитие торпед делало основное вооружение лодки - всплывающие мины, анахронизмом. В 1886 году все лодки Джевецкого вывели из боевого состава.

Подводная лодка Джевецкого.
Подводная лодка Джевецкого.

Башни окончательно устарели к началу XX-го века и их демонтировали к 1914 году. Вместо них установили шесть 152-мм орудий Канэ. Форт принял активное участие в Кронштадтском мятеже 1921 года и в Великой Отечественной войне. Разоружен в 1958 году. С 2018 года находится в аренде у частного лица и медленно восстанавливается, увы о восстановлении башен речи пока не идет. К слову в 1860-е годы стоимость постройки одной башни составляла 250 тыс. рублей, если попытаться перевести по золотому стандарту 1897 года то это будет больше 1,2 млрд. рублей 2024 года!

Бытовая сценка на территории форта - солдаты занимаются физкультурой.
Бытовая сценка на территории форта - солдаты занимаются физкультурой.

Завершает музей макет форта "Тотлебен" - хоть он и выполнен в масштабе 1:200 его размер внушает: 3945 на 1535 мм. Строился форт с 1897 по 1913 год, в том числе с использованием опыта боев в Порт-Артуре во время русско-японской войны. Назван в честь инженер-генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена. В советское время форт под именем "Первомайский" принял участие в Советско-финской и Великой Отечественной войне. Модернизировался и перевооружался вплоть до 1954 года.

Общий вид форта "Тотлебен".
Общий вид форта "Тотлебен".
Орудия форта "Тотлебен".
Орудия форта "Тотлебен".
Работа трех прожекторов форта "Тотлебен" (скрин с видео).
Работа трех прожекторов форта "Тотлебен" (скрин с видео).
Тени "Мессершмиттов" - сопровождают рассказ о форте в годы войны.
Тени "Мессершмиттов" - сопровождают рассказ о форте в годы войны.
Вход в "Музей-макет фортов Кронштадта".
Вход в "Музей-макет фортов Кронштадта".

В отличие от разочаровавшего нового "Музея военно-морской славы", «Музей-макет фортов Кронштадта» очень приятно удивил. Если Вам нравится военная история и масштабные модели, и удастся побывать в Кронштадте - посетите, не пожалеете.