Отвлечёмся от великих писателей XIX века и поговорим о насущных проблемах, точнее, о вечных проблемах писателей, желающих «угодить» читателям. Ничего зазорного, как говаривал А. С. Пушкин, в этом нет. Ибо писать для того, чтобы тебя читали, и читали с интересом — это нормально. По крайней мере, я так считаю.
Так вот, главная забота автора — это крепкий, увлекательный сюжет, именно он вызывает интерес читателя, и он позволяет раскрыть образ героев. Одним из главных признаков хорошего сюжета считается его динамичность.
Несколько слов о динамичности
В широком смысле слова под динамичностью понимается непрерывное развитие сюжета, то есть изменения, происходящие с героем и описываемыми событиями. Динамичный сюжет, как правило, строится по трёхчастной схеме арки: от завязки к кульминации, а от неё — к развязке. Но это самое общее понимание.
Многие авторы, особенно начинающие, считают, что в динамичном сюжете обязательно должен присутствовать экшен, то есть погони, драки, быстрая смена картинки, приключения, когда с героями постоянно происходят какие-то встряски. И это неизбежно вызывает вопрос: «Значит, спокойный сюжет без драк и погонь не может быть интересным?»
Вопрос это непростой, потому что действительно, многих читателей больше интересуют приключения героя, яркие события, а не скучные жизнеописания. Почему скучные? Потому что читатель не видит в них ничего необычного, что бы могло его зацепить. Однако здесь, конечно, большое значение имеет и мастерство автора, и форма подачи истории. Но мы сейчас не об этом.
Всё вышесказанное имеет отношение к внешней динамике сюжета, то есть к событийному ряду, который описывает автор. Более подробно об этом виде динамики вы можете почитать в другой статье. А здесь мы вспомним, что, кроме внешней, есть ещё и внутренняя динамика, о которой авторы часто забывают.
В чём смысл и значение внутренней динамики
Развитие сюжета, та самая «движуха», которая необходима для увлекательного повествования, не обязательно требует бесконечной смены событий. Более того, иногда эти события вообще никакого отношения к сюжету не имеют, потому что автор, одержимый мыслью о необходимости динамичности, придумывает экшен ради экшена. И нередко оправдывает это необходимостью раскрытия характера героя, а на деле мы видим героя, бесконечно сражающегося с непонятно откуда берущимися врагами или убегающего от них. Герой попадает из огня в полымя, но это никак не влияет на его личностные качества. Автору не до этого, он выдумывает для своих персонажей новые засады. Да и с сюжетом в этом случае часто возникают проблемы: герои активно куда-то бегут, но куда и зачем, даже автор не понимает.
Вот и получается, что динамика есть, а сюжета, как такового, нет. Потому что автор забыл о внутренней динамике, то есть, в широком смысле слова, о том, что происходит в душе персонажей. В основе внутренней динамики чаще всего внутренний конфликт, и именно он определяет развитие сюжета. Так, как это происходит в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Внутренний конфликт может возникнуть по разным причинам, его порождает, например:
- необходимость нравственного выбора героя (спасти друга или убить заклятого врага; остаться с любимой женщиной или уйти защищать родину и т. д.);
- желание героя повысить собственную самооценку, доказать самому себе «тварь ли я дрожащая или право имею»;
- осознание собственных недостатков и пороков, которые мешают жить или даже, возможно, привели к разрыву с близким человеком или стали причиной катастрофы; то есть то, что обычно называют муками совести.
Кроме внутреннего конфликта, основой развития сюжета может быть желание героя самоутвердиться, стремление к власти, к более высокому социальному статусу. Да и просто влюблённость и необходимость завоевать сердце предмета мечтаний. Всё это стимулы внутренней динамики, которая выражается в рефлексии героя, в размышлениях, в борьбе мотивов, в принятии сложных решений и т. д.
Хотя внешние события оказывают влияние на персонажей, но их психологические изменения показываются через внутреннюю динамику. Принимая решения, оценивая себя и свои качества, герой вырабатывает стратегию действий, совершает поступки и не только меняется сам, но и меняет окружающий мир, в том числе отношения с другими персонажами. И это становится основой развития сюжета, причём вполне себе динамичного и увлекательного. Ибо читатель в этом случае даже больше проникается переживаниями героя, нежели в ситуации чистого экшена.
Хотя, конечно, не стоит слишком погружаться в рефлексирование героя, так как он в этом случае может выпасть из реальности. Как бы ни был интересен внутренний мир персонажа, акцентирование внимания исключительно на нём вызовет у читателя скуку. О действиях и поступках тоже не стоит забывать.
Можете почитать еще статью по теме: