Найти тему

Сумасшествие как возможность выжить. Психологический разбор фильма "Остров проклятых" 1

Может ли сумасшествие спасать человека? Что является проклятьем: уход от реальности ли возвращение в нее? Давайте об этом порассуждаем после просмотра фильма "Остров проклятых"

«Остров проклятых» ("Shutter Island") — американский детективный триллер режиссёра Мартина Скорсезе, 2010 г.

Главный герой фильма «Остров проклятых» - участник второй мировой войны. Опыт военных действий, особенно события освобождения концлагеря, оставил в его душе огромные раны. В мирной жизни это проявилось в посттравматическом синдроме. Работая в полиции, он как будто вновь и вновь пытается пережить травматические события, но не справляется. Единственное средство заглушить душевную боль — это алкоголь. Это средство притупляя боль травмы, снижает чувствительность к жизни. Главный герой не замечает, что у жены развивается психическое заболевание, а дети нуждаются во внимании, заботе и защите.

Когда жена в состоянии психоза убивает детей, он не состоянии пережить трагедию. Он стреляет в жену, отзываясь на просьбу освободить ее. Находясь сам в ужасном психологическом состоянии, он не может перенести и психологически переработать весь этот ужас. Чувство вины затапливает его психику. Главный герой психологически истощен и переполнен негативными чувствами и эмоциям, которым он не может придать хоть какой-то смысл. Его психика вытесняет в бессознательное события, связанные со смертью его детей и убийством жены. Сумасшествие становится его пристанищем. Он отвергает реальность, она для него убийственна. Психика разбирает события как мозаику и составляет новые композиции, которые будут защищать главного героя от невыносимых переживаний (прежде всего, вины), а, значит, от смерти.

Но эмоции и чувства пережитого сильны, и они настойчиво прорываются в память. Трагические события его семьи заслоняются и прячутся за более ранними травмирующими переживаниями. Невозможно помнить мертвые тела своих детей, но тела замученных людей в концлагере вполне приемлемо. Образ концлагеря становится психической метафорой, в которой возможно разместить убийство жены как способ ее освобождение. Психика реальные воспоминаний об освобождении концлагеря, дополняет сценами убийства и таким образом отражает семейную трагедию в событиях войны. Новая история воспоминаний надежно защищает главного героя от убийственного чувства вины. Теперь он — Эдвард (Тедди) Дэниелс, герой войны, полицейский, который не пьет и твердить, что пришел не убивать.

-2

Важно заметить, что главный герой не является окончательно сумасшедшим. Есть часть психики, которая старается вернуть его в реальные воспоминания, где он Эндрю Леддис . Эта часть будоражит его во сне, триггерит через соприкосновение с водой. Таким образом, в психике разворачивается борьба между двумя частями психики: одна часть охраняет его от прошлых реальных событий (Эдвард (Тедди) Дэниелс), а другая требует вспомнить все (Эндрю Леддис).

Особенно ярко эта борьба проявляется в символике воды и огня. Вода напоминает ему о смерти детей. Это яркий триггер. Шторм, ливень — эта символика беспокойства, борьбы внутри психики. Нет покоя. Эта часть психики, которая способствует воспоминанию.

Защитная часть психики противопоставляет образ огня. Огонь спасает главного героя от воспоминания, связанное с водой, то есть с травмирующими событиями. В новой психической реальности огонь становится причиной смерти жены. Причем жена умирает не от самого огня, она задыхается. Тедди отмечает, что это важно! Для него это важно, так как необходимо, чтобы огонь не ассоциировался с чем-то страшным. Когда вода настойчиво вызывает воспоминания, образ огня вызывает галлюцинации. Везде, где в фильме у героя появляются галлюцинации, присутствует огонь (костер, пожар, зажженная спичка, взрыв).

-3

Часть психики, которая способна вспомнить травмирующие события, замечают психиатры и пытаются ей дать возможность проявиться. Идея заключается в том, чтобы дать ему возможность самому расследовать себя, найти себя, разоблачить. Фильм ярко показывает этот процесс болезненного воспоминания. Об этом в следующей статье.