Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Обыкновенное чудо» - пугающий Волшебник, творец Матрицы

Гостья моего блога предложила мне сравнить два «Обыкновенных чуда» - 1964 и 1978 годов. Непременно будет! Однако начать я хочу издалека - с одной важнейшей детали (она же – основное различие этих двух постановок). В пьесе Евгения Шварца, равно как в фильме 1960-х главными героями были Медведь и Принцесса, тогда как в телевизионном варианте 1970-х главный герой – Волшебник, а Медведь, Принцесса, Король, фрейлины, охотники, министры – это всего лишь фигуранты его персональной сказки.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.

Да, это прописано и в тексте, и есть в версии-64, но у Марка Захарова это – основная линия. Вообще, в «Обыкновенном чуде»-78 пара Волшебник и его жена смотрятся куда как эффектнее пары Медведь + Принцесса. Именно потому, что герой Олега Янковского тут рулит – он основной даже в тот момент, когда его «марионетки» стали действовать, как хотят и ушли куда-то в пространство, заставив чародея поджечь свой феерический чертог.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.

Вообще, у Захарова получился интереснейший и – пугающий образ. Это не просто Волшебник из детской сказки, превращающий медведей в красавцев. Это – демиург, творящий миры для собственного развлечения. Он говорит: «Вот я и взял, собрал людей, перетасовал их». Он вечен и …одинок. Его жена – такая же фигурантка грандиозного действа. Не равная персона, а временная спутница и она понимает это.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.

Печально, кромешно и патетично звучит фраза, обращённая к супруге: «Я, на свою беду, бессмертен. Мне предстоит пережить тебя и затосковать навеки». Заметим, что в финальной сцене жена отсутствует – она погружена в сон. Волшебник – создатель Матрицы и даже нескольких матриц, ибо история Медведя – это не первая его сказка и такое чувство, что не последняя. За сожжёнными декорациями воспоследуют новые.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот. Гравюра 1702 года Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения». Википедия.
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот. Гравюра 1702 года Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения». Википедия.

Примечательно, что Волшебник и добр и не зол. Он – энергия, принявшая антропоморфное обличие. Его дом – мастерская созидателя матриц. Какие-то артефакты и механизмы. Однако настораживает изображение дракона, которое упорно показывают зрителю. Волшебник «позирует» на фоне дракона. Это - копия с гравюры 1702 года Иоганна Цана «Излучающий глаз. Дракон, видимый под разными углами зрения». Изначально изображение являлось частью научного труда по оптике и объясняло читателю, что такое угол зрения.

Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.
Кадр из фильма «Обыкновенное чудо» (1978). Скриншот.

Если смотреть на это философски, то это намёк на относительность добра и зла. Дескать, это как посмотреть. Даже любовь – высшее из проявлений человеческой натуры – бывает смертоносна. А вообще, Марк Захаров словно бы заглядывает в будущее, когда всё тот же Олег Янковский будет играть Дракона, Александр Абдулов – Ланселота и мы снова увидим противостояние. Такое чувство, что Волшебник и стал Драконом по итогам своей последней (на самом деле нет!) сказки.

Zina KorZina (c)

P.S. В ближайшее время - беседа о фильме 1964 года!

  • Статьи о фильмах Марка Захарова: