1 июля 2024 года/
Село Богородское (Богородицкое) получило название по часовне в честь праздника Успения Богородицы, построенной в 1680 году на местном кладбище. Прежде поселение на берегу Яузы было известно как Алымово - сей факт впервые зафиксирован в писцовой книге Московского уезда 1550 года. Историки замечают татарский акцент в топониме Алымово и испытывают искушение связать его с кем-то из выходцев из Золотой орды, однако лишь имена русских воевод Ивана Лыкова-Оболенского и Михаила Белосельского сохранились в анналах истории в качестве владельцев этой местности.
Сельцо Богородское было небольшим: картографы, составлявшие в 1838 году топографический план Москвы, насчитали в селе всего 22 дома. Крестьяне занимались преимущественно земледелием, причём в XVI-XVII веках были периоды, когда Алымово принадлежало Чудовому монастырю и тогда жизнь крепостных становилась совсем беспросветной - крестьяне платили монастырю за аренду пахотных земель, отрабатывали барщину и отдавали оброк, да ещё и приказчику требовались подношения. После отмены крепостного права и открытия на берегах Яузы красильных и текстильных фабрик селяне решили податься в пролетарии.
Ещё одной статьёй дохода местных жителей, основавших Товарищество крестьян села Богородского, стало строительство дачных домиков и сдача их в аренду на летний сезон - среди живописной природы выросло свыше 700 дач, причём стоимость участков была невысокой, возможно, по причине изрядного загрязнения реки промышленными сточными водами. «Путеводитель по Москве и окрестностям» 1890 года честно предупреждал читателей: «Село отличается изобилием недорогих дач и отсутствием купанья, так как Яуза донельзя загрязнена фабричными отбросами».
В остальном с экологией не было проблем, в сосновом бору горожане с удовольствием отдыхали от пыльной и шумной Москвы, в лесных прогулках черпали вдохновение живописец Иван Шишкин, композиторы Пётр Чайковский, Милий Балакирев, Александр Бородин, поэт Владимир Маяковский.
В отличие от соседних Сокольников, где сохранились несколько больших двухэтажных дач, в Богородском о дачной местности теперь ничего не напоминает. При желании можно пофантазировать и представить дачами несколько домиков администрации парка «Лосиный остров», поставленных в 2012 году на берегу Богатырского пруда.
Каменный Богородский (Богатырский) мост через Яузу сооружён в 1912 году взамен старого, деревянного.
Казённый пруд
Сельские избы строились вдоль главной улицы, которая начиналась от моста через Яузу и называлась 1-й Богатырской, а за храмом Преображения Господня переходила в Большую Богородскую. В 1965 году к ним присоединили Черкизовский Вал и все три участка образовали Краснобогатырскую улицу, ведущую к Преображенской площади.
Здесь когда-то стояли избы, а также на этом участке работало важное для старой Москвы учреждение - баня.
Смотрите старые фотографии. Богородское. Баня. 1931-1934 гг.:
Культурную программу дачникам обеспечивал мещанин Александр Медведский, открывший театр и летний сад с танцплощадкой, эстрадой, рестораном, стрелковым тиром и кегельбаном. Театральные постановки шли с аншлагами, ибо для участия в спектаклях и концертах приглашались известные московские артисты, а в 1913 году в театральном здании открылся ещё и синематограф.
Богородская площадь - конечная остановка конки, ворота летнего театра купца Александра Медведского. 1900-1910 гг.:
Для удобства дачников в 1886 году в Богородское от Сокольников была продлена линия городской конно-железной дороги, возле разворотного круга построен парк конки - под парком, вероятно, подразумевался вагонный сарай и конюшня. Площадь возле конечной станции была застроена магазинами, среди которых выделялся большой двухэтажный, украшенный двумя башнями, дом предпринимателя Александра Богданова с гастрономическим магазином. По имени купца Богородскую площадь называли Богдашкой.
В 1913 году на смену конной тяге пришёл электрический трамвай 20 маршрута, который курсировал от Сокольничьей заставы до села Богородского. С развитием трамвайной сети появлялись новые маршруты, менялась их нумерация - в разные годы на кольце была конечная станция 2, 4, 7, 8, 33, 36, 43, 44, 46 маршрутов. Конечной здесь нет, но кольцо сохраняется до сих пор, лишь исторический булыжник заменили плиткой.
Краснобогатырская улица, 17 - храм Преображения Господня (архитекторы Н.Ипатьев и Ф.Скоморошенко) в Богородском освящён в 1880 году, изначально это была рубленая изба на кирпичном фундаменте, к которой вскоре пристроили южный и северный приделы, а над трапезной вознеслась шатровая колокольня. Изящная резьба по дереву украсила фасады здания.
В 1930-е годы на волне антиклерикальной кампании власти предполагали запретить богослужения в храме Преображения Господня, однако неожиданно столкнулись с протестом местных жителей. В защиту храма выступили и рабочие завода «Красный богатырь». Столь неординарное для богоборческого времени событие православные издания связывают с личностью настоятеля Алексия Добросердова, который пользовался большим уважением горожан. В итоге постановление о ликвидации прихода так и не было подписано.
Это чуть ли не единственный сохранившийся в Москве бревенчатый храм XIX века, но с некоторыми оговорками: по оплошности матушки-алтарницы в 1954 году случился сильный пожар и историческое внутреннее убранство выгорело практически полностью, а в 2002 году огонь уничтожил кровлю здания и часть брёвен. После капитальной реставрации здание выглядит таким же нарядным, как на старинных фотографиях.
Краснобогатырская улица, 81 - считается, что Богородское кладбище основано в 1750 году, однако на старинных планах Москвы оно почему-то не отмечено, лишь указывается холерное кладбище, которое располагалось значительно ближе к селу Черкизово.
Часовня-усыпальница Успения Пресвятой Богородицы (1908, архитектор Николай Омелюстый) сооружена на месте погребения первого настоятеля церкви Спаса Преображения протоиерея Александра Колычева. Часовня была разорена в 1938 году и восстановлена в наши дни на средства прихожан.
За кладбищем проходит Алымова улица, получившая название в 1922 году по давно несуществующей деревне Алымово. Ну а дальше можно отправиться за околицу села Богородского в направлении села Черкизово, чтобы посмотреть ещё несколько примечательных исторических зданий. На берегу Яузы от текстильных и красильных фабрик и следа не осталось, а в глубине кварталов можно обнаружить несколько старинных индустриальных корпусов.
Улица Хромова, 20 - дореволюционное фабричное здание
Улица Хромова, 36с5 - корпус текстильной фабрики Александра Соловьёва (1905), на первом этаже которого располагался цех, а на втором жила семья фабриканта.
Улица Хромова, 40 - дореволюционный корпус ткацкой фабрики, реконструированный в 1924-1927 годах предположительно архитектором Александром Куровским для размещения пожарной части с каланчой. Огнеборцы покинули здание в 1990-е годы, а занявшие дом автомеханики довели его до аварийного состояния. Благодаря экспертизе Мосгорнаследия, пожарная часть сохранена и после реставрации предназначена под коммерческое использование.
Зельев переулок, 6 - жилой дом Василия Чернышёва в селе Черкизово (1900). В советские годы в нём стала проживать семья Тельновых, а в 1945-м здесь поселился профессор-химик Григорий Сагалаев и участок остался за его потомками. Это уникальный для Москвы случай сохранения дореволюционного здания, продолжающего оставаться жилым домом.
Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоальбомы «Город на память» в алфавитном указателе:
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #богородское #краснобогатырскаяулица