В 1984-м идея воссоединения Sweet в «золотом» составе не была оставлена не только музыкантами группы, но и некоторыми ее бывшими покровителями, в частности – Майком Чепменом, создателем хитов мирового уровня. И идея была хороша для всех, тем более что для нового альбома группы Энди Скотт придумал довольно хорошие песни. Но денег на проект не дал никто, и он просто выродился в попытки зарабатывать на былом наследии Sweet. Это очень печально, особенно учитывая, что в шоу-бизнесе обычно деньги находятся не только для явных гениев, но и для откровенных бездарей. А разве музыканты Sweet были бездарями?
Я давно убедился в том, что популярность какого-то артиста или музыканта зависит не от того, насколько хороший репертуар он исполняет, а от того, сколько бабла в него вложили спонсоры. Бывает, конечно, и наоборот, когда какой-то артист или музыкант работал как проклятый всю жизнь, и добился наконец-то заслуженной славы. Правда, я таких случаев не знаю, но я читал об этом у Дейла Карнеги, который сделал себе имя на дурацких книжках, в которых он постоянно склонял такой же дурацкий лозунг «терпенье и труд – всё перетрут».
А если брать очевидные примеры, то взлет творческой единицы начинается только тогда, когда этой единице, или прощелыге-менеджеру, представляющему ее, удается объегорить какого-нибудь богача с деньгами, которые тому некуда девать. А были бы денежки – слава найдется обязательно, и исключений нет. Главное – крутить педали, но не артисту, а менеджеру, с артиста взятки гладки, ему надо только ручонками двигать поэффектней и рот пошире открывать. За примерами ходить далеко не надо.
Не, ну есть исключения, когда славы добивались и гении, но чаще процветают прощелыги. Примеров приводить не буду, чтобы не обидеть почитателей совершенно бездарных музыкантов.
А вот на по-настоящему гениальных артистов очень часто ни у кого не хватает денег. Приходится им напрягаться, чтобы хоть как-то остаться на плаву, но в итоге все их гениальные шедевры если и начинают признаваться в мире, то часто только тогда, когда их создатели давно уже в ящик сыграли. Пример Винсента ваг Гога из раньших времен тут весьма показательный.
Ну ладно, так как я рокер, то хочу поговорить о рок-музыке, а так как я недавно снова начал ностальгировать по британской рок-группе Sweet, то хочу кое-что рассказать , но не про нее и ее наследие, а про виртуальную реальность, в которой группа могла бы оказаться, если бы у ее спонсоров в свое время нашлось достаточно денег для раскрутки.
На видео: вариант песни Скотта "Lady Starlight", перезаписанный для сольного сингла в 1975 году
Я знаю, мне кто-то сейчас расскажет о том, что группа Sweet и так была в свое время популярная.
Ну да, я знаю, она была такая популярная, что за всю свою карьеру не могла ни одного своего диска пропихнуть туда, где ей был бы присвоен «платиновый» статус, ну хоть в каком-то захудалом рейтинге популярности хоть в какой-то захудалой стране. А вот, например, полный коллега «Свитов» Род Стюарт только за первые три года своей сольной карьеры (1969-1972 гг.) только долгоиграющих альбомов своих напродавал более 5 миллионов копий, да еще и синглов миллиона 3 или больше. И это он еще тогда в Америку не переехал, в Англии сидел, несчастный.
И скажите, неужели музыка Рода Стюарта была в 10 раз лучше, чем музыка «Свитов»?
Нет, я не крошу батон на Стюарта, я его тоже обожаю, скупил за немалые деньги все его виниловые альбомы с первого и до самого последнего, который вышел в 1986 году. После 1986 года Род Стюарт вообще стал муть выпускать, хотя «платин» у него эта «муть» стала забирать гораздо больше, чем до 1986-го.
А вот Sweet после 1986 года вообще стали никому неизвестны, хотя спроси у любого рокера, кто такой Род Стюарт, и кто такие «Свиты», он станет яростно плеваться, конечно же, не в сторону «Свитов».
Короче, рок-группа Sweet прекратила свое существование в 1982 году, выпустив ряд просто шикарных по историческим меркам пластинок. Но карьера этого гениального по сути коллектива закатилась, и музыканты разбежались кто куда. Сегодня, кроме гитариста Энди Скотта в живых от группы не осталось никого, но так ведь было не всегда. По крайней мере, в 1984 году все были живы и здоровы, и планировали что-то делать, то есть начать всё сначала и добиться настоящего успеха.
Но проблема группы началась не в 1982 году, а гораздо раньше. Например, в своих воспоминаниях все музыканты жаловались на то, что им для развития не хватало денег всегда, а особенно в тот период, когда группа вроде бы начала добиваться успеха в США, году так в 1975-м. Но лейблы RCA и Capitol не вкладывали в развитие группы практически ничего, отсюда и альбомы становились всё хуже и хуже в коммерческом плане. Музыканты пытались, как и в прежние времена, выезжать на собственном энтузиазме, но в условиях безденежья любой энтузиазм быстро гаснет.
Так вот, безденежье, когда речь идет о шоу-бизнесе, само по себе не возникает. Если группа перспективная, но лейбл слишком худой, то эта группа моментально выкупается более оборотистыми акулами бизнеса. А если не выкупается - значит, группа не перспективная. Вроде все как дважды два. И вот, Род Стюарт оказался перспективным, и в его музыкальную деятельность вливали тонны денег, а вот Sweet в какой-то момент никому не стали нужны. Группа обнищала и скатилась на дно, причем музыканты так и не смогли выкарабкаться из этой ямы даже по раздельности.
На видео: клип на сингл Энди Скотта "Krugerrands", 1984 г.
Сегодня группа Sweet существует под своим исконным названием, и ее ведет самый главный ее композитор – гитарист Энди Скотт, который, после того, как коллектив ушел из под опеки главных «хитотворителей» начала 70-х – Чинна и Чепмена, продолжал сочинять для «Свитов» хиты ничем не хуже. Вспомним такие шедевры, как «Set Me Free», «Lady Starlight», «Action», «Love Is Like Oxygen» и многие другие, которыми Скотт продвигал альбомы группы, невзирая на низкий бюджет. И именно Скотт развил бурную деятельность после того, как «Свиты» официально распались в 1982-м.
Конечно, такую же бурную деятельность развил и бывший фронтмен Брайан Коннолли, но у него ничего не вышло, потому что он не умел писать песни, хотя и выдал впоследствии несколько синглов, правда, в основном сочиненных не им, а какими-то «левыми» авторами. Короче, ничего у Коннолли не вышло, также ничего не вышло с сольной карьерой и у других участников Sweet – Стива Приста и Мика Такера. Один только Энди Скотт трепыхался – он попытался воссоздать Sweet с другими музыкантами, потом с помощью Майка Чепмена в 1988-м был организован полный реюнион «золотого» состава. И хотя считается, что Sweet в «золотом» составе в конце 80-х не состоялся из-за ухудшения здоровья Коннолли, тем не менее, реальная причина была в другом – слишком недостаточное финансирование проекта.
Чепмен, несмотря на свой авторитет в мире шоу-бизнеса, не смог собрать достаточно денег для раскрутки нового проекта, а Коннолли, несмотря на «плохое здоровье», все равно продолжал выступать сольно, и даже записывать новые песни, так что относительно возможности новой звукозаписи всё со здоровьем у него было в порядке.
Короче, в итоге только один Энди Скотт гнул линию Sweet, он создал группу с совершенно новыми музыкантами - Andy Scott's Sweet, которая позже стала называться по-старому – Sweet. В 90-х было записано несколько альбомов, но это был уже далеко не Sweet, и в 2000-х эта группа окончательно перешла в сферу перезаписывания своих классических хитов «золотого» состава.
И вот, снова возникает вопрос – почему Sweet так быстро сдулись после такого замечательного подъема в середине 70-х?
И снова возникает ответ – из-за банального безденежья. В те годы начали возникать группы, которые могли принести гораздо больше денег – Bad Company, например, Boston, Foreigner и многие другие, музыкальные достоинства которых определялись желаниями набиравшими популярность по обе стороны Атлантики танцполами и дискотеками. В моду вошла танцевальная музыка, для того, чтобы держать музыкантов в нужном тонусе, богатые лейблы снабжали их своими опекунами в виде профессиональных продюсеров, менеджеров и рекламных агентов. Денег не жалели, потому что они окупались.
А как можно было перевести на танцевальные рельсы музыку Sweet? Я думаю, что если бы возникла нужда, то смогли бы, но не захотели. Как видно, «Свиты» не подвергались трансформации, танцевальные рок-команды нужно было создавать с нуля, именно так и была развалена чисто блюзовая английская команда Free, и на ее базе появились те же Bad Company. Еще больше всех шоу-бизнесменов вдохновил успех Eagles, которые умудрились продать свой последний альбом 1976 года тиражом более 20 миллионов. В этом же направлении следовало продвигать и другие рок-команды, а Sweet тут остались как бы не у дел.
Ясно, что и сами «Свиты» были не дураки, они тоже захотели подобных успехов, и начали быстро двигаться в сторону поп-музыки. Но гены, как говорится, подвели. Не помогло даже их довольно успешное в Англии и Германии баббл-гамовое прошлое – в Америке такая музыка не катила. Вероятно, если бы в 1978 году лейбл Capitol влил в группу достаточное количество денег, то альбом «Level Headed» мог бы получиться на уровне супер-популярных тогда Foreigner, но музыканты барахтались практически в одиночестве, и их фантазии на создание «музыки для танцпола» просто не хватило.
Впоследствии они создали что-то почти что полноценное на этом уровне – альбом «Waters Edge» 1980 года, который в США вышел как «Sweet VI», но время ушло – такой шикарный танцевальный альбом провалился везде, где можно.
Ну, понятие «провалился» не следует относить к качествам альбома, просто ему не была дана раскрутка, и причина одна – не дали денег. «Свиты» рады были бы погастролировать с этим альбомом по США, но промоутеры предпочли вкладывать бабло в выступления тех, кто уже был раскручен – тех же Bad Company, Boston, Foreigner и иже с ними. А кто такие «Свиты»? Кто поручится за то, что они соберут хотя бы небольшой клуб?
Нет, тогда не только в Америке, но и по всему миру были модными выступления на стадионах, а Sweet стадион не осилили бы.
Короче, денег никто давать не хотел. Все соглашались, что альбом «Sweet VI» достаточно хорош, но раскручивать его было бы сущим убытком. Публика не знает, кто такие Sweet, и на их концерт не пойдет. Другое дело – Bad Company!
Вот так и сгнили некогда почти что популярные герои Sweet, в которых никто в нужное время не вложил денег. А теперь уже поздно. Пусть выкручиваются сами.
Короче, после развала группы в 1982-м Энди Скотт с таким положением дел не смирился. У него, как видно из всей его последующей деятельности до настоящих времен, всегда была идея реанимировать Sweet и добиться, наконец, того, чтобы в группу стали вкладывать деньги. Начал он с простого – записал в 1984 году несколько синглов под своим именем, намереваясь эти темы использовать для создания нового альбома Sweet, как только ему удастся это сделать. А пока что следовало найти наконец-то спонсора, который пожелал бы вложить в этот альбом деньги, да побольше.
В общем, подготовил Энди Скотт с десяточек сочиненных им песен и отправился по спонсорам. Некоторые песни он выпустил в виде синглов, но успех был небольшим, хотя в Австралии и Южной Африке эти записи пользовались определенным успехом. Впоследствии, в 1993-м, все эти синглы были выпущены отдельным альбомом, но на музыку Sweet они походили так же, как музыка BadCompany походила на музыку Deep Purple. Песни записывались в каких-то подворотнях, и, по сути, представляли собой демо-ленты, а чтобы их оформить как следует и раскрутить до нужного уровня, опять-таки – нужны были деньги, причем очень много.
Но денег по-прежнему не было, и так продолжается и по сей день. За это время на мировой рок-сцене всплыли новые звезды, которые благодаря раскрутке быстро начали продвигать свои альбомы к звездным «платинам». Энди Скотт покрутился немного, покрутился, финансирования не получил вообще ни от кого, и плюнул на всё это дело. Как писалось выше, ему каким-то чудом удалось протолкнуть выпуск всех своих синглов на сборнике «Thirty Years: The Andy Scott Solo Singles» в том виде демо-записей, в каком они появились в 1984-м, и на этом идея реюниона заглохла. Сама группа Sweet как таковая появилась, но это было совсем не то, и песни под нее уже писались совсем другие. Естественно, для ее деятельности и финансирование было соответствующее, то есть совсем никакое, а как в этих условиях развиваться?
На аудио: это песня была записана Энди Скоттом для своего сингла еще в 1975 году
Таким образом у нас имеется небольшой задел для очередного альбома Sweet, который мог бы появиться, если бы музыканты воссоединились снова в 1984 году. Музыканты были не против – например, в 1985-м к возрожденным Sweet присоединился барабанщик Мик Такер, и даже записал с группой альбом «Live At The Marquee», который, кроме записи концерта содержал и четыре новых трека, записанных в студии. Предполагалось, что в группу возвратятся Коннолли и Прист, но те, обнаружив, что финансирования снова не предвидится, решили воздержаться, а вскоре отвалил и Такер. Скотт снова остался в гордом одиночестве.
Но а если представить, что все же какой-то лейбл заинтересовался возрожденными Sweet и выделил на ее раскрутку столько же денег, как и на «Металлику» с Iron Maiden и Ван Халеном? Если послушать все эти демо-болванки, которые я выложил тут, то при хорошем воображении можно было бы прекрасно увидеть, как звучали бы «Свиты», если бы в них были влиты хорошие деньги. Хорошая студия, профессиональный менеджмент, причем самый лучший, достаточно времени на обработку песен, раскрутка на радио и организация больших гастролей. Да еще и Майк Чепмен под боком, у которого к тому времени появился хороший опыт раскрутки групп при богатом финансировании, правда, опыт не свой, но на чужом опыте часто можно научиться гораздо большему.
Ясно, что Коннолли в качестве фронтмена тогда мог «тянуть» только в студии, но на концерты звезд публика обычно ходит не музыку послушать, а поглядеть на своих кумиров. А в студии вокал Брайана привели бы таком консенсусу, что ни один врач не подумал бы, что у него какие-то там проблемы со здоровьем. Так что для шоу-бизнеса не было никаких препятствий продвинуть новых «Свитов» в ряды «платиновых» призеров, тем более что Энди Скотт сочинил свежие песни для группы в самых модных на тот момент стилях. Проблему с «разучившимися играть музыкантами» тоже можно было решить легко приглашением сессионных «негров», которые прекрасно знали, как придать любой песне необходимый саунд.
Кстати, и обработку мелодий, если надо задвинуть группу на Олимп, тоже осуществляли наемные композиторы, я уже об этом упомянул выше. Главное – денег на весь этот арсенал не жалеть. Вот, например, Майк Чепмен, один из высококлассных композиторов, некогда «двигавших» Sweet к вершинам, тоже был заинтересован, и прекрасно помог бы новыми своими хитами. А почему бы и нет? По меньшей мере, он мог бы заняться обработкой демо-болванок Скотта и придать им вид несомненных хитов.
А что? Разве в 80-х годах Чепмен разучился создавать хиты? Дайте Чепмену денег побольше, и он в одиночку сделает весь альбом для группы, за который не было бы стыдно перед самим Полом Маккартни, признанным мелодистом тех времен.
Но для «Свитов» денег всё время жалели, а если они в первое время, то есть в начале 70-х, чего-то добились, то только благодаря собственному энтузиазму. Вот, например, лейбл Atlantic в лице Swan Song не пожалел денег на альбом Bad Company «Bad Co» в 1974 году, и в результате тот только в США был распродан 5-миллионным тиражом. А вот Capitol на раскрутку Sweet «Desolation Boulevard» в том же 1974 году пожалел денег, и как результат – продаж в 10 раз меньше.
И кто скажет, что «Desolation Boulevard» хуже, чем «Bad Co» в 10 раз?
Лично я считаю, что всё творчество Bad Company и в подметки не годится одному только «Desolation Boulevard». А кто поспорит?
Конечно же, никто не поспорит, потому что сравнивать Sweet и Bad Company – это то же самое, что сравнивать «Металлику» и «Бони Ем». «Бони Ем» можно слушать, но только внутри андерграундной тусовки танцевального типа, а песни Sweet того периода можно приравнять к лучшим хитам тех же «Битлов» или «Роллингов», а то даже Элвиса Пресли.
Можно ли музыку Bad Company сравнить с музыкой Элвиса Пресли?
Конечно можно, если провести аналогию - вокруг каждой египетской пирамиды, например, ползают разные муравьи, которые всяким энтомологам интересны более чем наследие фараонов. Но все же пирамиды знают во всем мире, а подпирамидных муравьев даже не в каждом научном каталоге можно отыскать, потому что они прославились чуть меньше, чем фараоны.
Ну, вы поняли, что я имею в виду.
Короче, давайте послушаем те болванки Энди Скотта, которые он записал в 1984 году, и после обработки которых хотел создать новый репертуар для группы Sweet, и подумаем – имел ли он шансы, если бы, например, какой-то лейбл Atlantic или Capitol вбухал в эти все песни миллионов 5 или 10?
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ SWEET НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Sweet «Give Us a Wink», 1976 г. ~ это вершина группы, после которой американцы ее разлюбили
Как в 60-х Иэн Гиллан и Брайан Коннолли пели в одной группе и даже записывали с ней песни на синглах