В 1980 году три музыканта британской рок-группы Sweet записали 12 песен для своего нового альбома «Water’s Edge». Песни были выполнены в сугубо хард-роковом ключе без всякой попсы. Но аранжировщики и продюсеры 10 из 12 песен просто испаганили, понадеявшись на то, что в виде попсового продукта они смогут срубить на альбоме деньжат на американском рынке. К счастью, до двух последних песен они не дотянулись, и по ним можно увидеть, насколько убойным вышел бы альбом, если бы продюсировали его сами музыканты Sweet.
До своего ухода в армию в 1980-м я прекрасно дружил с музыкой Sweet, воспринимал прекрасно их ранний баббл-гамовый период, и мирился с тем, что они в 1978 году кардинально сменили стиль. Для меня это всё же были Sweet – непререкаемый авторитет рок-музыки 70-х, одни из законодателей мод в этой сфере.
Но когда я вернулся из армии в начале 80-х и услышал альбом «Water’s Edge», который группа записала в 1980-м, я буквально взялся за голову. Да, были прекрасные рок-группы 70-х, которые к началу 80-х ударились в такие дебри дешевого поп-рока, что на голову не налазило. Взять, к примеру тех же «Назаретов», или Manfred Mann’s Earth Band, или Triumvirat, да и многих других. Поэтому я после первого прослушивания диска Sweet «Water’s Edge» не слушал его почти 40 лет. Принципиально, в смысле.
На аудио: самая хардовая песня, записанная для альбома "Water’s Edge", но которая на него не вошла
Но недавно, когда я завершал сбор своей виниловой коллекции Sweet, мне в руки по дешевке попался этот диск на немецкой пластмассе в приличном состоянии, и мне пришлось его прослушать на нормальной аппаратуре и в приличном звучании. И тут вдруг все мое мировоззрение относительно этого диска переменилось так кардинально, что я засомневался – а то ли я слушал в начале 80-х???
Ещё один вне альбомный хардяк Sweet 1980 года
В общем, пришлось мне взглянуть на эту пластинку любимой мной группы с другой стороны. Я покопался в своих ощущениях и увидел (то есть услышал) тот же самый Sweet, который наводил шорох в рок-музыкальной тусовке в середине 70-х.
Во всех справочниках и энциклопедиях, посвященных этому альбому, написано, что музыка на этой пластинке представляет собой «типичный для начала 80-х поп-рок с обилием клавишных». В принципе, так при прослушивании это и было. Типичный попсовый рок, ориентированный на американский рынок.
Тем не менее это был рок, и никаких следов новомодной «новой волны» в музыке «Water’s Edge» я не обнаружил. Мало того – при более внимательном прослушивании я обнаружил там очень мощные следы былого хард-рока и даже прог-рока! И я начал эту музыку исследовать с разных сторон.
Да, я начал препарировать основу всех песен альбома и очень скоро понял, что сами музыканты Sweet не виноваты, что у них получился такой попсовый альбом. Виноваты были аранжировщики и продюсеры, и если все эти песни перезаписать и смикшировать по-другому, то запросто получилось бы что-то наподобие «Sweet Fanny Adams» или «Give Us a Wink».
И это без вариантов. В какой-то момент по роду своей деятельности мне пришлось начать довольно хорошо разбираться в рок-музыке, чтобы не знать, как сильно влияют аранжировки и продюсирование на музыкальные идеи. В принципе, если перезаписать песни известных диско-исполнителей в рок-ключе, то получились бы прекрасные рок-песни, и наоборот.
Вот так получилось и с «Water’s Edge». Музыканты в 1980-м написали убойный хард-рок материал в своих самых лучших традициях, но всю остальную работу над ним взяли в свои руки люди, которые решили, что смогут задвинуть то, что написали Sweet, на рынок музыкальной попсы и заработать на этом деньжат.
Но не получилось. Слишком явно из музыки нового альбома вылезли роковые и проговые корни, и на рынок выбросили что-то наподобие скрестившихся ужа с ежом. Диск не приняли ни рокеры, ни попсовики, и он провалился по всем статьям везде, где можно. Возможно, было продано по всему миру пару десятков тысяч копий, но вряд ли так много.
Американцы выпустили для своего и канадского рынка эту пластинку в другом оформлении и под названием «VI». Цифра 6 означает, что это шестой альбом группы, который вообще выпускался лейблом Capitol для американского рынка. Зачем было сменено название – непонятно, но для коллекционеров, по крайней мере, оба варианта альбома являются одинаково желанными, хотя список песен не изменился, изменился только их порядок.
Кстати, самыми показательными являются две песни, записанные для альбома, но не вошедшие на него. Видимо, до них руки технических поп-специалистов не дотянулись, поэтому они звучат так, будто были записаны не менее чем для пластинки «Sweet Fanny Adams». Чистый хард, ни грамма попсы!
Эти песни представлены на аудио в начале публикации, а свое мнение о них я выразил в самом ее конце.
Итак, рассмотрим, что там можно откопать на том диске.
Сторона 1:
1). Sixties Man (4:10). Песня написана двумя левыми попсовиками и звучит как попса. Но если изменить звучание инструментов и перезаписать вокал в более экспрессивном стиле, то получится что-то наподобие знаменитой «Fox On The Run».
2). Getting in the Mood for Love (3:02). То же самое. Корень композиции вовсе не попсовый – если изменить звучание и гармонии, то можно ставить песню на «Фанни Адамс», тем более что соло-гитары под конец вполне зачётные.
3). Tell the Truth (3:32). Еще одна первоклассная хард-роковая песня, после тяжелой обработки могла бы стать металлическим шедевром. Еще бы если бы ее спел Коннолли!
4). Own Up (3:16). Ещё один потенциальный хардяк для Коннолли времен «Desolation Boulevard». Прог-роковые моменты после второго и третьего куплетов следует усилить и удлинить.
5). Too Much Talking (3:57). А эта песня настолько хардовая в нынешнем своем виде, что слишком переделывать ее не пришлось бы – только добавить гитар и утяжелить вокалы, а также убрать некоторые попсовые аккорды. Кстати, написал ее гастрольный второй гитарист группы Рэй Макрайнер.
Сторона 1:
6). Thank You for Loving Me (3:44). То же самое. Добавить скрипящих гитар, позвать Коннолли на запевку, ну разве что еще припевы утяжелить.
7). At Midnight (3:20). Вполне годная рок-песня и в таком виде. Только убрать клавиши нафиг, заставить спеть ее Коннелли, и можно ставить на диск Sweet «Off the Record» (1977 г.).
8). Water’s Edge (2:56). То же самое – клавиши тут не к месту.
9). Hot Shot Gambler (3:35). Слишком легкая, даже шуточная песня времен Sweet 1971 г. Надо утяжелять, и тогда ее можно ставить на «Desolation Boulevard». Ну, с Коннолли на вокале, конечно же.
10). Give the Lady Some Respect (4:28) Эту песню тоже написал Рэй Макрайнер. Правда, чтобы превратить ее в хард-рок-шедевр, нужно очень сильно постараться, потому что в нынешнем виде она звучит как шедевр Smokie или каких-нибудь косящих под них американских попсовиков. Однако основной гитарный рифф тут совсем не «смоковый», а чисто хард-роковый.
Бонусы:
11). Tall Girls (4:30). Чисто старый «свитовский» хард, даже особо ничего переделывать не надо, особенно убойны соло-гитары в середине композиции. Песня вышла на сингле к альбому в 1980-м, а потом только на переизданиях пластинки на CD в гораздо более поздние времена.
Звуковая дорожка к песне – вверху публикации, а тут я представляю сингл, на котором она вышла.
12). Oh Yeah! (2:21). А это вообще какой-то страшный Black Sabbath или Judas Priest. Правда, куплет – это копия куплета с песни Sweet 1977 года «Город ветров» («Windy City»), тем не менее, сама песня уникальна, хоть и напоминает ранее хард-роковое творчество группы 1972-1973 гг. Тоже вышла на сингле в 1980-м, но на другом.
Звуковая дорожка к песне – вверху публикации, а тут я представляю сингл, на котором она вышла.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО ГРУППЕ SWEET НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Sweet «Cut Above the Rest», 1979 г. ~ первый опыт группы без Брайана Коннолли, и он почти удался
Sweet «Level Headed» 1978 года, часть 2. Обзор песен этого вполне себе убойного альбома
После распада группы Sweet в 1982-м она возродилась сразу в трех видах, и даже выпускала альбомы