Когда я писал свою последнюю статью (а это была статья о Рике Уэйкмане), то прочитал достаточно много материалов о Рике.
И вот попалось мне вот такое его интервью, в котором Рик Уэйкман говорил о Джоне Лорде. И сразу же мне захотелось написать статью и об этом великом человеке и музыканте.
Таким образом я закончу рассказ о Уэйкмане и перекину мостик к рассказу о Джоне Лорде. Надеюсь, что эта мысль была удачной и вам, дорогие читатели, будет интересно.
Я очень и очень люблю этого великого музыканта и просто восхищаюсь им, как человеком.
Ну а про его знаменитые усы можно вообще не говорить. Когда-то я мечтал стать великим клавишником именно с такими усами.
Но ничего путного из этой затеи не вышло. И если отсутствие клавишного таланта я ещё как-то смог пережить, то факт того, что такие пышные усы у меня упорно не желали расти, а вся лицевая растительность упорно сползала в бороду, как бы усердно я ни колотил по клавишам, является самым главным разочарованием в моей неудавшейся жизни.
Статья сегодня будет вот такая.
Сначала я дам свой перевод выдержек из интервью Уэйкмана, которое я вычитал в журнале "Classic Rock" (если что, строго не судите, потому что на переводчика я не учился), потом дам маленько достаточно редких концертных записей, а в завершении много его выдающихся клавишных партий. Договорились? Кто за? Против? Воздержался? — Ну буду считать, что все единогласно "ЗА".
На этот раз биографию музыканта описывать не буду. Чисто ради разнообразия, потому что, честно говоря, меня уже маленько утомили статьи в формате "Родился - папа - мама - крестился - учился - женился - жил - помер - факты - даты". Кому надо, те биографию Джона Лорда могут почитать в любых других разнообразных источниках, благо таковых полно.
Итак... Погнали!
___________
Рик Уэйкман вспоминает своего собрата по клавишным Джона Лорда
(Весь текст в закавыченных цитатах принадлежит Рику Уэйкману)
_______________________________
«На одном концерте Deep Purple Джон представил остальных участников группы, а затем представился сам: «Я Рик Эмерсон»
«Джон Лорд — один из величайших клавишников, которые когда-либо были. Его на самом деле не считают музыкантом прогрессивного рока, но он делал то, чего не делал никто другой. Если вы посмотрите на ранних Deep Purple, там было много прогрессива — они нарушали правила. Джон делал то, что вы «не должны» — в кавычках — делать в контексте рок-группы. Если это не прогрессивно, то я не знаю, что это"
______________
«Я купил Shades Of Deep Purple , самый первый альбом оригинального состава Deep Purple, когда он только вышел. Что мне действительно понравилось в этом альбоме, так это то, что они сделали там версию песни The Beatles Help!, где Джон делал потрясающие вещи на Hammond и Leslie. Я подумал: «Мне нравится этот парень», поэтому я всегда следил за тем, что он делает.
«Как и у Кита Эмерсона, у Джона был такой узнаваемый звук, который никто другой не мог воспроизвести. Он упорно трудился над своим Hammond, чтобы извлечь из него новые звуки. И единственный способ сделать это — постоянно экспериментировать"
___________
«Джон мог бы стать тем, кем хотел. Он любил играть в рок-группе, и у него было феноменальное чутье на сольные партии — послушайте такую песню, как Speed King . Но у него также была классическая направленность. Ян Пейс, барабанщик Deep Purple, однажды сказал мне, что никто в группе не знал, что происходит с Concerto For Group And Orchestra, который они делали, потому что все это было в голове у Джона"
_____________
"Я впервые встретился с Джоном много лет назад, еще в 70-е годы, во времена вручения наград по опросу Melody Maker , но наши группы всегда были в дороге или в студии в разных местах, поэтому у нас никогда не было возможности поговорить. Затем, примерно семь или восемь лет назад, я был в доме Йена, и там был Джон – они были женаты на близнецах, Джеки и Вики. Девочки разговаривали, а Йен был занят чем-то другим, и в итоге мы с Джоном поговорили о том, чем мы хотели заняться. Пять часов спустя, уже три часа ночи, а Джон все еще говорит и я тогда сказал: «Я не хотел тебя беспокоить, потому что ты выглядел таким увлеченным». После этого мы стали большими друзьями"
_________________
«Мне удалось сыграть с ним на сцене только один раз, на благотворительном концерте Sunflower Jam в Альберт-холле в 2011 году. Вики, которая его организовала, сказала: «Вы двое должны что-то сделать вместе, даже и не спорьте!». Мы встретились в репетиционной комнате за несколько дней до концерта и начали думать о том, что мы собираемся делать. Мы решили, что он займется органом и фортепиано, а я займусь синтезаторной стороной вещей. У Джона было вступительное произведение, которое мне очень понравилось, а у меня было другое произведение, и мы построили тему на этом. Через четыре или пять часов у нас была вещь, которая, как мы знали, действительно отлично работала. Мой техник по клавишным инструментам сказал мне, что это был самый волшебный момент в его жизни!"
______________
«Это привело нас к идее сделать альбом совершенно нового материала вместе. Мы были настроены серьезно. Дошло до того, что мы договорились сесть через пару недель, чтобы как следует все проработать, и тут он позвонил мне: «Слушай, я был у врачей, и они сказали, что у меня рак поджелудочной железы. Я чувствую себя хорошо, но ты не против, если мы отложим все, пока не разберемся с этим?» И, конечно, к сожалению, этого так и не произошло"
_______________
«Джон был настоящим джентльменом, но обладал отвратительным чувством юмора. На одном концерте Deep Purple Джон представил остальных участников группы, а затем представился сам: «Я Рик Эмерсон».
Думаю, одним из самых сложных решений, которые он принял, был уход из Purple. Я спросил его об этом, и он сказал: «Мне пришлось уйти, потому что есть так много вещей, которые я хочу сделать». Я знал, что он имел в виду. То же самое было и со мной в Yes"
_____________
«Он был тем, кто вдохновил меня на ремейк «Путешествия к центру Земли» — однажды он сказал мне, что не хочет оставлять после себя что-то, что не было тем, чем он хотел, и именно это произошло с этим альбом для меня изначально. Когда я возвращался с его похорон, именно тогда я принял решение переделать произведение и вставить все части, которые мне пришлось исключить, я сказал об этом своей жене, и она ответила: «Почему ты хочешь так сделать?». И я ответил: «Потому что Джон Лорд был абсолютно прав, когда сказал это». И именно поэтому на этом альбоме есть посвящение ему»
Кстати. На могиле Джона Лорда выбиты ноты из музыкального отрывка. Я, когда писал эту статью, заинтересовался, что же это за произведение, долго искал по обрывку музыкальной фразы и нашел его в англоязычном сегменте интернета.
Это отрывок из из последней большой симфонической работы Джона «От тьмы к свету».
Я ранее никогда не слышал об этой композиции. Вот здесь можете услышать из неё побольше 👇
Вот на этом большом концерте она тоже исполняется 👇
__________________
А вот это и есть та самая запись единственного совместного выступления Рика Уэйкмана и Джона Лорда на концерте Sunflower Jam в Альберт-холле в 2011 году. 👇
___________________
Было бы справедливым сказать, что мир рок-критиков всегда был немного пренебрежителен к Лорду.
Но ведь он написал "Концерт для группы и оркестра"! 👇
О, как претенциозно! О, как величественно! И да, он это сделал! И это говорит о гораздо бОльших амбициях, чем когда-либо демонстрируют большинство рок-музыкантов. И это для меня лично даже затмевает тот факт, что Лорд играл на некоторых из величайших записей тяжелого рока!
Его композиция «Концерт для группы и оркестра», исполненная в лондонском Королевском Альберт-Холле вместе с Королевским филармоническим оркестром, не только стала одной из первых совместных работ рок-группы и оркестра, но и принесла Deep Purple первую широкую известность. Лорд всегда больше всего интересовался развитием рок- и классических фьюжн, и этот интерес никогда его не покидал.
______________
Божественно - агрессивная манера игры на клавишных Джона Лорда будет бросать вечный вызов всем клавишникам рока всех стран, времён и поколений!
Это поразительная смесь классических, джазовых, роковых риффов и электронного звука. Его звуковые импровизации вывели орган Хаммонда и любую другую клавиатуру, на которой он играл, на такие высоты, на которые никто не замахивался — Лорд взял все разрозненные музыкальные миры, которые он любил, и смешал их.
Лорд получил классическое музыкальное образование и постоянно продолжал включать свои классические навыки в рок-жанр. Он был поклонником использования Риком Уэйкманом органа Хаммонда в музыке Yes и решил включить звуки органа Уэйкмана в музыку Deep Purple. Лорда часто называют «Лордом Хаммонда»:
Лорд незадолго до смерти дал интервью, в котором он обсудил математическое и эмоциональное влияние Баха на его творчество. Лорд сказал, что послание Баха для него было не о технических особенностях, а о важности музыки для сердца. Он сказал, что произведения Баха повлияли на него, когда он изучал их, будучи еще молодым пианистом. Лорд сказал, что он использовал барочные структуры в качестве основы для музыки Deep Purple. Но он также говорил и о другой музыке. Он всегда был в ладу с множеством иных музыкальных жанров и любил объединять самые различные влияния в своих сочиненных и импровизационных выступлениях.
Лорд считал Дэйва Брубека, Оскара Петерсона и Майлза Дэвиса теми главными, которые также сильно на него повлияли. И одно из выступлений он особенно выделял по влиянию, которое оно оказало на его музыкальное мастерство. Он услышал, как Джерри Ли Льюис играл «A Whole Lot of Shaking Goin' On». 👇
Он слышал «грубое, сырое, нетренированное» качество исполнения и хотел звучать так же. Ему нравилась «животная нотка», которую он слышал в Льюисе, и в музыке Литтл Ричарда.
Вот именно эта «необработанность, текстурированность» в сочетании с классической подготовкой самого Лорда повлияли на его стиль в Deep Purple. Он решил «объединить» все это так, чтобы это стало его собственным!
Немножко его интересных концертных выступлений
___________
Джон Лорд и Deep Purple. "California Jam"
В 1974 году на гоночной трассе Онтарио был запланирован масштабный концерт California Jam. Онтарио имел репутацию жаркого и пыльного города. Оказалось, что апрельский день оказался ещё жарче, чем ожидалось, и посетители концерта использовали тысячи бутылок с водой, создавая ливни воды над огромной толпой.
Главными звездами были Эмерсон, Лейк, Палмер и Deep Purple, и на концерте присутствовало около 400 000 человек. В контракте Deep Purple было конкретно указано, что они будут выступать на закате, потому что они хотели стать первой группой на мероприятии, которая будет использовать свет. Это было самое большое концертное мероприятие, когда-либо проводившееся. Концерт не обошелся без скандалов. Гленн Хьюз назвал сцену «типичной для Deep Purple опасностью». Ричи Блэкмор разбил свою гитару о камеру за 75 тысяч долларов, сломав и гитару и камеру. Гитарный усилок загорелся после того, как один из техников облил его слишком большим количеством керосина. Это был тот концерт, который показал, что Deep Purple заслужили свое место в качестве одной трети так называемой «несвятой троицы» рок-н-ролла; наряду с Led Zeppelin и Black Sabbath. Это было просто потрясающе!
Невероятные навыки Лорда на клавиатуре в этом сольном выступлении просто неукротимо рвутся наружу!
Тут уж никого не обманешь!
☝ В этом классическом видео выступления Лорда на California Jam есть демонстрация абсолютного мастерства владения инструментом. Его вступительное соло показывает энергию и мощь, характерные для идеально подобранных инструментальных балансов Deep Purple. Однако в этом выступлении нет ни капли сдержанности. Это чистый агрессивный гений.
"Из России с любовью!"
Приятно привести здесь вот это видео в память о тех старых - добрых временах, когда Лорд был еще жив и когда музыканты такого уровня величия еще приезжали в нашу страну и в мой родной Петербург. Просто счастлив, что мне удалось на этом концерте побывать.
Очень опасаюсь, что больше визитов подобных музыкантов в Россию не будет НИ-КО-ГДА. Во всяком случае, на моём веку.
Клавишные способности Лорда, сочетающие джаз, классику и рок-фьюжн, продемонстрированы в этом вступительном соло к песне When a Blind Man Cries во время другого выступления Лорда в России.
Очень рекомендую это посмотреть 👇
А вот так в моём Питере в 2018 году Риччи Блэкмор сыграл своё знаменитое посвящение другу - "Памяти Джона Лорда" 👇
Лорд смешал блюз и джаз с роком в этом выступлении во Дворце искусств в Будапеште 👇
Лорд применил свои выдающиеся, навыки классического пианиста, чтобы выступить Beyond the Notes-Live в Vulkanhalle в Кельне 👇
Его интерес к слиянию классического и рок-стилей ясно очевиден в его импровизациях в «Gigue» с зажигательным современным рок-оркестром
Ну а теперь ну о-о-чень много записей Лорда в хронологическом порядке. Здесь вы можете вспомнить его феноменальный талант клавишника и композитора.
Постараюсь в этой подборочке по-минимуму дать всем знакомых хрестоматийных классических вещей Deep Purple и включить в неё много менее известных, но превосходных вещей Лорда, быть может не слишком знакомых слушателям и читателям.
Так что ожидаемых претензий читателей, типа "Эй!!! Тупой аффтырь!! А где "Lazy", а где "Space Truckin", а где всё остальное?!?" "тупой аффтырь" не принимает.
1) Santa Barbara Machine Head — "Rubber Monkey" (1967)
Как и многие представители хард-рок-аристократии 70-х, Лорд провел большую часть 60-х, шатаясь по лондонским блюзовым и сессионным сценам, в результате чего его фирменный звук — агрессивный музыкальный феерверк — был полностью сформирован еще до того, как это сделали Deep Purple.
Santa Barbara Machine Head представили Ронни Вуда на гитаре, и две с половиной минуты здесь — это тяжелый блюз — часто самый грязный из жанров — сыгранный с энергией и атакой. Лорд солирует в теме от начала до конца. Это не идеально, но нетрудно понять, почему Ричи Блэкмор — который атаковал свою гитару с такой же яростной энергией, как Лорд атаковал свой орган — увидел музыкального партнера именно в Лорде.
- Джон Олдер — ударные
- Ким Гарднер — бас
- Джон Лорд — клавишные
- Ронни Вуд — гитара
(Santa Barbara Machine Head — недолговечная британская электроблюзовая группа, сформировавшаяся и распавшаяся в 1967 году. Они вместе записали всего три инструментальные темы для Immediate Records; "Albert", "Porcupine Juice" и "Rubber Monkey", выпущенные в 1968 году на сборнике Blues Anytime Vol. 3. Позже все четыре участника добились успеха и известности в других группах)
_____
Но затем началась целая эпоха Лорда в Deep Purple!
Он разработал свой фирменный стиль, когда объединился с Ричи Блэкмором в Deep Purple. Яркая, доминирующая игра Блэкмора оставляла мало места для типичного Лордовского хаммондского саященнодействия, поэтому Джону пришлось проявить творческий подход, придумывая то, что он называл «ритм-органом», который мог бы заменить ритм-гитару, а также время от времени пробиваться к соло. Это сработало прекрасно, и они быстро выработали такое взаимодействие, которое редко встречается.
2) Deep Purple — "Anthem" (1968)
(The Book Of Taliesyn)
“Anthem” начинается с аккомпанемента Блэкмора на акустической гитаре и вокала тогдашнего фронтмена Рода Эванса, а затем к нему присоединяются остальные участники группы перед первой сменой аккордов. Начиная с 2:46, Джон Лорд играет прекрасную фугу в стиле Баха, которая в 3:09 сменяется чудесной аранжировкой для скрипки, которая аккомпанирует возвращающемуся Лорду на отметке 3:37, пока в 3:48 не присоединяется Ричи, а на отметке 4:26 присоединяются гитары и скрипки. Финальный припев звучит только в 5:10, а в 5:50 группа снова уходит, оставляя только Лорда играть очередное соло в стиле фуги до конца песни.
К сожалению, из-за большой сложности этой песни, ее концертная запись неизвестна, что, конечно, очень досадно...
3) Deep Purple – "Hush' (1968)
«Hush» Джо Саута — это шедевр южного рок-н-соула, гибкий, смелый и свинговый. Версия песни Deep Purple — нет. Ник Симпер, которого вскоре заменит Роджер Гловер, с трудом исполняет свою басовую партию. Ян Пейс на барабанах отлично умел возиться со своей ударной установкой, но не так уж горячо заморачивался с битом, ища то место, где можно было найти фанк. Песня превратилась в фанковый психоделический хит, во многом благодаря заикающемуся, скользящему органному риффу Лорда, стильно оттеняющему басовую линию.
Фактически, почти все хорошее в прорывном хите Purple исходит от Лорда, который стучит по клавишам, чтобы найти свинг (вы можете видеть, как это происходит в этом клипе группы вживую в живой сессии Playboy After Dark, 1968 год) и выдаёт соло, которое, должно быть, привело к сердцебиению у Блэкмора.
4) Deep Purple "Child in Time" (1970)
Впервые появившаяся на пластинке Deep Purple In Rock 1970 года, эта живая телевизионная версия классической мелодии не оставляет сомнений относительно того, почему Джон Лорд так почитаем среди поклонников Hammond - органа.
Спокойное вступление сменяется бравурным галопирующим роком, в котором гитара и орган сменяют друг друга в постоянно ускоряющейся звуковой спирали, которая, наконец, уступает место возвышенному, но замысловатому органному мотиву. Это была группа, которая понимала важность динамики – того, что ее подражатели имели обыкновение игнорировать.
5) Deep Purple - "Highway Star" (1972)
Давайте на мгновение представим, что "Smoke on the Water" не существует, пока мы рассматриваем Deep Purple Mk II (в любом случае это была бы песня Блэкмора). И забудем на минуточку про "Child in Time" с самой известной органной мелодией Лорда. И оставим в стороне гитарно-органные дуэли. Потому что я хочу слушать Highway Star снова, снова и снова (кстати, дружище Жора тоже фанатеет от этой темы, так что я в этом смысле не одинок). Здесь можно услышать, как перегруженный орган Лорда проходит через усилители Marshall, предлагая группе что-то очень тяжелое и практически в стиле ритм-гитары. И не только это, но еще и стремительное, яростное соло. И эти резкие удары заставляют моё сердце биться чаще. Здесь вы можете услышать Deep Purple, которые были одними из отцов современного хэви-метала.
6) Deep Purple – "Burn" (1974)
Довольно сложно превзойти заглавный трек с альбома Burn 1974 года, в котором в полной мере звучит настоящий Джон Лорд. В этой песне есть все - от мощных аккордов его Хаммонда до его зажигательного соло. Вы можете услышать влияние Баха и множество эффектов аналогового синтезатора Korg ARP Odyssey.
Особенно выделяется сочетание синтезатора и Хаммонда в середине, придающее альбому нотку настоящей классности!
7) Deep Purple – "Might Just Take Your Life" (1974)
Иэн Гиллан и Роджер Гловер покинули Deep Purple, и их заменили Дэвид Ковердейл и Гленн Хьюз, и группа стала более спокойной и фанковой. В песне «Might Just Take Your Life», которую можно увидеть здесь, на огромном фестивале California Jam, как ловкая игра Хьюза подкрепляет монументально - массивный рифф Лорда. А когда Джон не риффует, у него есть свобода, чтобы привнести в звучание тот фанк, который мы только что слышали в Hush. Чтобы получить представление о том, насколько важен Лорд для Deep Purple, попробуйте представить эту песню без его органа. Спойлер - "ничего бы путного не получилось"
8) Deep Purple — "What’s Going On Here? " (1974)
(Burn)
С такими классическими песнями, как “You Fool No One”, “Might Just Take Your Life” и “Mistreated”, неудивительно, что “What's Going On Here?” - это жемчужина альбома Burn 1974 года, которую практически никто не замечает. Небольшое интересное замечание об этой песне, помимо того, что это, возможно, лучший момент Лорда на альбоме; технически в этой песне НЕТ органа. Она полностью написана под гитару и фортепиано, в ней участвуют Блэкмор и Лорд, с замечательными сочетаниями гитары и фортепиано.
9) Deep Purple — "Hold On" (1974)
(Stormbringer)
Несмотря на то, что этот альбом в конечном счете привел к уходу Блэкмора, в "Stormbringer" 1974 года было более чем достаточно классики. Лучший момент Лорда здесь - в нежной песне о любви “Hold On”. Лирическое вступление на электрическом пианино в сочетании с воркованием Дэвида Ковердейла и воплями Хьюза делают эту песню запоминающейся еще и потому, что это единственная песня Deep Purple того периода, в которой нет соавтора Блэкмора. Тем не менее, песня по-прежнему содержит очень яркое гитарное соло, которое переходит в со вкусом подобранную пьесу для электрического пианино Лорда.
10) Deep Purple — "Medley ( This Time Around или Owed to G)" (1975)
Отходя от стремительного прото-метала, который обычно ассоциируется с Deep Purple, этот мини-эпос, состоящий из двух частей, начинается как задушевная фортепианная баллада, а затем переключает разные передачи, превращаясь в фанковый, медленный рок-джем на органе и гитаре с акцентом на диалог органиста Лорда и гитариста Томми Болина.
11) Deep Purple — "This Time Around" (1975)
из альбома Come Taste The Band
«This Time About» представляет собой простую фортепианную пьесу в сочетании с эмоциональным вокалом Гленна Хьюза с некоторыми наложениями синтезатора здесь и там. Тихая баллада, почти в стиле реквиема, эта песня несёт на себе отчетливый отпечаток классических влияний Лорда.
12) Whitesnake – "Here I Go Again" (1982)
Нет, не ужасная хэйр-метал-версия 1987 года , та, которая стала мировым хитом (и которую заслуженно презирают поклонники рока, находящиеся в мудром преклонном возрасте), а оригинальная, блюзовая версия, в данном случае записанная вживую на фестивале Monsters of Rock 1983 года. Годы в Whitesnake были для Лорда непростыми, в основном из-за сильно развитого синдрома звёздности певца Дэвида Ковердейла, при котором другие участники группы были одноразовыми сессионными музыкантами, независимо от их собственной родословной. Лорду не повезло и с тем, что с двумя соло-гитаристами его возможности оказаться в центре внимания значительно сократились. Вместо этого он был художественным подсобником в Whitesnake – пока ему, наконец, не надоело быть наемным работником, и он не вернулся в реформированную Deep Purple.
13) Deep Purple — "Perfect Strangers" (1984)
Возможно, это неожиданное включение в данный список топ-работ Мастера, учитывая тот факт, что в треке нет ни гитарных, ни органных соло, но "Perfect Strangers" - трек с недавно собравшегося вновь состава Mark II - тем не менее изобилует оригинальными органными и синтезаторными подвигами Лорда.
Лорд начал приправлять свое живое звучание эмулированными семплами, которые использовались для создания стаккато для струнных, когда они играли эту песню. Жутковатое соло, звучащее по-восточному в стиле цеппелиновского "Kashmir", идеально описывает фантастический пейзаж, созданный текстом под влиянием Муркока.
Гитарист Ричи Блэкмор называет ее своим любимым треком Deep Purple, и я не собираюсь с ним спорить. Мог бы, конечно, но спорить с Ричи себе дороже, учитывая его тяжелый несносный характер 😕.
14) Deep Purple — "Mitzi Dupree" (1987)
Альбом "The House Of Blue Light"
Несмотря на то, что этот альбом был проблемным по всем показателям, но эта песня была прекрасным примером мастерства Лорда на фортепиано, с его очень тонкими изящными манерами, наряду с классическим блюзовым аккомпанементом. С парой отсылок то здесь, то там к «Woman From Tokyo», в этой песне есть много того, что может понравиться как ярым фанатам, так и «классикам», которые признают только их работу с 1970 по 1973 год.
15) Deep Purple — "The Battle Rages On…" (1993)
Альбом "The Battle Rages On…"
Продолжая тенденцию звездных вступительных частей, эта песня является свидетельством музыкальности группы, которую, как и опыт, не пропьёшь!
Она содержит мощные барабаны, плотный бас, тихое вступление, которое переходит в сокрушительный рифф Блэкмора, классический многодорожечный вокал, классический гитарно-органный брейкдаун (замедленную часть) около финального припева и изысканное соло Лорда ближе к концу. Тот, кто дослушает до этой части, несомненно, обнаружит скрытую там классику.
16) Deep Purple — "Anya" (1993)
The Battle Rages On…
Пожалуй, лучшим примером любви Джона и Ричи к классическим композициям является песня “Anya” 1993 года, которая начинается с красивого вступления в испанском стиле, а затем переходит в яркую и тяжелую рок-песню. Хотя все в этой песне в значительной степени идеально, настоящая изюминка - это концовка. После завораживающего гитарного завершения Блэкмора она переходит в красивый фортепианный рефрен, который если и не вдохновит вас на игру на клавишных, то, по крайней мере, вызовет у вас благоговейный трепет перед мастерами этого дела.
17) Deep Purple — "Ramshackle Man" (1993)
Альбом The Battle Rages On…
Эта песня из последнего альбома с участием самого классического состава Deep Purple содержит великолепный блюзовый бит и просто чудовищное соло на органе от Лорда. Он заставляет этот самый Хаммонд звучать и рычать так, будто он может укусить вас, если подойти слишком близко!
18) Deep Purple — "Fingers To The Bone" (1998)
из альбома Abandon
Второй альбом с гитаристом Стивом Морсом, а также последний альбом Лорда перед его уходом из группы в 2002 году. По слухам, эта песня была вдохновлена бывшим гитаристом DP Ричи Блэкмором. Наряду с классическим аккомпанементом органа Лорда, в нем есть одно из самых красивых фортепианных соло, которые Лорд когда-либо играл, будучи участником группы.
19) "Live Encounters" (Живые встречи)- 1996
Лорд всегда был мастером поддержки. У него были способности играть, как Эмерсон, Уэйкман и другие, но в целом он предпочитал этого не делать, вместо этого используя свои навыки для оркестровки сложных, многослойных аккомпанементов к зачастую чрезмерно театральным постановкам своих групп.
И все же этот человек мог продемонстрировать и действительно продемонстрировал удивительные навыки. Этот клип из тура Perpendicle 1996 года представляет собой демонстрацию его божественных рук и способности сочетать различные стили в единое выступление. И это все Лорд!
20) Deep Purple - "Purpendicular" (весь альбом 1996 года)
Да! .... как вам ни покажется странным, весь альбом Purpendicular заслуживает первого места в этом списке!
Потому что в каждой песне на альбоме чувствуется сильное присутствие Лорда. Несмотря на то, что это знакомство с гитаристом Стивом Морсом, в альбоме есть очень яркие лордовские моменты.... в песнях “Soon Forgotten”, “A Castle Full Of Rascals”, “The Aviator”, “Somebody Stole My Guitar”, “The Purpendicular Waltz”.
Даже в песнях, где его присутствие более приглушено, таких как “Loose My Strings” и тихой эпической “Sometimes I Feel Like Screaming”, Лорду удается поддерживать прекрасную атмосферу. У любого клавишника, который чего-то стоит, этот альбом, несомненно, должен быть в его коллекции. И очень обидно, что лордовские потрясающие соло, тихие пассажи и блюзовые звучания просто исчезли в творчестве современных рок-групп и исполнителей.
_____________
Музыкальный мир очень многое утратил с уходом из жизни Джона Лорда. Он утратил некую могучую безупречную природную силу, которая дается от рождения и которую невозможно выработать даже сотнями тысяч репетиций и тренировок.
Творчество Джона было ошеломляюще разнообразно и очень обширно.
Этот человек и его искусство были слишком велики, чтобы их можно было назвать просто впечатляющими. Я бы дал определение этому творчеству и этому человеку, но опасаюсь скатиться в пафос. А пафоса я не люблю. Поэтому, уважаемые читатели, дайте эти определения сами.
___________
Всем удачи и спасибо за внимание и терпение!
Пока!
(* - все фотографии из открытых источников)