Цикл статей об историях, отраженных на фарфоровых медальонах западного (выходящего на Химкинский канал) фасада Северного речного вокзала. Каждая часть рассказывает о медальонах, расположенных на одной колонне.
Танк Т-26
Танк довольно оригинальной конструкции: с двумя башнями. Самый многочисленный танк Красной и финской армий к началу Великой Отечественной войны, а также армии Испанской Республики времён гражданской войны в Испании. Второй по количеству выпущенных после Т-34 советский танк 1930-х – 1940-х годов. Всего было выпущено 1626 единиц. Конструкция танка постоянно модернизировалась. Однако, начавшаяся Великая Отечественная война показала техническое и моральное отставание танков Т-26, поэтому их стали использовать в качестве учебных танков в тылу. Последние Т-26 пошли в бой в августе 1945 года во время Маньчжурской операции и на Южном Сахалине.
Металлургический завод
Кузнецкий металлургический комбинат имени Сталина. В июне 1929 года начались первые земляные работы на площадке Кузнецкстроя, а уже в апреле 1932 года был получен первый чугун. 30 декабря 1932 года были прокатаны первые рельсы Сибири. В годы Великой Отечественной войны Кузнецкий металлургический комбинат уже с июля 1941 года выпускал броневую сталь, броневой лист. В 1993 году был преобразован в акционерное общество «Кузнецкий металлургический комбинат». В 1998 году на комбинате вводится внешнее управление, в ходе которого были предприняты меры для экономического оздоровления КМК. В 2001 году началась реструктуризация комбината. На базе структурных подразделений КМК были созданы дочерние организации. По окончании конкурсного производства основные цеха и подразделения КМК были объединены в рамках ОАО «НКМК». На современном этапе ОАО «НКМК» – динамично развивающееся предприятие, ориентированное на модернизацию производства, повышение качества и расширение сортамента выпускаемой продукции с учетом международных норм и стандартов.
В то время был еще один металлургический комбинат – Магнитогорский, тоже имени Сталина. В 1929 году началось его строительство, в 1932 – начало производства. В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокат броневого листа. В 1992 стал акционерным обществом. В 2007 ММК провела IPO, продав 8,9 % акционерного капитала на Лондонской фондовой бирже. Сегодня комбинат продолжает работать. В 2022 году вошёл в десятку лучших российских компаний, заняв 8 место.
Паровоз ИС20
ИС20 – самый мощный советский пассажирский паровоз Иосиф Сталин с КПД 7,45%, с осевой нагрузкой 20 т, максимальная скорость достигала 155-180 км/час (по разным источникам), мощность – в диапазоне 2,5-3,2 тыс. л. с. До этого использовался паровоз СУ, имеющий мощность 1 500 л. с. и максимальную скорость 125 км/ч. Он стал гордостью страны, его изображали на открытках, наградных знаках и даже сделали ёлочную игрушку.
Выпускался в 1932-1942 годах на Коломенском заводе, Луганском тепловозостроительном заводе. Построено 649 паровозов. На Всемирной выставке в Париже 1937 года паровоз ИС20-241 завоевал Гран-при. По слухам, данный паровоз смог предотвратить международный скандал: из Ленинграда в Москву следовал поезд, в котором находился посол США, сломался, состав простоял 2 часа, после этого в голову поезда поставили паровоз ИС, приказав машинисту наверстать опоздание и поезд прибыл без задержек, развив скорость до 160 км/ч.
В СССР было сделано огромное количество разнообразных моделей паровозов «ИС». Особенно хорошо выглядели составы с обтекаемым кожухом.
Локомотив продолжал эксплуатироваться до 1972 года под другим названием – ФДп или «Феликс Дзержинский».
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
Другие статьи про Северный речной вокзал и истории, отображенные на медальонах, читайте здесь.
ИСТОЧНИКИ
Флагманский локомотив, паровоз Иосиф Сталин