Найти тему
Штрихи и Мазки

«Петворт-парк с церковью Тиллингтона вдали» Уильяма Тёрнера – грандиозная панорама заката

За всю историю человечества было создано неисчислимое множество рисунков, картин и гравюр. Без сомнения, любое произведение искусства ценно, но далеко не всякое можно назвать шедевром. Причем нет четких критериев позволяющих однозначно отнести картину к таким «жемчужинам». В одном случае это может быть высокая степень реализма и детализации, в другом — неординарная идея, заложенная в сюжет и композицию. Или оригинальная перспектива и потрясающая экспрессия красок, как в «Петворт-парке с церковью Тиллингтона вдали» Уильяма Тёрнера.

«Петворт-парк с церковью Тиллингтона вдали» Уильяма Тёрнера (ок. 1828 г.) / Источник: Wikimedia Commons (The Yorck Project, Tate Britain, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_015.jpg
«Петворт-парк с церковью Тиллингтона вдали» Уильяма Тёрнера (ок. 1828 г.) / Источник: Wikimedia Commons (The Yorck Project, Tate Britain, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_015.jpg

Уильям Тёрнер (1775 — 1851) — выдающийся английский художник, представитель романтизма и предшественник импрессионизма. Родился в бедной лондонской семье, с ранних лет проявил интерес и способности к искусству. Еще ребенком Уильям рисовал пейзажи и городские виды, которые его отец продавал в своей цирюльне. В 14 лет вундеркинд поступил в Королевскую академию художеств, впоследствии получив в ней должность профессора перспективы. Со страстью отдаваясь любимому делу, художник создал более 550 картин, а также десятки тысяч гравюр и рисунков!

Уильям Тёрнер (автопортрет, ок. 1799 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Andrew Wilton, Tate Britain, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Turner_Self_Portrait.jpg
Уильям Тёрнер (автопортрет, ок. 1799 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Andrew Wilton, Tate Britain, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Turner_Self_Portrait.jpg

Тёрнер много путешествовал, изучал работы других художников, экспериментировал с красками. Будучи от природы эксцентричным человеком, он даже картины писал словно в исступлении! Его творческий подход отличался хаотичностью, нередко он трудился над несколькими полотнами сразу. И тем не менее в результате всей этой дикой и беспорядочной деятельности на холсте появлялись яркие и живые, поэтические образы природных стихий: ветра, воды, тумана, огня и света.

Тёрнер любил экспериментировать с красками и со временем пигменты многих его картин выцвели. Это полотно — не исключение. И хотя сегодня оно выглядит как на этом фото, с помощью цветокоррекции можно воссоздать его прежний вид, что и продемонстрировано на иллюстрации в начале статьи / Источник: Wikimedia Commons (Tate, National Gallery; Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_(1775-1851)_-_Petworth_Park,_Tillington_Church_in_the_Distance_-_N00559_-_National_Gallery.jpg
Тёрнер любил экспериментировать с красками и со временем пигменты многих его картин выцвели. Это полотно — не исключение. И хотя сегодня оно выглядит как на этом фото, с помощью цветокоррекции можно воссоздать его прежний вид, что и продемонстрировано на иллюстрации в начале статьи / Источник: Wikimedia Commons (Tate, National Gallery; Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_(1775-1851)_-_Petworth_Park,_Tillington_Church_in_the_Distance_-_N00559_-_National_Gallery.jpg

То, что художник уделял свету и воздуху особое внимание становится ясно если взглянуть на его потрясающую картину «Петворт-парк с церковью Тиллингтона вдали». Это вытянутое в длину (~1,5 м) полотно написано масляными красками около 1828 года. Его отличает крайне необычная перспектива: изображение изгибается вверх и вниз, охватывая обширный участок пространства. Такой вид поразительно напоминается фотографии сделанные сверхширокоугольным объективом «рыбий глаз», хотя картина была написана за век до его изобретения!

Закат в Петворт-парке. В правой части, над линией горизонта, виден силуэт колокольни / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, The Yorck Project, Tate, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_015.jpg
Закат в Петворт-парке. В правой части, над линией горизонта, виден силуэт колокольни / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, The Yorck Project, Tate, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_015.jpg

Гений художника не только предвосхитил современную фотопанораму, но и сумел запечатлеть воистину величественный и волнующий пейзаж. Под бескрайним небом широко раскинулась равнина с пасущимся на ней стадом оленей. Плоский пейзаж обрамляют кипы деревьев, направляя взгляд вдаль —прямо к пламенеющему закату. Само светило уже невидимо, но отблески его яростного сияния расцветили облачное небо оранжевым и золотым. Цветными пятнами свет отражается на поверхности земли и кажется, что это не твердь, а зыбкий морской простор.

Детали картины: деревья, фигурки человека и собак, кресло на террасе, лани / Источник: Wikimedia Commons (коллаж из фрагментов фото, The Yorck Project, Tate, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_015.jpg
Детали картины: деревья, фигурки человека и собак, кресло на террасе, лани / Источник: Wikimedia Commons (коллаж из фрагментов фото, The Yorck Project, Tate, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joseph_Mallord_William_Turner_015.jpg

Можно подумать, что перед нами дикая местность, где не ступала нога человека. Но нет — стоит присмотреться внимательнее и замечаешь признаки присутствия людей: колокольня вдали, утоптанная дорога, мощенная площадка перед домом, стул с фигурной спинкой и свора собак бегущих навстречу хозяину, почти незаметному на фоне необъятного пейзажа…

Западный фасад Петворт-хауса / Источник: Wikimedia Commons (Martinvl, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Petworth_House_from_the_west.jpg
Западный фасад Петворт-хауса / Источник: Wikimedia Commons (Martinvl, CC BY-SA 4.0) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Petworth_House_from_the_west.jpg

В действительности на картине изображен Петворт-парк — пейзажный парк с лесным садом в английской усадьбе Петворт-хаус (зритель как бы смотрит со стороны западного фасада, а человек на картине — владелец поместья). Она была построена в концеXVII века герцогом Сомерсетом на руинах средневековой крепости. Кроме того рядом расположен одноименный городок и деревушка Тиллингтон, церковь которой изображена на горизонте. Позже в поместье устроили огромный парк площадью почти в 3 кв. км., ставший домом для стада европейских ланей. Уильям Тёрнер был дружен с хозяином усадьбы и часто приезжал рисовать это место.

Европейская лань — вид оленя, распространенный в лесах Европы и Юго-Западной Азии. Это проворное животное средней величины, ростом до1 метра в холке. Его рацион составляют трава и листья деревьев. Окраска лани меняется в зависимости от сезона: зимой она темная, а летом ноги и низ туловища становятся светлыми, а верх красновато-коричневым с белыми пятнышками.

В этой картине Тёрнер решительно отбрасывает излишнюю детализацию. Его манера письма выглядит небрежной, контуры размытыми, а отдельно взятые линии кажутся примитивным карандашным рисунком. Но стоит охватить взглядом всю грандиозную панораму и захватывает дух от необъятности мира, на фоне которого совершенно теряется маленькая человеческая фигурка! Краски экспрессивные, яркие, будто пылающие. Картина производит сильное впечатление, она настолько выразительна, что буквально ошеломляет при первом знакомстве.

Еще одна попытка воссоздать первоначальный вид картины Тёрнера / Источник:  Gallerix (Tate Britain) https://gallerix.ru/storeroom/492447554/N/736906068/
Еще одна попытка воссоздать первоначальный вид картины Тёрнера / Источник: Gallerix (Tate Britain) https://gallerix.ru/storeroom/492447554/N/736906068/

И хотя Уильям Тёрнер мог писать великолепно детализированные «классические» картины (примером чему могут служить чудесные виды Венеции), многие его произведения близки к импрессионизму и даже абстрактному искусству. Его творчество встретило непонимание и неприятие современников, но впоследствии было переосмыслено и оценено по достоинству. Как сказал живописец Бенджамин Уэст, «Рембрандт желал бы так писать!… Если бы только мог».

|Справка| Полное название картины – «Петворт-парк с церковью Тиллингтона вдали» (Petworth Park: Tillington Church in the Distance). Автор – Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner). Жанр – пейзаж. Стиль – романтизм. Дата – ок. 1828 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 60 x 146 см.

Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!