Порой рождаются люди настолько одаренные, что их называют гениями. Ученые, философы или… художники, подобные Уильяму Тёрнеру. Он не был «универсальным человеком» как Леонардо да Винчи, но в живописи совершил настоящую революцию. Его считают предшественником современного искусства и предтечей импрессионизма. Он работал в самых различных жанрах: от пейзажа до исторической живописи, и кроме того наряду с Айвазовским считается одним из величайших маринистов. Сегодня мы полюбуемся на одну из его потрясающих картин, под названием «Венеция. Догана и Сан Джорджио Маджоре».
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 – 1851) – английский художник-романтик, живописец и гравер. Он родился в бедной семье: его отец был цирюльником и изготовителем париков, а мать – дочерью мясника. Всю свою жизнь Уильям говорил с акцентом кокни (лондонское просторечие), избегая славы и живя в нищете. Интерес к изобразительному искусству проявился у мальчика еще в детстве. Сначала он раскрашивал гравюры, затем начал делать зарисовки лондонского пригорода. Эти рисунки гордый отец выставлял в своем магазине, где они продавались за пару шиллингов (ходовая серебряная монета).
Окончив школу, Уильям поселился в Лондоне, где учился у художника архитектурных видов Томаса Молтона. В 14 лет вундеркинд поступил в Королевскую академию художеств, а в 26 лет стал в ней самым молодым академиком. Непрестанно совершенствуясь, Тёрнер исследовал работы живописцев прошлого и настоящего, постигал природу воды и воздуха, изучал геологию и архитектуру. В своих путешествиях по Европе (от Италии до Французских Альп) он сделал тысячи этюдов. Уильям был сложным, замкнутым и эксцентричным человеком. Он так и не женился, хотя возможно был отцом двух дочерей своей экономки. При этом его творческое наследие огромно: более 550 картин, около 2000 акварелей и 30 тысяч рисунков, набросков, гравюр!
Одна из его многочисленных картин, «Венеция. Догана и Сан Джорджио Маджоре», была написана в зрелом возрасте около 1834 года. На ней художник изобразил великолепный вид на лагуну «города каналов и дворцов» – блистательную Венецию. В лазурном небе вьются тонкие пряди облаков. Яркий солнечный свет озаряет искрящуюся водную гладь, по которой лениво скользят многочисленные лодки. Тени от них падают на поверхность зеленоватой воды канала, смешиваясь с отражениями зданий. Вдалеке и сбоку высятся белокаменные и терракотово-оранжевые дворцы и храмы с колоннами, арками и изящными башенками.
Венеция – итальянский город, чья историческая часть расположена на 120 островах Венецианской лагуны, разделенных 175 каналами и соединенных более чем 400 мостами. Во времена Древнего Рима на этой территории проживали племена венетов, отсюда и название города, история которого уходит корнями в начало V века. Первые венецианцы строили дома на сваях посреди воды. В Средние века город стал столицей Светлейшей Республики Венеции. Интересно, что южно-американская страна Венесуэла названа в часть Венеции!
Здания слева – семинария и Морская таможня. Последняя выделяется квадратной башней с «Золотым шаром», который удерживают статуи атлантов и венчает флюгер в виде фигуры Фортуны – богини удачи, покровительницы моряков. Этот район города называется Пунта-делла-Догана, потому что он расположен на треугольном выступе мыса (punta).
Взгляд невольно привлекают строения на островке ближе к центру: здание с куполом цвета слоновой кости и высокая колокольня нежного абрикосового оттенка. Это базилика Сан-Джорджо-Маджоре («церковь Святого Георгия») – архитектурный комплекс, включающий в себя увенчанный куполом храм в римском стиле и сложенную из известняка кампанилу (колокольню), высотой в 63 метра.
Палитра картины крайне интересна. Основные плоскости написаны с использованием васильковой и сине-серой (небо), а также зеленой (вода) красок. Здания и паруса судов освежают полотно серо-бежевыми и персиковыми тонами. Дополнительный объем и глубину придают яркие мазки красно-коричневого, оранжевого и сепии, складывающиеся в фигурки людей и очертания гондол. Яркие и необычные оттенки, визитная карточка Тёрнера, нередко становились объектом критики викторианской публики привыкшей к более «сдержанной» цветовой гамме. Однако это не останавливало Уильяма, постоянно экспериментировавшего с красками (например, он использовал получаемый из насекомых красный пигмент кармин). К сожалению, многие из этих красящих материалов оказались недолговечными и со временем выцвели.
Современники не оценили художественный талант Тёрнера. Яркий колорит и экспрессивная атмосферность его картин вызывали недоумение, а некоторые практически абстрактные работы породили слухи о безумии их автора. Одним из немногих высказавшихся в его защиту был писатель, философ и художник Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времен». Лишь в XX веке творчество Уильяма Тёрнера было оценено по достоинству и сегодня считается, что он возвысил пейзаж до уровня академического искусства.
|Справка| Полное название картины – «Венеция. Догана и Сан Джорджио Маджоре» (Venice: The Dogana and San Giorgio Maggiore). Автор – Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner). Жанр – ведута. Стиль – романтизм. Дата создания – ок. 1834 г. Материалы: масло, холст. Размеры: 92 x 122 см.
Также Вы можете прочитать эту и другие статьи на сайте Painting-Stories.ru!