Один из самых известных и необычных эстонских фильмов, ставший своего рода этапным для киностудии «Таллинфильм», рассказал о событиях весны 1925 года, последовавших за жесткого подавленным коммунистическим восстанием в Таллине в декабре 1924.
Но герои в картине не реальные, это придуманные персонажи, действующие в исторических обстоятельствах.
Кроме того, лента «Цену смерти спроси у мёртвых» (1978) фактически открыла для всей страны литовца Юозаса Киселюса, который хоть и уже успел наработать опыт в кино, но был известен лишь в Прибалтике. После премьеры этой непростой драмы его имя зазвучало куда громче.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Режиссёр Кальё Кийск начал карьеру как актёр, но почти сразу же занялся и режиссурой. Любопытно, что снимая качественные фильмы, которые часто прокатывали по всему СССР, Кийск продолжал и актёрскую карьеру тоже, принимая приглашения коллег. В последний раз он появился в кадре 80-летним за год до ухода из жизни. «Цену смерти спроси у мёртвых» считается его лучшей работой, и вполне заслуженно.
Сценарий для фильма написал Мати Унт, эстонский писатель и драматург. Но и сам Кийск активно участвовал в его подготовке. В интервью он рассказал:
«Нам пришлось перерыть массу архивных материалов, заново перечитать массу книг и учёных трудов, отыскать участников подпольного движения. Всё это требовалось для того, чтобы на примере деятельности одной боевой группы показать героические дела эстонских коммунистов 20-х годов».
Главенствующая линия сюжета — короткая история подпольщика Антона Соммера (ударение в имени необычно — на первую а). Имя созвучно с именем комсомольского героя Эстонии Арнольда Соммерлинга, хотя авторы фильма утверждали, что он не был прототип героя. Антон попадает в застенки охранки, где после пыток ему выносят расстрельный приговор.
Однако внезапно появляется надежда на спасение: охранка подсылает к Антону его однокашника Бруно, чтобы тот предложил ему написать книгу о подполье, но в разоблачительном стиле. Беседа Антона и Бруно — ключевая сцена картины. Бруно рассуждает о насущном, говорит, что для Антона и так всё потеряно и он не сможет больше никогда наслаждаться обычными человеческими радостями: едой, прогулками, женщинами, литературой, живописью.
И чтобы вернуть всё это нужна лишь малость — представить правдивую историю, но в правильном свете.
Антон категорично отказывается, потому что не готов пожертвовать собственной честью предать идеалы. Но Антона всё же освобождают: правительство решило обменять его на эстонских военнопленных. Но это освобождение — коварная и беспощадная провокация, ведущая к трагической развязке.
Есть в фильме и вторая линия, это деятельность коллег Антона Соммера, оставшихся на свободе. И центральная фигура тут — подпольщица Эстер, влюблённая в Антона. Она ведёт свою игру, тоже непростую. И хоть она останется в живых, душа его погибнет вместе с Антоном.
Юозас Киселюс сыграл роль Антона Соммера, в роли Эстер — Мария (в титрах — Мариа) Кленская, актриса Эстонского драмтеатра. Для Марии это была всего лишь вторая роль в кино, но именно её игру, сдержанную, но в то же время чувственную, отметили критики.
В роли Бруно — Гедиминас Гирдвайнис, следователя сыграл Калью Комиссаров.
Интересно, что часть персонажей вообще не получили имён. Так, глава подпольщиков обозначен как Безымянный, а агенты охранки именуются А и Б. В эти «условные имена» заложена особая идея: речь не о конкретных людях, а о десятках (как с одной стороны, так и с другой), из которых слеплены кинематографические образы.
Режиссёр Кальё Кийск отмечал, что «Цену смерти спроси у мёртвых» — это не историческое полотно:
«Лента не претендует на абсолютную документальность. Это художественное произведение с вымышленным персонажами, которое в определённой степени объединяет и синтезирует отдельные факты подпольной борьбы эстонских коммунистов в 20-х годах Вместе с тем в образы борцов мы привнесли черты конкретных революционеров того времени, боровшихся за освобождение Эстонии».
Добавлю исторический факт. В биографии Арнольда Соммерлинга действительно был факт, когда его, арестованного за подпольную работу, обменяли на военнопленных. Это случилось в начале двадцатых. Погиб он во время того самого декабрьского восстания, о котором рассказывается в начале фильма.
Драма Кальё Кийска вышла в прокат сначала в Эстонии, спустя год её выпустили уже во всесоюзный прокат. Для этого на «Ленфильме» картину переозвучили. Нельзя не отметить, что голоса актёров озвучания подобраны безупречно, да и сама работа проведена не идеально: во время просмотра даже мысли не возникает, что исполнители ролей говорят не на русском языке. Юозаса Киселюса озвучил Юрий Демич, Эстер — Галина Чигинская, Бруно — Борис Аракелов. А следователя, сыгранного Калью Комиссаровым, озвучил Александр Демьяненко. И, по-моему, Калью Комиссаров и Александр Демьяненко внешне чем-то схоже, в некоторых ракурсах вообще казалось, что в кадре именно Александр Демьяненко.
Картина «Цену смерти спроси у мёртвых» необычна ещё и своеобразным визуальным решением. Операторскую работу Юри Силларта и коллеги, и критики оценили очень высоко. Большая часть сцен снята на тёмном фоне со скромным освещением, и это действительно нагнетает атмосферу. Кульминационный эпизод — беседа Антона и Бруно — решена оператором особо (ниже — цитата из рецензии, опубликованной в «Советском экране»):
«… высвечиваются только лица кроме них в кадре ничего не видно — все детали обстановки исключены, отвергнуты, они не должны отвлекать внимание. У операторов двадцатых годов такая съёмка называлась “рембрандтовской”».
Интересно, что Бруно, говоря о том, чего лишится и Антон, уйдя из жизни, упоминает и Рембрандта как один из символов высшего наслаждения жизнью. Навела ли реплика героя из сценария Юри Силларта на такое визуальный ход или это его личная задумка — неизвестно.
Подводя итог, могу сказать, что «Цену смерти спроси у мёртвых» — лента и в самом деле необычная. Это не традиционный героико-революционный фильм, это сюжет с неким налётом фантасмагории, в нём есть что-то кафкианское. В кадре почти нет динамики, большинство сцен статичны, но смотрятся всё равно захватывающе. Ну и, конечно, картина наполнена фразами, над которыми хочется ещё и ещё раз подумать. Например, такая: «Легче всего болтать о равенстве, свободе, братстве. А народ жрать хочет, ему на то наплевать. Главное — слова?! Ты станешь ими кормить народ?». Вполне про сегодня, хоть от премьеры лента нас отделяет 45 лет, а от описанных в ней событий — век.
Видели этот необычный фильм? Помните свои впечатления?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: