Высшее учебное заведение - это образовательная среда, в которой студент общается не только с преподавателями высокого уровня, но и со студентами, прошедшими определённый отбор. Чтобы поступить на факультет иностранных языков, нужно было на отлично сдать устный и письменный экзамены по иностранному языку, в моём случае это был английский, устный экзамен по русскому языку и написать изложение. ЕГЭ в то время ещё не ввели.
Моё поступление в Университет пришлось на конец девяностых, и тогда все в моём окружении, кто целился поступить на ИнЯз, занимались с репетиторами, которые были преподавателями ВУЗов. Если у кого-то было иначе, те были исключениями, однако ещё одним исключением были студенты-платники, такие, которые не претендовали на бюджетные места, а шли учиться на коммерческой основе.
Почему я рассказываю эти очевидные для большинства факты, и какое отношение они могут иметь к теме, обозначенной в заголовке этой истории? Сейчас всё узнаете.
Группы и потоки
Было у нас на курсе восемь групп, которые делились на два потока. Группы с первой по четвёртую входили в первый поток, а группы с пятой по восьмую - во второй. Я была зачислена в восьмую группу, но ещё на третьей неделе от начала обучения ко мне обратилась студентка из шестой группы с просьбой поменяться с ней. Дело было в том, что в восьмую группу была зачислена её лучшая школьная подруга, а им двоим очень хотелось учиться в одной группе. Обеих этих девочек я знала по лицею, в котором и они, и я учились в десятом и одиннадцатом классах. Терять мне, казалось бы, было нечего, потому что моя лучшая лицейская подруга выбрала другой ВУЗ, и в Педагогическом у меня ни к кому привязанности не было, хотя в восьмой группе у меня уже и завязвлась дружба с одной из студенток.
Решение, потому что просят двое, а я одна
Сомнения у меня были. Считалось, что в восьмую группу зачислили самых сильных по результатам экзаменов и успеваемости по профильным предметам в лицее студенток. Казалось бы, какая разница? Но ведь чем выше уровень твоего студенческого окружения, тем выше развиваешься ты сам. Да и атмосфера в восьмой группе мне нравилась. Все девочки были доброжелательны и открыты, а что было бы в шестой группе, я ещё не предполагала.
- У тебя же нет тут близкой подруги, - сказала мне Юля, которая просила меня перейти в шестую группу, чтобы она смогла перейти в восьмую. Её подруга стояла рядом и тоже просила меня пойти им навстречу. Их было двое - я была одна. Не имея твёрдой аргументации, я согласилась и впоследствии много раз об этом пожалею. Так получится, что в шестой группе все девчонки уже будут, скажем так, парами, кроме одной по имени Катя, которая тоже училась со мной в лицее и по неизвестной мне причине меня недолюбливала. Недолюбливала - это сказано мягко. На переменах между парами она то и дело негативно обо мне высказалась другим девочкам в группе, а я невольно это слышала, заходя в классный кабинет. Она, конечно, при мне замолкала и меняла тему разговора, глядя на меня со злобной усмешкой. Конфликта между нами не было, ругаться она со мной не пыталась - просто демонстрировала неприязнь. Её неприязнь была связана с моей национальной принадлежностью. Не нравилась ей моя физиономия.
И вот такая сложилась ситуация: все девочки в шестой группе по парам, то есть у каждой есть подружка, и только у Кати подружки нет, а на уроках практического английского языка было много парных заданий, таких как разучивание диалогов по ролям, составление диалогов по темам, что требовалось делать во внеурочное время. То есть мне приходилось общаться с Катей, которая испытывала ко мне неприязнь, не только во время занятий английским в ВУЗе, но и после них. Психологический дискомфорт каждый день.
Спросить что-то у Кати по поводу её отношения ко мне я не решалась. Не научили меня задавать вопросы людям, демонстрирующим ко мне неприязнь. Не сталкивалась я с таким прежде. Правда, стоит отдать должное, взаимодействие с Катей непосредственно по учебным задачам у нас было эффективным, и работать с ней мне было более-менее комфортно, если не считать то напряжение, которое я испытывала из-за её ко мне логически необоснованной неприязни. Мы отлично ладили в плане выбора ролей и формулирования реплик диалогов. Мне казалось, что и Кате учебное взаимодействие со мной было комфортно. Во всяком случае, я это чувствовала. Со временем её негатив ко мне станет слабее, но это произойдёт не ранее, чем на четвёртом курсе, а история, о которой я сейчас расскажу, произошла, когда мы учились на первом.
Общие лекции для всего потока
Были у нас общеобразовательные предметы, лекции по которым проходили в больших аудиториях. Обычно на одну такую лекцию собирался один поток, то есть четыре группы, однако были и такие предметы, лекции по которым нам ставили для всего нашего курса сразу, и тогда в одной аудитории оказывались студенты и бюджетной, и коммерческой форм обучения. А на коммерческой форме были девочки другого нрава и характера. Не такие вежливые и воспитанные, как бюджетники.
Фото выше для примера того, как тесно было у нас в лекционных аудиториях.
Неприязнь и терпение
Катя, хоть и не переносила меня на дух, гадостей в лицо мне не говорила, подлянок не устраивала и в целом старалась держаться со мной культурно и даже доброжелательно - делала над собой усилие. Я это видела и в душе была ей признательна, что негатив в мой адрес она высказывала только за моей спиной. Ну и не будет лишним добавить, что остальные девочки в группе её негатив не разделяли и не поддерживали. Мне доводилось слышать, как на высказывания Кати они говорили: "Ну, зачем ты так?", "Да ладно тебе!" или "Катя! Перестань уже!" Гасили её, короче.
Конфликт в ВУЗе
Перед началом лекции, на которой собрались все восемь групп, мне однажды удалось сесть на удобное место за партой - на одном из передних рядов. Хорошие места занимали быстро, и нередко приходилось садиться куда-то на галёрку, откуда ничего толком не было слышно, и откуда мне было сложновато разглядеть то, что написано на доске, даже в очках для дали. И вот сижу я, значит, до начала лекции остаётся минут, может, пять - ко мне подходит одна студентка из первой группы, которая училась на коммерческой основе, с требованием освободить занятое мной место за партой.
- Это наши места, - говорит мне "коммерческая". Её подруга в этот момент тоже подошла и встала позади неё. Обе девчонки были выше меня и крепче телосложением. У меня рост всего 156 см, а в студенчестве я ещё и очень худенькая была - почти как спичка. Я сижу и понимаю, что больше не хочу никому уступать. Не хочу быть податливой и удобной. Хватит с меня одного того перехода из восьмой группы в шестую.
- А что, места разве приватизированы? - обращаюсь я к "коммерческой" диве. - У вас есть свидетельство на право собственности?
- Мы раньше тут сидели. - Говорит оппонентка.
- Ну и что? Теперь я сижу. Места что ли именные?
- Пошла отсюда! - повышенным тоном требует от меня студентка из первой группы.
- Сама иди. Я никуда не пойду.
- Ты, сопля, ты что себе позволяешь?!
- Отстаньте от Гузэли. Найдите себе другие места. - Вступились за меня сидевшие вблизи однокурсницы.
Прозвенел звонок, и девушки из первой группы были вынуждены выбрать другие места.
Как вы понимаете, нашу милую беседу слышали все сидящие вблизи девчонки. Среди них были и те две подружки, с одной из которых я поменялась, перейдя из восьмой группы в шестую. Они во время данной баталии меня поддержали. Вообще, кроме них двоих, много кто услышал тот наезд и мой на него ответ.
Конфликт жаждал развития
После лекциии те две девицы из первой группы подошли ко мне, и та, которой я отказалась уступить место, сказала: "Ты об этом пожалеешь", а спустя некоторое время, через несколько дней после инцидента, кто-то из однокурсниц, уже не помню, из какой группы, сказали мне, что те две девушки планируют меня побить, и чтобы я была осторожна. Мол, они услышали, как те две обсуждали это между собой.
Две студентки задумали меня побить
Побить меня для них было бы задачей несложной. Они обе были значительно выше и крупнее меня. Численное превосходство и масса овчарки против маленькой собачки - бей не хочу.
Я, конечно, напряглась. Представила себе, что в туалет ходить одной теперь опасно - вдруг там подстерегут. Где ещё они могли меня побить без свидетелей, я себе не представляла. После занятий мы всегда уходили всей группой. Несмотря на нетерпимость Кати к моей национальности, все остальные девчонки относились ко мне по-дружески тепло, и вообще группа у нас была сплочённая и дружная. Мы частенько куда-то ходили все вместе или собирались у кого-то дома. То есть вариант избить меня после занятий в ВУЗе был исключён. Мои одногруппницы этого не допустили бы.
Подумала я, что если это произойдёт, пойду, значит, в деканат сообщать об избиении. Заявление в полицию напишу. Свидетели того, что они это замышляли и обсуждали, были. Свидетелей конфликтной ситуации, возникшей в лекционной аудитории, было много. Ну, и о том, как бить в ответ, даже из своего маленького роста, я тоже думала. Разыгрывала в голове сценарий, в котором одна из них меня хватает, а вторая бьёт. Представляла себе эту картину и моделировала в голове свои возможные движения. Короче, я морально готовилась, что меня будут бить. А ещё я думала о том, что это ведь Университет, а не какое-нибудь ПТУ, чтобы такими грубыми методами отстаивать авторитет. В училищах, наверное, такие девочки чувствуют себя, как рыба в воде. Там, может, таких большинство, и они сбиваются в банды? Вот такие у меня были мысли. Как же, думала я, будет стыдно декану факультета, если он узнает о том, что студентки ИнЯза избивают другую студенту, меньшего роста и комплекции, за то, что она села там, где хотели бы сесть они. Вот же позор факультету был бы...
Однако, шло время, а девочки те в коридорах мне не попадались, и когда дошло до сессии, я была свободна, потому что все зачёты и экзамены получила "автоматом". А потом они уже то ли забыли о своих планах по поводу меня, то ли передумали.
Почитать ещё: