В советской глубинке правопорядок обеспечивали участковые. Старательные и самоотверженные милиционеры разнимали потасовки людей под градусом, занимались мелкими кражами и другими правонарушениями. В 1977 году этим простым и честным стражам правопорядка и в голову прийти не могло, что придется расследовать налеты настоящей банды. Но накануне празднования 60-летия революции именно они первыми начали разыскивать хитрых и изворотливых бандитов.
Нападение на сельсовет
Дежурному УВД Брянской области сообщили: в деревеньке Речица напали на сельсовет и расправились с человеком. На место происшествия прибыл участковый. Там бывалый милиционер увидел странную картину.
Флаги и портрет Ленина были сорваны и брошены на пол. Сейф в бухгалтерии был раскурочен. Все деньги оттуда были похищены. За околицей стояла “Волга”. А рядом с ней лежало тело мужчины.
В канун празднования революции такое происшествие бросало тень на всю Брянскую область. На место события сразу же прибыло большое начальство.
Погибшим оказался Леонид Кротов. Он трудился водителем в местном таксопарке. Выяснив личность, оперативники стали исследовать связи Кротова. Но эта ниточка никуда не привела.
Преступники украли из сейфа 3 тысячи рублей. Это была зарплата советского работяги за два года труда. Криминалисты обследовали сейф и пришли к выводу, что его ломали профи. Для взлома они использовали традиционную фомку, а еще гусиную лапку.
Гусиная лапка — профессиональный инструмент опытных взломщиков. Внешне напоминает большой консервный нож. Для работы гусиной лапкой нужна большая физическая сила.
Баллистическая экспертиза постановила, что шофера устранили из редкого оружия времен Великой отечественной. Карабин мог годами храниться у местных охотников. Но проверка всех охотников и рыболовов в округе не дала результата.
Пока следствие шло, в селе Высоком ограбили почту. Там бандиты покуражились на славу. Разворотили большинство посылок с дефицитными продуктами, высыпали их содержимое на пол. Отправляя соленья в город, а также получая шоколад из города, люди прятали на дне таких посылок деньги для родных и близких. Вскрывая ящики, преступники, видимо, искали наличность. Еще на почте из сейфа были украдены 5 тысяч рублей.
На месте этого ограбления удалось найти отпечаток кирзового сапога. В городе такие, конечно, не носили, но в деревне “кирзачи” были главной обувью на все времена. След кирзового сапога, подкованного по-солдатски, навел милиционеров на мысль проверить ближайшие воинские части.
Действительно, некий рядовой Самохин недавно уходил в самоволку. И за это отбывал свое наказание. Рядовой клялся: “Сбежал, чтобы с девушками знакомиться!”. Его словам поверили только после того как след от его сапога не совпал с найденным на месте преступления следом.
Пока участковый и другие милиционеры искали новые зацепки, на поле в ближайшем совхозе студенты-практиканты нашли тело мужчины. Погибшим был Анатолий Воронцов. На него у оперативников имелось большое досье.
Кражи, грабежи, кличка “Чума”, рецидивист — вот то, что поведало досье Воронцова брянским сыщикам. Неужели банда расправилась с одним из своих? Или он — случайный свидетель?
Воронцова устранили все из того же карабина времен Великой отечественной. Все эти преступления были связаны и находились на контроле обкома и МВД. Банду нужно было ловить как можно скорее.
Осторожные злоумышленники
Пока оперативники шли по следу, бандиты решили немного отдохнуть от своих бессовестных деяний и отправились в местные бани. Сильно сорить деньгами они не планировали, но отказать себе в удовольствии посетить знаменитое заведение не смогли.
Сандунские бани в Союзе были престижным местом. Билет туда стоил целый рубль. Оказывались в банях и дополнительные услуги, например, там подавали горячительное и заказывали банщика для пропарки березовым веничком.
В январе 1978 года в таких банях появилось трое мужчин. Они купили стандартные билеты и прошли внутрь. Но оплачивать напитки не стали. Достали то, что принесли с собой. Ведь им нужно было создать видимость экономии.
Вскоре после того случая в банях налеты в Брянской области временно прервались. Разгадка этого была проста. На брянском железнодорожном вокзале задержали дебошира под градусом. При себе у Павла Ивкина было холодное оружие — кортик. Ивкин за это получил два года тюрьмы. Но милиционеры даже не догадывались, что именно из-за задержания Ивкина брянская банда на время прекратила грабить и расправляться с людьми.
Но время шло. И бандиты снова взялись за старое. Весной в брянский магазин, где продавались мотоциклы “Минск”, которые в Союзе стоили 385 рублей, вошел мужчина. Он вывалил на прилавок перед продавщицей мятые купюры и попросил продать мотоцикл. Непрезентабельный вид денег мужчина объяснил просто: “Сыну на мотоцикл собирал, в большой банке копил!”. Купив “Минск”, мужчина уехал.
А затем в деревне Молотино ограбили сразу магазин и почту. Злоумышленники в тот раз украли 7 тысяч рублей. Милиционеры нашли свидетеля, который утверждал, что двое уезжали из села на мотоцикле “Минск”.
На месте ограбления оперативники обнаружили интересную фомку, которую грабители обронили в спешке. Согласно анализу металла ее изготовили на местном сталелитейном заводе.
Следуя за уликами, сыщики отправились на завод. Хорошую фомку явно изготовил токарь. Таких на заводе трудилось пять человек. У одного токаря, Михаила Даровского, в прошлом были судимости за кражи. Еще он недавно купил “Минск”. Именно за этим токарем было решено следить пристальнее всего.
Наружка выяснила, что Даровский жил замкнуто. Гости к нему не ходили. А все свободное время токарь копался в своем огороде. Следователи уже начали думать, что ошиблись, но дерзкая банда нанесла новый удар по очередному сельсовету.
Лихая погоня
Сторож Горчаков, которого бандиты при налете сильно побили, пришел в себя и вызвал участкового. Тот, в свою очередь, вызвал подкрепление и бросился в погоню за бандой налетчиков.
Налетчиков участковый заметил на главной дороге. Увидев погоню, злоумышленники решили расправиться с участковым из карабина, но старое оружие, к счастью, дало осечку.
Наперерез преступникам уже ехали другие милиционеры. К поискам бандитов на местности даже успели подключить вертолет. Засаду устроили на мосту через Десну. Но злоумышленники остановились неподалеку и завязали перестрелку с милиционерами. Был тяжело ранен один из сыщиков.
После этого бандиты на мотоцикле скрылись в лесу. Преследование продолжилось. Территорию прочесывали несколько оперативных групп. Вскоре, заваленный ветками, был найден мотоцикл бандитов. У мотоцикла валялись брошенные вещи злоумышленников. Там же был билет на имя Даровского.
Тогда оперативники бросились к дому злополучного токаря. Его на месте не оказалось. В жилище токаря устроили засаду. Но в ловушку сыщиков попался не токарь, а другой член банды, Ивкин Александр.
Ивкин сразу стал давать показания. Он назвал главарем банды Даровского. Но о его местонахождении Ивкин ничего сообщить не смог.
Чтобы задержать токаря, были перекрыты все дороги и аэропорт в Брянске. Даровского задержали именно в аэропорту. С собой на самолет он рассчитывал пронести боевые гранаты.
На допросах токарь вел себя нагло. Говорил, что ни с кем не расправлялся и требовал очной встречи с Ивкиным. Видимо, надеялся надавить на подельника. Словам, что Ивкин во всем признался, Даровский не верил. Тогда милиционеры пошли на беспрецедентный шаг. Отвели Даровского в кинотеатр и показали ему на большом экране пленки с допросом Ивкина.
Больше Даровский не храбрился. С братьями Ивкиными токарь свел знакомство в местах не столь отдаленных. Там они и стали бандой. Мечтали ограбить госкассу, а потом захватить самолет и улететь на нем ни много ни мало в Париж.
Старый карабин, выйдя на свободу, Даровский раздобыл в одной из школ. Раньше в школьных сейфах хранили учебное оружие. Но токарь легко переделал его в боевое. Недалеко от дома токаря преступники обустроили “штаб”, где в аккуратно пронумерованных ящиках хранили награбленное и карабин с обрезом. К этому штабу Даровский прорыл подземный лаз от своего дома. Поэтому он исчезал из жилища, незамеченный наружкой.
Вскоре к банде присоединился старый знакомый токаря Воронцов. Но в ходе ограблений и дележки добычи Воронцов показал такую жадность, что Ивкины и Даровский его устранили, бросив на поле его тело.
Преступники уже готовились к захвату самолета, но тут одного из братьев Ивкиных посадили на два года за кортик. Немного наивные братья Ивкины и не подозревали, что Даровский планировал расправиться и с ними, как только накопить крупную сумму денег. Всю банду приговорили к высшей мере. Всех поставили к стенке.