Пещерное искусство - это один из древнейших способов сохранения и передачи информации. Даже спустя тысячи и десятки тысяч лет, сюжеты тех дальних лет нам остаются понятны, однако время появления этого способа теряется во тьме веков. Осложняется это тем, что мы не всегда можем достаточно точно датировать обнаруженные рисунки.
В последнее время датировки этих рисунков проводят с использованием нового метода - лазерной абеляции U-сери (LA-U-series). Она основана на исследовании изотопов урановой серии в кристаллах карбоната кальция, образовавшегося на рисунках. Конечно, погрешность здесь больше, чем при использовании других методов, но и сам метод позволяет установить возраст более древних слоёв, а погрешность устраняет комбинация нескольких методов. С помощью LA-U-series учёные уже смогли установить возраст рисунков в нескольких пещерах Западной Европы, Сибири и островов Юго-Восточной Азии.
Одним из древнейших рисунков, чей возраст установлен с помощью этого метода - это абстрактная работа неандертальцев возрастом 64,8 тысяч лет, обнаруженная в Испании. Самым древним изображением животного можно назвать бородавочника с острова Сулавеси в Леанг Тедонгнге в Марос-Пангкепе, чей возраст оценивают в 45,6 тысяч лет.
Новое исследование рисунков на Сулавеси с использованием уточнённого и улучшенного LA-U-series позволило гораздо точнее определить возраст обнаруженных рисунков. И один из них поразил учёных: в пещере Леанг Булу’ Сипонг 4 удалось найти сцену охоты возрастом около 52-50 тысяч лет! На данный момент это - самый древний рисунок с сюжетом, известный человеку. Здесь мы увидим охоту териантропов (полу-люди, полу-животные) на свиней и буйволов. Примечательно, что древнейшее наскальное искусство, найденное нами на Сулавеси, до сих пор состоит из узнаваемых сцен: то есть картин, на которых люди и животные взаимодействуют таким образом, что мы можем предположить, что художник намеревался передать некое повествование — историю.
Это было новое открытие, потому что академический взгляд на раннее фигуративное наскальное искусство долгое время заключался в том, что оно состояло из панно с отдельными фигурами, на которых не было видно очевидных сцен, и что графические изображения повествования появились в европейском искусстве гораздо позже. Это открытие говорит о том, что повествовательное повествование было важной частью художественной культуры древнего человека в Индонезии с очень давних времен. Люди, вероятно, рассказывали истории ещё раньше, но устные источники до нас не доходят. Мы можем опираться только на косвенные свидетельства, такие как изображения сцен в искусстве, а искусство Сулавеси на сегодняшний день является старейшим подобным свидетельством, известным археологии.
Источник
https://www.nature.com/articles/s41586-024-07541-7