Камни Ики, наверное, столь древняя и столь известная вещичка, что каждый уважающий себя альтернативщик упоминал их в разговоре с кем-нибудь. Признаться, наш редактор сам ими увлекался по молодости (не судите строго, это были ошибки очень ранней юности), но не пытался оспорить с их помощью подлинность истории или ещё что-то.
Если вы ещё не были знакомы с этим артефактом, то вот вам краткая справка. В 60-ых годах ХХ века на чёрном рынке начали появляться странные камешки, продававшиеся достаточно дёшево. Их якобы собирали близ города Ика, что в Перу. На андезитовой гальке были выгравированы крайне занятные сюжеты: какие-то гуманоидные существа, вероятнее всего, индейцы (хотя при желании это могут быть и Древние Русы, и Протоукры, и Атланты, и даже легионы утерянных примархов), взаимодействующие с рептилиями (ящерами), напоминающими динозавров. Тут есть и сцены охоты, и ещё много чего.
Динозавры, к слову, являются не единственным сюжетом камней Ики. Тут может быть всё что угодно - и карты затонувших континентов, и какие-то обряды, и вполне современные животные или объекты. Всего насчитывается более 50 тысяч экземпляров этих камней в руках коллекционеров, и это только официально учтённых. Мы же не знаем, сколько "неуместных артефактов" бродит по рынку или сколько коллекционеров не решается показать свои приобретения.
Суть, наверное, вы уловили. Запрещённые артефакты, которые не признаёт наука, опровергают историю и прочее-прочее-прочее. Их использовали и ЛАИ, и наш любимый Карл Бау (Карл Бо), и много кто ещё. И вот, казалось бы, 2024 год на дворе, про эту вещичку уже должны были забыть, как другие старые теории заговора. Но нет. Их используют до сих пор.
Итак, давайте разбираться, опровергнут ли камни Ики что-либо или же опровергнут их самих.
Для начала ответим на вопрос: если камни Ики подлинные, опровергают ли они эволюцию или историю? Как бы это странно не звучало, но нет. Ну, может они бы заставили нас несколько иначе посмотреть на картину мел-палеогенового вымирания и быт жителей Доколумбовой Америки, не более. Динозавры в данном случае могли бы рассматриваться как живые ископаемые, коих, как бы это странно не звучало, в нашем мире много. Взять хотя бы брахиоподу лингулу - она пережила и динозавров, и пермское вымирание, а самые древние находки этого рода датируются... кембрийским периодом, около 505 млн лет.
Так что, как бы альтернативщики-радикалы не старались, камешки из Перу ничего не докажут. Однако в душе романтиков может загореться надежда: если нептичьих динозавров застали индейцы, значить, надо ехать в Южную Америку и искать их! Увы, но тут разочаруем уже их: камни Ики... подделка. И с чего бы начать наш разнос.... Наверное, с изображений.
Ну вот что это, что это!! Цератопсы, стегозавры, завроподы, гадрозавры... а где же чисто южноамериканские абелизавры, кархародонтозавры, мегарапторы? Почему тут мы видим фауну СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, которая с Южной только в кайнозое соединилась. Кроме того, все стегозавры в Америке вымерли в конце юры, меловые представители этой группы жили в Азии, Африк и Индии, узнать о них индейцы при всём желании не могли.
Кроме того, иногда изображения на камнях Ики идёт в разрез уже с современной географией. Например, как вам такой кенгуру? С ним тоже контактировали индейцы?
Вернёмся к изображениям. Реализмом тут и не пахнет, и это даже связано не со стилистикой изображений. У цератопсов и завроподов есть спинные пластины, тероподы ходят, изогнувшись в букву зю, напоминая скорее иллюстрации из эпохи классического палеоарта. Такое странное сочетание, совмещающее выдуманные и устаревшие реконструкции, наталкивает на мысль, что авторы камней Ики не видели настоящих динозавров, а просто срисовали их откуда-то.
Но если кто-то зачем-то сделал такие камни, значить, они были нужны кому-то? Конечно же - да. С одной стороны у нас - торговцы древностями, а с другой - коллекционеры.
В департаменте Ика андезиты с гравировкой находят ещё с XVI века, а одну из крупных коллекций нашли в 1966 году при раскопках раскопками доиспанских погребений Max Uhke и Tomaluz. Но что из себя представляли камни Ики этой эпохи? Ну, ничего необычного. Типичное творчество индейцев - где-то изображались бытовые сценки, где-то - местные животные, различные орнаменты. Никаких динозавров тут не было... пока не появился Хавьер Кабрера.
Доктор Кабрера сыграл ключевую роль в создании легенды камней Ика. Он выкупил один из камней у своего пациента, увидел на нём древнюю рыбу, и... пошлое-поехало. Все эти аномальные рисунки - от Атлантиды до динозавров - или происходят из коллекции Кабреры, или появились после его массовых закупок образцами. А закупился наш доктор круто - его коллекция насчитывает 11 тысяч экземпляров.
На основе своих образцов Кабрера пишет эссе о древней великой расе, создавшей человечество. Ага, великой расе, что рисовала на камнях. В 1971 году Кабрера принимает в гостях Робера Шарру, французского писателя, который стоял у истоков идей палеоконтакта и прочей альтернативщины, вроде поисков Атлантиды. Кабрера вдохновляет Шарру на создание книги "Тайны Анд", вышедшей в 1974 году и принёсшей камням Ики всемирную известность.
Тем не менее, уже через год после выхода книги Шарру, в свет выходит публикация, в которой рассказывается о том, что близ Ики действует ремесленная мастерская, которая и создаёт камешки для Кабреры.
Впрочем, ничего удивительного. Андезит - материал не самый твёрдый, имея нужные инструменты (гравер, бормашину или что-то в этом роде) и прямые руки, их можно хорошо обработать. Более того, некоторые образцы из Ики сохранили следы карандашей, а трассологическая экспертиза, проведённая специалистами из СССР (да и не только из СССР - подобные экспертизы были проведены и в Перу, и в США, и во Франции, и в Испании), выявила следы гравёра.
Так о чём говорят камни Ики? О предприимчивом докторе, журналисте-выдумщике и простых работягах из Перу, которые создали очередную ловушку для туристов. Если раньше цена подобного гравированного камешка была копеечной, то сейчас она может доходить до 30 долларов за штуку. И хотя их ценность для науки нулевая, камни Ика представляют интерес для культурологов и коллекционеров как новый вид народного искусства.