Найти тему
БО.big

Обратный эффект. Почему собака не исправляется

Пришла напомнить две важные вещи про особенности обучения собак. Во-первых, собаки учатся, даже когда мы ничему не собираемся их учить. Во-вторых, иногда они учатся совсем не тем штукам, которым мы пытаемся их обучить. Вот про этот второй пункт расскажу поподробнее. Иногда мы стремимся закрепить у собаки какое-то нужное поведение, а на выходе получаем либо усиление реакций, с которыми боролись, либо вообще какие-то новые веселые фишечки, которые придется исправлять бонусом к уже идущей работе по коррекции.

Одна из самый популярных методик, которую используют с собаками, когда борются с неудобным поведением, — это контробусловливание. Из названия понятно: наш пес при определенном условии показывает ту или иную эмоцию или поведение. А нам нужно эту эмоцию или поведение изменить на противоположные или хотя бы нейтральные. То есть добиться другой реакции при этом же условии. Например, у вас проблемы со стрижкой песьих когтей. Приходилось всю жизнь за каждый отрезанный коготь с собакой бороться, а она не давалась и возражала. И сформировала реакцию — при виде когтереза бежим в укрытие.

Нам нужно эту реакцию изменить, контробусловить когтерез то есть. Это сравнительно просто, потому что когтерез — нейтральный стимул. Он ведет себя так, как мы его попросим. И его легко из разряда «ужасный пыточный инструмент» перевести в разряд «штуковина, которая способна вызывать еду». И если долго кормить собаку в момент, когда достаете когтерез, и при этом когтерезом собаку не резать, можно изменить негативную ассоциацию на положительную. Псица перестанет убегать в укрытие и начнет ждать лакомство, когда вдруг запахло когтерезом.

Контробусловливание — один из простейших методов коррекции собачьего поведения. С его помощью часто пытаются решить не только проблемы с триггерами вроде когтерезов, но и более сложные ситуации. Сложными ситуациями могут считаться те, где триггер — не бездушная штука вроде когтереза, а нечто одушевленное и мало предсказуемое. Например, другие собаки, которых боится ваш пес, подозрительные люди, на которых ему хочется поорать из-за тревоги, и прочие велосипедисты с самокатами.

-2

Обычно я не рекомендую контробусловливание в таких ситуациях. Тут нужна работа с состоянием собаки более сложными и комплексными методами. Но мало ли чего я рекомендую — контробусловливание просто и понятно, без нюансов, поэтому обычно его первым делом применяют в любых ситуациях коррекции поведения. Например, орет пес на других собак на улице. Совет из любого доступного интернета: «Переключите его на вкусняшку».

По задумке авторов таких советов, животное привыкнет, что при чужих собаках всегда появляется еда, перестанет лаять и начнет всегда ждать еду в момент появления собак. Впрочем, иногда так и происходит. Новая привычка формируется: «Видишь собаку, глянь на мать, она чо даст». Эта привычка постепенно заменяет собой ту, с которой мы боролись: «Видишь сородича, запрягись в поводок, ори, будь мужиком, пока он не уйдет». Но есть проблемка: чужие собаки — триггер совсем не нейтральный, а реакции на них в виде лая могут происходить по куче причин, с которыми нужно разобраться прежде, чем применять какие-нибудь методы.

Контробусловливание с триггером в виде чужих собак может сработать в идеальном мире, когда все сородичи соблюдают необходимое расстояние. Никто не выскакивает на вас из-за угла без поводка. И никогда не начинает орать первым, чтоб ваш парень завелся на всю оставшуюся прогулку от подобной дерзости. Ну и вы в этом идеальном мире всегда успеваете вовремя собаку поощрить и легко увести в нужном направлении, когда у пса еще не упало забрало. И так далее до достижения идеального результата без откатов и инцидентов.

В неидеальном же мире нас, помимо прочего, подстерегает так называемый обратный эффект при контробусловливании. Точнее, методика-то работает ровно так, как ее задумал господь и кинологи-методисты, но результат получается совсем не таким, как мы себе представляли. Мы хотели связать в голове своей собаки возмутительного чужого пса с едулькой, а связали едульку с возмутительным чужим псом. Как это выглядит? Ужасно, надо сказать. Гуляете вы со своим балбесом, который любит поорать на чужих собак, никого не трогаете. Вдруг решаете наградить его едой просто за то, что он хороший мальчик, шуршите мясным карманом. А пес ваш вместо того, чтоб обратить на вас взор, начинает искать врагов и орать на них на всякий случай, даже если не нашел.

-3

«А что случилось», — спрашиваете вы вселенную. «А это контробусловливание так работает», — отвечает вам мудрая вселенная. И никто от такого не застрахован, даже кинологи вроде меня. У меня есть проблемная собака Борсук. И она досталась мне с таким «неправильно» работающим контробусловливанием. Ее, вероятно, в какой-то момент жизни, когда из прошлой семьи отдавали на передержку с дрессировкой, воспитывали на электронном ошейнике. Хотели, чтобы электростимул означал «не бросайся на палки и самокаты». Это, конечно, не сработало. Зато сработало следующее: она связала пульт от ошейника в руках человека с тем, что сейчас будет неприятно. А на неприятно у нее одна реакция — агрессия.

Как я это поняла? В начале нашей с ней жизни достала при ней сигналку от машины и нажала кнопку. Борсук бросилась жрать мне руки, потому что сигналка от машины очень похожа на пульт от ошейника. Особенно так считают собаки-неавтомобилисты. А знаете, что еще похоже на пульт от ошейника? Кликер — та самая штука для позитивной дрессировки собак, коробочка с кнопкой. Увы, этот инсайт мне пришел тоже благодаря Борсуку, которая сначала хотела жраться при первом же щелчке кликера, потом очень долго его боялась. И только сильно позже поняла, что он означает веселые занятия и много вкусноты.

С обратным эффектом контробусловливание часто работает, когда мы обучаем тревожных собак. Эти товарищи склонны замечать и запоминать кучу разных вещей, о которых мы и не подумаем. Например, когтерез в руках мамички — это один предмет, а когтерез в руках грумера — совершенно другой. И если с первым еще можно смириться, то второго нужно бояться и прятаться от него. По крайней мере так считают некоторые особо приметливые собаки.

Что же со всем этим делать? Как быть, если одно с другим связалось, а реакция, с которой боролись, никуда не ушла и проявляется на пустом месте? Придется заново контробусловливать. Но уже не триггер с едулькой, а едульку с нейтральным к ней отношением. Работу с триггерами временно нужно прекратить. Восстановите сначала отношения вашего любовного треугольника: вы, еда, собака. Чтобы они были чисты и не омрачены всякими когтерезами. И когда все наладится, и на «молодец-булочка» пес, не задумываясь, бежит за едулькой, тогда уже переходите обратно к триггерам. Если речь идет о нейтральных стимулах, то их можно заменить: старый когтерез отправьте на пенсию, а новый — в работу. Если речь о стимулах, которые нам не подконтрольны (собаки, дети, самокаты и прочее движимое имущество), то у вас с псицей должно быть много «холостых» упражнений.

-4

«Холостыми» я называю ситуации, в которых вы делаете все то же самое, что делали при триггере, но триггера вокруг нет и он точно не появится. Нужно избавить собаку от этой подозрительности, когда хочется кому-нибудь навтыкать, если мать специальным тоном говорит: «А кто хороший мальчик», — и достает специальное куриное сердечко из специального мясного кармана. Все эти специальные штуки должны стать повседневными вне зависимости от того, работаете ли вы с триггером или просто вышли солнышку порадоваться.

Если вернутся к кликеру и Борсуку, тут все проще. Я ж не использую электронный ошейник, поэтому просто заново обусловливаю коробочку с кнопкой едой и всякими приятными событиями. Мне на это понадобилось около полугода, но это потому, что у Борсука куча сопутствующих проблем. С обычными собаками все проходит быстрее.

Они постепенно смекают, что весь этот специфический антураж вовсе не означает, что надо готовиться заорать или начинать бояться. Что мать зовет или угощает, не потому что армия собак на самокатах сейчас нарушит наш покой, когтерез отрежет руки и съест, а просто потому, что псицы наши — приятные товарищи. Чего б их не угостить лишний раз или не позвать к себе внеурочно.

В общем, придется открепить у себя в голове схему работы от условия, чтобы и у собаки в голове триггер не обрастал дополнительным антуражем. Напомню так же, что упомянутые в тексте примеры — лишь примеры. Ситуаций работы с помощью контробусловливания гораздо больше. Следовательно, больше ситуаций, когда оно работает не так, как мы придумали. Если вы вырабатываете у собаки привычку не кусать швабру, когда моете пол, разбрасыванием еды под швабру, то пес может при любом разбрасывании еды начать искать швабру, чтоб ее укусить. Ну а что делать, если такое произошло, вы уже знаете. И лучше использовать контробусловливание, когда триггер прост, нейтрален и подчиняется нашей воле. То есть со шваброй и когтерезом — ок, а с собаками и самокатами — лучше выбирать другие методы.

Фото bumlock, tal.ipova_, freckled_sa, winner_basenji, обработала Катерина Соловьева