Найти в Дзене

У кого учился волшебник хрусталя Алексей Зеля

«Когда японцы говорят, что керамист учится у глины, резчик учится у дерева, а чеканщик — у металла, они имеют ввиду именно это. Художник уже в самом выборе материала ищет именно то, что было бы способно откликнуться на его замысел» Всеволод Овчинников Моего отца, Народного художника России Алексея Зеля, часто спрашивали почему для самовыражения он выбрал такой сложный материал, как кварцевое стекло? А он отвечал: «Не я его выбрал, а оно меня». Это очень точная фраза. Постоянные читатели моего блога знают, что у Алексея Зеля в планах на жизнь карьера художника не значилась. С детства он горячо интересовался биологией, читал тематическую литературу, рассказы о животных, книги о знаменитых исследователях и первооткрывателях. В свой дневник тогда еще юного натуралиста записывал и зарисовывал все, что наблюдал в живой природе. После окончания школы и трудовой практики, ушел в армию (тогда служили 3 года), а после поступил на биофак МГУ. Но тут, спустя пару лет, жизнь свернула с намеченного
«Когда японцы говорят, что керамист учится у глины, резчик учится у дерева, а чеканщик — у металла, они имеют ввиду именно это. Художник уже в самом выборе материала ищет именно то, что было бы способно откликнуться на его замысел»

Всеволод Овчинников

Моего отца, Народного художника России Алексея Зеля, часто спрашивали почему для самовыражения он выбрал такой сложный материал, как кварцевое стекло? А он отвечал: «Не я его выбрал, а оно меня».

Это очень точная фраза. Постоянные читатели моего блога знают, что у Алексея Зеля в планах на жизнь карьера художника не значилась. С детства он горячо интересовался биологией, читал тематическую литературу, рассказы о животных, книги о знаменитых исследователях и первооткрывателях. В свой дневник тогда еще юного натуралиста записывал и зарисовывал все, что наблюдал в живой природе.

Фотографии Алеши Зеля (1956 г) из семейного архива. 1. В зоокружке 2. Со своей ручной галкой
Фотографии Алеши Зеля (1956 г) из семейного архива. 1. В зоокружке 2. Со своей ручной галкой

После окончания школы и трудовой практики, ушел в армию (тогда служили 3 года), а после поступил на биофак МГУ. Но тут, спустя пару лет, жизнь свернула с намеченного пути - любовь, семья, рождение ребенка - пришлось оставить мечту, покинуть Университет.

Чтобы содержать молодую семью устроился на завод. В целом, на тот момент крушения надежд, выбор профессии его не волновал. Было все равно, лишь бы хорошая зарплата и отпуск летом (чтобы ходить в турпоходы на байдарке). Узнал, что на заводе МЭЛЗ рабочему-кварцедуву полагался достойный оклад и целых 28 дней летнего отпуска.

Молодой Алексей Зеля на байдарке (~1970 г). Фото из семейного архива
Молодой Алексей Зеля на байдарке (~1970 г). Фото из семейного архива

Правда за эти деньги и условия работы были соответствующие – всю смену отстоять на ногах, на конвейере, в горячем цеху (температура плавления кварца около 2000 градусов, вообразите, какая там стояла жара). Не напугало. Отец был сильным, спортивным, выносливым мужчиной. Заводу как раз такие и требовались.

Папа вспоминал, что условия в их цеху были настолько невыносимыми, что инженеры бросали жребий, кому туда сегодня идти. А летом жара становилась и вовсе непереносимой, так что линию останавливали и всех рабочих принудительно отправляли в отпуска.

Вот в таком месте, волею обстоятельств, в возрасте 27 лет Алексей Зеля и познакомился со своим материалом – кварцевым стеклом – и был им буквально очарован. «Увидел, как оно сверкает в огне и влюбился», - часто повторял он.

Первые годы Алексея Зеля на МЭЛЗ. Работа у станка с двумя параллельными горелками
Первые годы Алексея Зеля на МЭЛЗ. Работа у станка с двумя параллельными горелками

Стекло ответило ему взаимностью. Поддалось и раскрылось перед его художественным талантом. Вот почему Алексей Зеля говорил, что не он выбрал материал для творчества, а само стекло выбрало его.

САМОУЧКА УЧИТСЯ У МАТЕРИАЛА

Тугоплавкий кварц сложен в обработке, овладеть им удается не многим. Папа рассказывал, что большинство его коллег специализировались только на одной-двух технологических операциях. Больше не могли освоить – не получалось.

Кроме того, далеко не у всех рабочих было желание оттачивать свое мастерство, платили и так хорошо. Других губил алкоголь. Кварцедувам на МЭЛЗе выдавался спирт для протирки ламп, и как печальный итог – спивались хорошие мастера…

Как только руководство завода заметило, что Алексей Зеля легко выполняет установленный план и не употребляет алкоголь, его перевели с конвейера на более сложные операции, а после забрали специалистом в конструкторское бюро.

Фигурки животных (70-е годы). Первые работы Алексея Зеля, сделанные на МЭЛЗ
Фигурки животных (70-е годы). Первые работы Алексея Зеля, сделанные на МЭЛЗ

В этом КБ у отца не было жесткого норматива и появилось свободное время, которое он посвятил творчеству. В тот период, как в цитате Овчинникова, которую я поместила в начале статьи – не имея других наставников, художник стал учиться у стекла.

Не все получалось с первого раза, скорее наоборот. Методом проб и ошибок мастер нащупывал возможные пути использования материала для создания декоративных безделушек, анималистических фигурок, составных композиций, моделей кораблей.

Алексей Зеля со своим стеклянным парусником (утрачен), 1980 г. Фото из семейного архива
Алексей Зеля со своим стеклянным парусником (утрачен), 1980 г. Фото из семейного архива

Коварные особенности кварцевого стекла раскрывались перед ним постепенно. Бывало готовое произведение на следующий день рассыпалось на осколки или «бежало» трещинками из-за скрытой технологической ошибки, что порой доводило Алексея Зеля до отчаяния.

Пережив эмоции, он переделывал хрупкое изделие до тех пор, пока не находил «слабое» место. Бывало и так: проблема понятна, а решения, как ее обойти, еще не найдено. Тогда произведение откладывалось, разгадка же приходила позже, порой через несколько лет.

Я даже затрудняюсь сказать, сколько инноваций в области обработки кварцевого стекла сделал мой отец за свою карьеру. Да практически все приемы, на которых строятся его произведения являются собственными изобретениями.

Пасхальное яйцо "Болотце" (слева) и фрагменты произведений Алексея Зеля
Пасхальное яйцо "Болотце" (слева) и фрагменты произведений Алексея Зеля

Изделия Алексея Зеля не просто художественные композиции, это тщательно рассчитанные инженерные конструкции, выполненные на базе глубоких знаний технических характеристик и особенностей хрупкого материала. В них все элементы спаяны между собой в единую монолитную скульптуру, где учтено все: баланс, вес, давление, напряжение, натяжение, распределение нагрузки.

Хрустальный дворец из сказки Пушкина "Золотой петушок". Автор: Алексей Зеля, 1991 г
Хрустальный дворец из сказки Пушкина "Золотой петушок". Автор: Алексей Зеля, 1991 г

Всему этому Алексей Зеля научился у кварцевого стекла. Постепенно, шаг за шагом, оно делилось с ним своими секретами. Преодолев все ограничения, мастер получил доступ к уникальным скрытым возможностям.

Художник не только стал виртуозным умельцем в своем деле, но и вывел формулы радужного напыления, открыл новые цветные оттенки. Только одержимый и искренне влюбленный в свой материал человек, рискуя здоровьем, взялся бы за такие трудные задачи.

Особенность самоучек в том, что они не просто перенимают опыт у старших коллег, а доходя до всего своим умом, совершают открытия, открывают новые пути и направления, доселе неизвестные. Протаптывают дорожку, по которой потом пойдут остальные. Мастер-самоучка Алексей Зеля еще один наш русский «Левша», «Кулибин стекла» - единственный в мире виртуоз-кварцедув, произведениям которого нет аналогов в мире.

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!