Достигнув во всех смыслах звёзд, короли Вселенной из французской группы Rockets в ноябре и декабре 1980 года начали свои сессии записи для следующего альбома в новой студии Rockland продюсера Клода Лемуана. Звучание пластинки эволюционировало вместе со взглядами Лемуана. Это был весьма непростой период, когда успех предыдущего альбома Galaxy требовал сделать шаг вперёд, что было весьма непросто. Работа продюсера группы, популярность которой находится на самом высоком уровне, требует не только невероятной интуиции и понимания современных трендов, но и крепких нервов, ведь каждый трек нового альбома приходится согласовывать с боссами звукозаписывающих компаний, отвечающих за выпуск на рынок.
Так и вышло - альбом звучал иначе, нежели его предшественники. Кого-то из поклонников такая ситуация оттолкнула, а для меня эта работа является эталонной, в особенности вторая половина, которую я бы назвал мини рок-оперой. Хотя, как я выяснил позже, пластинка содержит в себе немало заимствований и ссылок. В частности, открывающая альбом песня Radiate вдохновлена композицией Bad News американской группы Moon Martin из её альбома Street Fever 1980 года. Зато какой там шаманский звук синтезатора, чем-то напоминающий варган!
За кулисами творческого процесса, связанного с созданием нового альбома, часто присутствуют маленькие трагедии, заключающиеся в треках, забракованных на том или ином этапе, и до слушателей доходят уже только те песни, что прошли несколько этапов одобрений и согласований. Так было и с этим альбомом Ракет: на плёнках остались песни, которые тогда не увидели свет из-за ряда причин, некоторые из которых, весьма вероятно, вполне значимые. Правда, они были изданы несколько лет назад в виде "призрачного", "потерянного" альбома Rockets. Но мне эта работа не пришлась по душе.
Как бы там ни было, альбом получился, без преувеличений, революционным и новаторским, даже в наше время он звучит весьма интересно. Сложно представить, скольких нервов он стоил Клоду Лемуану и Rockets, но, наконец, осенью работы подошли к завершению. В октябре 1981, только в Италии, выходит долгожданный альбом Rockets с ингригующим названием π 3,14.
Записывали пластинку в "золотом" составе: вокалист (но по большей части - лишь подпевающий фронтмен) Кристиан Ле Барц, басист и основной вокалист "Маленький" Жерар Л'Эр, гитарист-клавишник Ален Маратра, барабанщик Ален Гротцингер и клавишник Фабрис Квальотти. Некоторые музыканты начали уставать от образа космических пришельцев и предложили вернуться к человеческому облику и более тяжёлому стилю в музыке, рассчитывая, что накопленная популярность позволит заинтересовать поклонников и в другом звучании. Их можно понять, ведь это очень непросто, год за годом, концерт за концертом, песня за песней играть на сцене и в записях инопланетных пришельцев. Попробуйте 5-6 лет сочинять про космические просторы, межзвёздные путешествия, легионы пришельцев, да ещё и постоянно ходить с серебряным кремом на голове.
В поисках нового имиджа группы и стараясь избегать на этом пути революций, Клод Лемуан решает избавиться от космических костюмов, одев музыкантов в обычную одежду, оставив при этом серебряный грим на выбритых головах и лицах.
Несмотря на то, что это не концептуальный альбом, π 3,14 содержит все футуристические и пространственные темы, которые можно отнести к «культуре Rockets». Здесь есть песня и об установлении контакта посредством излучения ("Radiate"), и манифест планеты, созданной, чтобы подчинить себе и уничтожить все другие цивилизации ("Ziga Ziga 999"), и песня, поднимающая тему общения в космическую эпоху между существами, населяющими вселенную ("Ideomatic")...
В 80-х появились новые технологии в области обработки видеоизображений, и для расширения музыкальных образов музыканты стали создавать небольшие фильмы – видеоклипы. В октябре 1981 года, для продвижения нового альбома, Rockets выпустили свой первый клип на песню Ideomatic.
Ритм песни Ideomatic повторяет ритм композиции Cue, присутствующей в альбоме BGM 1981 года японской электро-поп-группы Yellow Magic Orchestra. Гитарное арпеджио в конце Ideomatic вдохновлено вступлением к песне группы Led Zeppelin Babe I'm Gonna Leave You. Его играет Бернард Торелли, который впервые присоединился к Rockets в 1976 году и участвовал в их дебютном альбоме, а теперь вместе с несколькими другими приглашёнными музыкантами стал участником записи π 3,14. Женский голос в Ideomatic и Video-Addict принадлежит подруге Клода Лемуана, певице Шанталь Риччи.
И именно с этой композиции на пластинке начинает, на мой взгляд, раскручиваться сюжет той самой рок-оперы, о которой я писал в начале статьи. Воображение рисует картины, когда одна цивилизация, словно саранча, порабощает другие миры, уничтожая всё живое и оставляя после себя лишь дымящиеся кратеры и отравленные пустыни. Это композиция Video-Addict с безжалостным ритмом в конце. Видимо, пришельцы уже высадились и крушат...
А тем временем, музыканты продолжали привлекать к себе внимание, в том числе изображая из себя инопланетных учёных, разрабатывающих новые летательные аппараты и другие полезные в хозяйстве футуристические девайсы.
Ещё одна просто пугающая своим настроением и заставляющая содрогнуться - композиция Astro Storm. Голос, имитирующий радиосвязь в начале и конце песни, взят из фильма Стивена Спилберга 1977 года «Близкие контакты третьего рода». А клавишное соло во вступлении к этому треку повторяет композицию Prelude to Earthrise шотландского композитора и музыканта Джона Китинга 1971 года.
И наконец, завершает пластинку более радостная и жизнеутверждающая King of the Universe. Такая песня и должна быть в финале. Кстати, звон, слышимый в начале пьесы и используемый на протяжении всей композиции, был создан путем переработки шума, полученного при ударе чайной ложки по кофейной чашке. Так рождались новые звуки.
Для обложки, как и для многих других работ Rockets, была использована иллюстрация польского художника Войтека Сюдмака.
О других альбомах Rockets:
Весь альбом π 3,14 можно послушать на Яндекс. Музыке по ссылке ниже.
Подписывайтесь, будет много музыки. На любой вкус.
Читайте также подборку Поп-музыка разных лет.