Всем привет, друзья!
Вы уже знаете, что на канале ЮРИЙ КИСЛОВ я пишу о рок-музыке шестидесятых. У меня, конечно же, есть свои личные предпочтения и предубеждения. Но когда касаешься колоссального пласта творчества ВСЕХ музыкантов шестидесятых, всё это отступает в сторону и растворяется… И почти всегда остается лишь восхищение.
Да, кстати. Если вам не лень, загляните в КАТАЛОГ, который я создал специально для вашего удобства. Там всё и все, о ком я уже писал.
А сегодня – Его величество Блюз...
В самом начале - пара цитат:
Блюз – это не когда люди знают тебя, а когда ты знаешь людей.
Ма Рейни
Блюз соткан из печали. Так тебе скажет любой негр в Новом Орлеане.
Януш Леон Вишневский
Вот так…
Итак, АЛЬБЕРТ КИНГ, или ALBERT KING (25.04.1923 – 21.12.1992), блюзовый гитарист и певец… Его не зря именуют одним из гигантов американской блюзовой сцены, и это справедливо. Их было три короля. Три величайших блюзмена: БИ БИ КИНГ, ФРЕДДИ КИНГ, и он – АЛЬБЕРТ КИНГ. Родственники не по крови, а по блюзу, растворившемуся в их крови.
Его еще называли «Бархатным бульдозером»: рост два метра 1 см, вес 110 кг, плюс в молодости он работал одно время бульдозеристом.
Его настоящее имя АЛЬБЕРТ НЕЛЬСОН. Он родился на берегах Миссисипи, в Индианоле, и был одним из 13 детей. Классика: собирал хлопок на плантациях. Отец ушел из семьи, когда ему было 5 лет, и он переехал с матерью в Арканзас.
Первое прикосновение к музыке вновь классика: отец играл на гитаре в церкви, а совсем маленький Альбер пел там в госпел-группе.
Альберт любил создавать вокруг себя мифы и порой по-настоящему прикалывался. Так, однажды он заявил, что БИ БИ КИНГ – его сводный брат. В 1942 году он заявил, что родился в «Абодене» (можно подозревать, что он имел ввиду Абердин). Свою гитару он называл «Люси» (БИ БИ КИНГ свою называл «Люсиль»).
Сам Би Би Кинг по этому поводу как-то заметил:
- Он называл свою гитару "Люси" и некоторое время ходил вокруг да около, называя себя моим братом. Это беспокоило меня, пока я не узнал его поближе и не понял, что он был прав; он не был моим братом по крови, но он точно был моим братом по блюзу…
Свою первую гитару он сделал из коробки из-под сигар, куска проволоки от метлы и ветки кустарника. А вообще это был инструмент, который именуют «Диддли Боу», а еще «джиттербаг», «однострунный», или по-ученому – «монохорд цитра».
Такой стартовый музыкальный инструментарий для детей на Юге США, предтечи которого можно найти в Западной Африке. Причем дети иногда играли на нем вдвоем: один бил по струне-проволоке палочками, а другой менял высоту тона, перемещая слайд вверх и вниз…
Альберт Кинг позднее рассказал о своей первой самодельной гитаре:
- Струны были намотаны на деревянные колышки. Я настроил их по-разному, но все шесть были из проволоки одного диаметра.
Позже он купил себе свою первую гитару за 1 доллар 25 центов. При этом, будучи левшой, он придумал свою собственную манеру игры: гитара грифом вправо, но струны не перестанавливались. Толстая струна, таким образом, была самой нижней.
Ну, а затем он услышал музыку ЭЛМОРА ДЖЕЙМСА, ЛОННИ ДЖОНСОНА, РОБЕРТА НАЙТХОКА, и осознал, что блюз – это его. На всю оставшуюся жизнь.
Как профессионал он начал играть в группе THE GROOVE BOYS, в перерывах подрабатывая на бульдозере. Играл на ударных у Джимми Рида. В самом начале 50-х он оказался в Чикаго, и там вышел его первый сингл "Bad Luck Blues/Be On Your Merry Way", который имел ну очень маленький успех.
Затем он вернулся в Арканзас (играл в THE HARMONY KINGS) и выпустил еще несколько синглов. И вновь – успехи, так сказать, местного масштаба. Пока его песня "Don't Throw Your Love On Me So Strong" не утвердилась на 14-й строчки в чартах ритм-энд-блюза.
И, наконец, первый лонгплей "The Big Blues" в 1962 году. Это было уже серьезно. Но ничего, собственно не произошло.
Альберт Кинг продолжал скитаться по клубам Юга и Среднего Запада.
Огромную роль в предстоящем прорыве Кинга на музыкальный рынок сыграл заключенный им контракт с лейблом "Stax Records", после чего он начал выпускать альбом за альбомом. В этом ему помогла группа "Booker T.& The MGs" – фирменная команда лейбла.
Если начать рассуждать о самых удачных альбомах Альберта, то сразу же сталкиваешься с определенной проблемой. Во-первых, на вкус и на цвет, как известно… А во-вторых его альбомы не были концептуальными. Он просто играл и пел, порой возвращаясь с самым ранним истокам блюза, порой окунаясь в ритм-энд-блюз, а иногда откровенно следовал популярным на определенный период времени течениям.
Назову (и это мое субъективное мнение) альбом «Born Under a Bad Sign» 1967 года. Там есть что послушать и что услышать. Для меня – это настоящая квинтэссенция его творчества.
Он, вместе с Хендриксом и Мэйоллом, облюбовали концертную площадку "The Fillmore Auditorium", где не единожды выступал. Послушайте концертник "Live Wire/Blues Power": это настоящая классика живой музыки; пластинка в том, или ином виде, хранится в коллекциях всех любителей блюза. Знаю об этом лично, поглядывая на полки с пластами и другими носителями музыки у своих друзей…
КИНГ не боялся делать нестандартных ходов. Он играл фанк, соул, рок-н-ролл, записывался и выступал с симфоническими оркестрами. Между прочим, 6 июня 1970 года Кинг в канадском Ванкувере выступал на сцене Тихоокеанского колизея вместе с DOORS.
Храня верность лейблу "Stax" артист работал с ним вплоть до его закрытия. Затем он сотрудничал с лейблами "Utopia", "Tomato" и "Fantasy".
Поведаю о двух интересных фактах из жизни Альберта Кинга. Он обожал курить трубку, особенно когда исполнял свои знаменитые соло. Это были трубки формы Billiard и Apple, но ни один бренд никогда не заявлял о своем отношении к этой привычке блюзмена, т.е. не рекламировал себя под этим соусом. Насчет сорта табака – не знаю.
Несмотря на проблемы со здоровьем в 80-х и начале 90-х, он придумал оригинальную возможность для своих гастрольных поездок, заказывая туристический автобус «Creyhound» с надписью "I'll Play The Blues For You" на корпусе. Там он и размещался вместе с сопровождающими и аппаратурой…
Последний прижизненный альбом 1991 года он назвал «Red House» в честь знаменитой песни Хендрикса.
Перед своей смертью он планировал тур вместе с Би Би Кингом, а последний раз выступил 19 декабря 1992 года, за два дня до сердечного приступа и своей смерти.
У Альберта остались жена Глендл, две дочери, сын, а также восемь внуков и десять правнуков.
ДИСКОГРАФИЯ:
The Big Blues 1962
Travelin' to California 1967
Born Under a Bad Sign 1967
Live Wire 1968
Jammed Together 1969
Years Gone By 1969
Blues for Elvis. Albert King Does the King’s 1970
The Lost Session 1971
Lovejoy 1971
I’ll Play the Blues for You 1972
Blues at Sunset [live] 1973
Wanna Get Funky 1974
Montreux Festival [live] 1974
Truckload of Lovin' [Rhino] 1976
Albert 1976
I’ll Play the Blues for You [Rhino] 1977
King Albert 1977
The Pinch 1977
Live 1977
New Orleans Heat 1978
Albert Live 1979
In San Francisco-Crosscut Saw 1983
San Francisco '83 1983
Laundromat Blues 1984
I’m in a Phone Booth, Baby 1984
Great King Albert 1988
Blues at Sunrise. Live at Montreux 1988
Vintage Blues 1989
Wednesday Night in San Francisco [live] 1990
Thursday Night in San Francisco [live] 1990
Roadhouse Blues 1991
The Blues Don’t Change 1992
Chicago 1978 [live] 1994
Blues Power 1995
Live on Memory Lane 1995
Red House 1996
Rainin' in California 1998
Live in Canada 1999
The King 1999
Smokin' the Blues 2000
А еще я рекомендую любителей блюза посмотреть альбом Альберта Кинга с Стиви Рэем Воаном, который был записан для телевидения в 1983 году. Воану тогда было 29 лет, а Альберту – 60. Фильм называется «In Session». Его легко можно отыскать в Сети.
Он был четыре раза номинирован на премии «ГРЭММИ». В 1983 году его включили в Зал славы блюза, а в 2013 году – в Зал музыкальной славы Мемфиса. В этом же году Кинг был включен в Зал славы рок-н-ролла.
АЛЬБЕРТ КИНГ за свою музыкальную карьеру работал вместе с десятками выдающихся музыкантов и оркестров: с Гэри Муром и Джулией Уотерс, с «The Memphis Horns Joe Sample» и Лани Гров…
Многие музыканты признаются в огромном влиянии КИНГА на их творчество. Это Джими Хендрикс и Эрик Клэптон, Мик Тейлор Отис Раш. Можно назвать еще с десяток имен, но здесь и так всё понятно. Добавлю еще, что совсем недавно, в 2023 году, в журнале «Rolling Stone» в рейтинге 250 величайших гитаристов всех времен он занял ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ МЕСТО.
Посмотрим и послушаем?
На сегодня - всё. Загляните в несколько ранее написанных на моём канале постов. Вдруг что-то зацепит? А?
Буду благодарен за маленькую дружескую помощь - посильный взнос, который пойдет на развитие канала. Карточка СБЕРА МИР 2202 2036 0380 0006. Это не трудно. Но это важно для канала...
С уважением и до встречи!