Продолжаем рассказывать про дома Казани, о которых не упоминают в путеводителях.
Мы уже писали о старинных и не очень постройках, к которым, к сожалению, не приковано внимание ни местных жителей, ни туристов. В нашей очередной подборке одних знакомим с интересной архитектурой, а другим напоминаем о ней.
Чайный домик Варвары Дружининой
Зои Космодемьянской, 2.
Этот почти пряничный домик – единственный памятник деревянного казанского модерна из сохранившихся. Раритет, построенный в 1911 году, не раз горел, частично восстанавливался, а в 2010 году почти превратился в руины и был признан аварийным. В 2012 году нашлись добрые люди, давшие деньги на реставрационные работы, завершившиеся к 2020 году. И в том же году домик был выставлен на продажу за 70 миллионов рублей, но до сих пор стоит на своём историческом месте в бывшем Кошачьем переулке.
Дом с гаргульями
Муштари, 33.
На самом деле гаргулий на доме только одна, да и та не гаргулья, а голова химеры. Почему такое название ушло в народ – кто же его знает? Ту самую голову можно увидеть, если задрать свою, встав под единственный эркер. Сегодня в здании, построенном в 1906 году, находится поликлиника РАН. Раньше здесь жили Галимджан Ибрагимов и Адель Кутуй, а после революции располагался детский дом.
Комплекс зданий Казанского уксусного завода
Гладилова, 16.
Небольшой пятачок, на котором располагаются некогда рабочие мощности уксусного завода, за последние 10 лет сильно изменился. Исчезла остановка «Эфировское кольцо», как и само кольцо, пропали деревянные домики, полуразбитые дороги и тропы, о которых знали только местные жители. Теперь здесь ровные широкие проспекты, элитные ЖК и цивилизация. А здания уксусного завода, который был основан аж в 1937 году, всё так же и стоят на своём месте. Опять же, еще 10–15 лет назад о работоспособности предприятия свидетельствовал характерный запах, разносящийся по округе. Сегодня ароматов нет, здания кажутся заброшенными, хотя кое-где на окнах административного корпуса висят коробки современных кондиционеров, но громадины цехов всё так же внушают ужас своей обшарпанностью. Комплекс зданий занимает довольно приличную площадь, и обойти его вокруг и рассмотреть можно со стороны улиц Гладилова, Табейкина и Краснококшайской.
Здание женской гимназии в Адмиралтейской слободе
Мало-Московская, 12.
За отреставрированным и цветущим Садом рыбака притаилось двухэтажное здание, построенное в 1913 году в стиле поздней эклектики, необарокко и с элементами модерна (скромно и со вкусом). В те годы в стенах здания располагалась женская гимназия, а построена она была по инициативе гласного (депутата в нынешних реалиях) Казанской городской думы Сергея Землянова на деньги, принудительно пожертвованные богачами того времени. Скидывался на благое дело и зерновой магнат Оконишников, о доме которого мы тоже писали. Событие имело огромное значение для бедной Адмиралтейки, и об этом, конечно, трубила передовица: «Адмиралтейская женская гимназия, развивавшаяся теперь уже до седьмого класса включительно, до сих пор помещается в частном малопоместительном и малоудобном доме. С целью устранения этих неудобств, по инициативе С.А. Землянова и с разрешения господина казанского губернатора, возник особый комитет по изысканию средств на сооружение здания для женской гимназии в Адмиралтейской слободе. Сочувственное отношение лиц, заботящихся о распространении среднего женского образования среди бедных жителей слобод, значительно отдаленных от города, дало возможность комитету приступить к постройке здания, специально приспособленного для учебного заведения». Внешний вид гимназии за больше чем сто лет не изменился, но у него появился современный двухэтажный пристрой, соединённый со старинной постройкой длинным коридором-переходом. Сегодня в стенах бывшей женской гимназии располагается татарская гимназия, а в зимнее время на её территории работает каток под открытым небом для всех желающих.
Дом Чукашева
Горького, 19.
Напротив Лядского сада находится неимоверной красоты здание, построенное в 1908 году для купца Чукашева, занимавшегося хлебной торговлей. Двухэтажный особняк по проекту модного в то время архитектора Олешкевича возвели на месте старенького дома. Говорят, что купец, перебравшийся в Казань из Чистополя, был сильно богат, падок на моду и мечтал влиться в высший свет, а архитектор исполнял любой каприз за большие деньги. Именно поэтому на здании появились масонские символы, которые сильно уважали селебрити тех дней. Спустя несколько лет купец лишился своего движимого и недвижимого имущества, погиб, его роскошный особняк стали сдавать по комнатам состоятельным господам, а на первом этаже открылась аптека. После революции аптека стала государственной и просуществовала ещё долгие годы (старожилы наверняка её вспомнят), а некогда роскошные комнаты превратили в коммуналку. В 1970-х годах всё здание было передано Союзу архитекторов, а уже в наши дни в дом Чукашева после глобальной реконструкции за 86 миллионов рублей переехал Государственный комитет Республики Татарстан по туризму.
Автор материала: Денис Фокин