Найти в Дзене

Такое разное небо - там, за облаками и там, за горизонтом. Дилогия Юрия Егорова о летчиках. ч.1

О выдающемся советском кинорежиссере Юрии Павловиче Егорове и о некоторых его фильма мы немного рассказали вот тут

Теперь несколько подробнее о его кинодилогии о летчиках "За облаками-небо".

В Сети очень мало данных о биографии Егорова до того, как он поступил во ВГИК в 1945 г. на режиссерский факультет в мастерскую С.А. Герасимова. Его старшая дочь, жена известного актера Игоря Ясуловича, в одной из передач об отце рассказывала, что еще до войны он закончил Московский авиационный институт, потом где-то летал.

Участвовал ли он в боевых действиях - неизвестно. Военных наград у него нет. Даже медали "За Победу над Германией", которой были награждены все военнослужащие Действующей армии не имел. Но вот его связь с авиацией несомненна. И было странно, если бы эта тема не была бы отражена в его творчестве.

После того, как Егоров вернулся в режиссуру после 6 лет пребывания в административной должности начальника Управления по производству художественных фильмов Комитета по кинематографии при СМ СССР, он снял в 1971 г. советско-шведский историко-революционный фильм "Человек с другой стороны" , где главные роли играли Вячеслав Тихонов и шведская кинозвезда, любимая актриса Ингмара Бергмана, Биби Андерссон.

Следующим же его фильмом был вышедший на экраны в 1973 г. "За облаками-небо". Вот этот фильм и был о летчиках. О трех друзьях - авиационном инженере Викторе Корецком, его играл Игорь Ясулович, авиационном технике Женьке Саенко, его играл Сергей Никоненко, и лихом летчике-истребителе Алексее Седых, его играл Геннадий Сайфулин.

Вот они три товарища, три друга еще со школы, возвращаются летом 1946 г. после демобилизации домой с Сахалина. Две войны одолели - германскую и японскую. Ничего им не страшно, горы готовы свернуть.

Главный герой фильма - капитан, потом майор, а потом и подполковник Алексей Седых. Его играет Геннадий Сайфулин. Но тот момент Сайфулин один из самых востребованных актеров советского кино.

-2

Сниматься начал еще в 1954 г., когда его, тринадцатилетнего простого дворового московского пацана, Юрий Чулюкин и Евгений Карелов пригласили на главную роль в их дипломную картину "Дым в лесу" по повести Аркадия Гайдара. Дипломная короткометражка так понравилась киноначальству, что была развернута в полнометражную кинокартину.

А в 1956 г. Гена снялся в военной кинокартине об обороне Брестской крепости "Бессмертный гарнизон", где его партнерами были звезды советского кино Валентина Серова и Василий Макаров. Прототипом героя Макарова был легендарный майор Петр Гаврилов.

-3

А потом Геннадий Рашидович поступил в театральную студию при Центральном Детском театре. Студийцы обучались два года и одновременно играли в спектаклях театра, за что им платилась зарплата. Это было большим подспорьем в большой семье Геннадия, так работала одна мать, отец к тому времени умер.

Затем в ЦДТ пришел Анатолий Эфрос и через несколько лет, в 1963 г., когда Анатолия Васильевича назначили художественным руководителем театра им. Ленинского комсомола, ныне "Ленком Марка Захарова", он забрал с собой из ЦДТ 10 актеров, в т.ч. и Сайфулина и Льва Дурова. А Эфроса в 1967 г. сняли с должности главного режиссера Ленком и отправили очередным режиссером в Театр на Мало Бронной, там у него не было даже кабинета, и вместе с ним туда ушли те же Геннадий Сайфулин, Лев Дуров, а также Михаил Державин. Александр Ширвиндт, Ольга Яковлева и др. Опять 10 человек.

Прежде всего Геннадий Сайфулин был театральным актером, одним из любимцев Эфроса. Но и в кино с середины 60-х годов он становится одним из самых востребованных актеров. Главные роли следуют одна за одной - ""Три дня Виктора Чернышева", "Сотвори бой". "Про Клаву Иванову","Моя улица", "Городской романс", несколько замечательных эпизодических ролей.

И, конечно же, главная роль в одном из лучших фильмов о войне, командир экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2 ст. лейтенант Сергей Архипцев в фильме "Хроника пикирующего бомбардировщика, 1969 г.

-4

Старший лейтенант Архипцев, капитан Седых, а еще мог быть полярный летчик капитан Саня Григорьев в многосерийном телефильме Евгения Карелова "Два капитана". В 1976 г. Карелов хотел снимать Сайфулина в роли Сани Григорьева, а Олега Даля в роли Ромашова. Но худсовет утвердил на эти роли Бориса Токарева и Юрия Богатырева. Но мне кажется, что у Сайфулина Григорьев получился бы более интересным, более живым, не таким однозначно прямолинейно-положительным, как у Токарева. А уж Олег Даль в роли инфернального мерзавца Ромашки - это было бы просто нечто. Гораздо, гораздо интереснее, чем у несколько простого Богатырева. Но не случилось.

Это небольшое отступление было для того, чтобы напомнить о замечательном русском актере Геннадии Рашидовиче Сайфулине, настоящей звезде экрана 60- 70-х годов и замечательном театральном актере.

Вернемся к фильму. Это, наверное, одна из последних, действительно настоящих, подлинных ретро-картин. Есть, конечно, для знатоков недостатки с технической точки зрения, но они объяснимы. Где, к примеру, режиссер мог взять для съемок летающий тот же МиГ-9. Пришлось чешский L-29 вместо него использовать.

Ну, летает в кадре Ил-14 в 1946 г., хотя его создали лишь в 1950г. Или советский Ил-28 покрасили в черный цвет и замаскировали под американский В-45 "Торнадо".

Но главное, что в фильме отражен дух того времени. Закончилась война, и молодые красивые победители возвращаются домой. Все в их силах. Если такого врага одолели на фронте, то в мирной жизни тем более все у них получится. А в мирной то жизни получается посложнее, чем на войне. Там все ясно - тут наши, там- враг. И наше дело правое. А если кто из своих косячит - так сразу в морду, или пристрелить по горячке. Оружие то вон оно, под рукой.

Основным недостатком фильма, критики отмечали его перегруженность сюжетными линиями, дескать не успеют авторы начать рассказ об одном, как тут же переходят на другой сюжет. То есть надо все обкорнать, обстругать. оставить только одну линию Алексея Седых.

До того плотным по содержанию получился фильм, много чего мог и хотел рассказать Юрий Егоров, что это его достоинство критики посчитали недостатком. Перегрузились, одним словом.

Вот только у Егорова была цель показать эпоху, а не сентиментальную мелодраму о несчастной любви красавца летчика Алексея и простой солдатки с двумя детьми, сельской жительницы Полины.

Потому в фильме с одной стороны показывается то, как не дождалась с войны своего мужа Виктора санитарка Тамара. И никак Алексею и Женьке не удается их опять свести.

-5

А пожалела Тамара лечившегося в ее госпитале тяжелораненого Кравцова, выходила его вопреки всему. И оставила у себя. Изменщица. Однозначно. Она и сама это понимает. И продолжает любить Виктора. Но и бросить Кравцова уже не может.

-6

Легкими штрихами дана эта история, а как будто целый сериал на этот сюжет посмотрел.

А у Женьки все в порядке. Его Катерина дождалась. И вот уже свадьба. И Катерина в обнове, в шелковом трофейном халате с драконами. "Трофейная Германия, трофейная Япония, пришла страна Лимония, сплошная чемодания."

-7

И у главного героя Алексея Седых на личном фронте все вроде благополучно. Дождалась его девушка Зина. И, наверное. женился бы Алексей на ней, но на Женькиной свадьбе увидел солдатку Полину, жену однополчанина летчика Степана жерехова, которого сбили на его глазах в бою, и с тех пор Степан числится пропавшим без вести. Вот как увидел Алексей простую русскую женщину Полину, так и влюбился с первого взгляда.

Полину играет Лариса Малеванная. Недооцененная ни нашим театром, ни нашим кино актриса европейского уровня. Наша Анни Жирардо. Могла играть одинаково прекрасно все - от Жанны д Арк до простой русской колхозницы, элитной переводчицы, или директора научного института. Об одной из ее лучших ролей мы писали тут

Лариса Ивановна уже сыграла около десятка ролей в кино, и вроде должна была считаться опытной киноактрисой, но Юрий Павлович Егоров научил ее многому новому. Например. что на крупном плане не надо "играть" лицом, а надо показывать только внутренние переживания.

Потому в фильме очень много прекрасных крупных планов главных героев. Вот как этот. Алексей случайно на охоте встретил в перелеске Полину, второй раз в жизни, после той свадьбы. Алексей смотрит на Полину,

-8

а Полина смотрит на Алексея. И никакой "химии". Только любовь.

-9

А кроме мысли любовной, в фильме есть еще не менее значимая мысль общественная. Теперь Алексей на родном авиазаводе работает испытателем новой те реактивной техники. И совсем непросто приходится горячему, честному, справедливому Алешке в этой мирной жизни. Знает он себе цену и не позволит обращаться с собой. как с мальчишкой. Никому.

Даже главному конструктору самолетов. Ради того, чтобы новую машину авиационное начальство взяло на традиционный авиапарад в Тушино, Алексей рискнул и нарушая полетное задание продемонстрировал возможности нового истребителя. Но главный конструктор за нарушение дисциплины отстранил Алексея от полетов.

Конструктора играет Николай Волков-младший. Партнер Сайфулина по Театру на Малой Бронной. Такой увалень и сибарит. Но роли сами шли к нему косяками, при том, что он сам для этого палец о палец не ударял. Один из главных интеллигентов в нашем кино. Вот и в этом фильме у него небольшая роль, всего два-три появления на экране, но создан характер.

-10

Характер значительного человека, который все отдает делу. Может накричать, оскорбить подчиненного, и по своему, по сути, будет прав и в то же время неправ по форме . А потом попросит извинения при всех.

А оскорбит Конструктор мастера Константина Игнатьевича. Его играет Михаил Глузский. В этом фильме, что главные герои, что второстепенные, эпизодические персонажи - ни одного проходного образа. Все играют на высшем уровне, все запоминаются. Та же Тамарка-санитарка в исполнении Елены Санаевой.

И как Игнатьич в исполнении Глузского. Почти что трагический образ. Старый рабочий, хочет как лучше, а квалификации уже не хватает. Ну и попал под горячую руку главному конструктору. Ведь чуть машину не угробил и Седых чуть не погиб. Виноват. Конечно. Но и Главный неправ. Вот такой маленький сюжет, из которого сейчас бы нарисовали сериал из 8 серий.

-11

А у Алексея все неприятности впереди. Ушел он из испытателей, обиделся на выволочку от Главного. Переманил его начальник инспекции ВВС генерал Жилин к себе в Москву. Перспектива, быстрые звания, ордена. Но все оказалось не просто, а очень даже сложно.

Но об этом в следующей части. Вот тут.