В августе 1953 года инженеры компании McDonnell Aircraft начали проектирование нового дальнего перехватчика, оснащенного новым и мощным двигателем General Electric J79. В то время не было ни спроса или заказчика на этот самолет. С точки зрения руководства компании McDonnell, новый самолет должен был удовлетворит потребность ВМС США в истребителе дальнего радиуса действия. Окончательная конфигурация этого самолета, F-4 Phantom II, стал одним из самых производимых и долговечных истребителей в истории. Проект F-4 начинался как одноместный штурмовик дальнего действия. Работая с военно-морским флотом, инженеры компании McDonnell изменили конструкцию разработанного компанией самолета F3H-G Demon в новую конфигурацию с дельтавидным крылом. В ноябре 1955 года полномасштабная модель нового самолета была представлена военно-морскому флоту. Несмотря на то, что потребность в таком самолете отсутствовала, флот заинтересовался самолетом. Для этого потребовалось внести одну существенную модификацию в предварительной конструкции McDonnell: добавление второй кабины для размещения оператора. Во время разработки самолета испытания в аэродинамической трубе выявили ряд существенных проблем с устойчивостью на медленных режимах полета. Чтобы устранить эти проблемы, на законцовках крыла был добавлен двугранный угол в 12 градусов, а на стабилизаторе - двугранный угол в 23 градуса. Эти изменения придали Phantom уникальный внешний вид. Кроме того, модификации двигателей J79, воздухозаборников, электроники и капота привели к тому, что окончательная конфигурация самолета получила обозначение "Фантом". в окончательной конфигурации самолет получил обозначение F4H-l. Хотя самолет рассматривался в первую очередь как истребитель, его конструкция сохраняла возможности для наземной атаки и разведки. F4H-l совершил свой первый полет 27 мая 1958 года, а в декабре компания McDonnell получила контракт на ограниченное производство. Через год в состав флота вошел переименованный F-4B Phantom II. и был приписан к 121-й истребительной эскадрилье. Фантом быстро получил квалификацию как для наземных, так и для морских операций. После избрания президента Джона Кеннеди в 1960 году и последующего назначения Роберта Макнамары на пост министра обороны, администрация изменила акценты стратегических приоритетов страны. В марте 1961 года Кеннеди представил свою концепцию Конгрессу США. Он решил сделать акцент на политике "гибкого реагирования" и расширении возможностей страны по ведению "ограниченной войны". Эта новая стратегия требовала от ВВС США расширить свои обычные вооружения. Кроме того, Макнамара хотел сократить расходы на оборону, поощряя вооруженные силы к унификации своего оборудования. В январе 1962 года ВВС приступили к испытаниям самолета, и уже через два месяца Министерство обороны объявило, что "Фантом" будет использоваться в качестве тактического истребителя и самолета-разведчика. Производство "Фантома" для ВВС США под обозначением F-4C было разрешено 8 февраля 1963 года. В период с 1959 по 1969 год F-4 и его производные установили множество рекордов высоты и скорости. Однако, самолет стал известен благодаря широкому использованию во время войны во Вьетнаме. 5 августа 1964 года флотские F-4B из эскадрилий VF-142 и VF-143 корабля ВМС США "Констеллейшн" обеспечили воздушное прикрытие первого ответного воздушного после инцидента в Тонкинском заливе. Экипажи "Фантомов» заплатили тяжелую цену - ВВС потеряли 525 самолетов, ВМС 71, а морская пехота - 72.
McDonnell Douglas F-4 вышел на международный рынок благодаря зарубежному заказу, сделанному британцами в сентябре 1964 года.
Самолет служил как в Королевских ВВС, так и в Королевском военно-морском флоте (Fleet Air Arm, FAA). (FAA). Основным отличием британской версии от американской были двигатели Rolls-Royce Spey, которые заменили оригинальные J79.
Phantom также проходил активную боевую службу на Ближнем Востоке в составе ВВС Израиля. Израильтяне проявили интерес к приобретению F-4 еще в 1965 году, но Соединенные Штаты не хотели продавать свой самый современный истребитель за рубеж. В то время ВВС Израиля были оснащены в основном французскими истребителями Dassault Mirage, но после Шестидневной войны 1967 года и нападения коммандос на аэропорт Бейрута в 1968 году, Франция наложила эмбарго на продажу всего военного оборудования Израилю. Израиль снова запросил F-4, и в январе 1968 года администрация Джонсона согласилась на продажу сорока четырех самолетов. Поставки и обучение израильских пилотов началось в марте 1969 года.
Израиль был втянут в войну на истощение с соседними странами, которая характеризовалась непрерывными дуэлями ударов и контрударов. С появлением F-4 баланс вскоре изменился в пользу Израиля. Обладая ракетами дальнего радиуса действия самолеты могли действовать на больших расстояниях и уничтожать египетские и сирийские зенитные батареи класса "земля-воздух".
F-4 Phantom будет служить еще в девяти ВВС, а именно в Египте, Иране, Южной Корее, Испании, Австралии, Японии, Греции и Западной Германии.
Специально разработанный для Японии, вариант F-4EJ отказался от большинства наступательных систем и был оснащен усовершенствованным радаром хвостового предупреждения и управляемыми ракетами класса "воздух-воздух". (Япония также заказала RF-4EJ, полностью невооруженный разведывательный вариант.). Кроме этого Япония построила 126 самолетов по лицензии.
К моменту прекращения производства Phantom в 1979 году было построено 5195 самолетов. Последний F-4 совершил свою последнюю посадку на авианосец в октябре 1986 года. Немецкие ВВС Германии стали последними военно-воздушными силами, которые использовали этот самолет в оперативных целях. Фантом оказался универсальной конструкцией самолета, и за время его производства было выпущено тридцать семь различных типов.
Поддержите канал- поставьте лайк.