Найти тему
[оживки вещают]

«Тяжело никого не любить». Интервью с Марией Евтягиной

Мария Евтягина
Мария Евтягина

Стихи Марии даже и сравнить не с чем: они как жизнь радостные и печальные, легкомысленные и глубокие, тихие и «кричащие». В них много внимательности, приязни по отношению к жизни, доброты, душевной щедрости. Есть в них какая-то детская искорка, лирическая героиня словно бы и не начинала жить «по-взрослому», а только ищет какие-то тропки, идёт, боится и любит, светит и поёт свою песенку, которая не всегда ровная, но всегда искренняя. 28 июня Мария дала интервью нашему каналу на пляже, между заходами в море.

***

— Маша, самый первый, который помнишь, и самый счастливый эпизод твоего детства — опиши их вкратце. Или не вкратце.



Самое раннее воспоминание, наверное, из яслей, там меня фотографировали, а я испугалась и плакала.

Когда думаю про самый счастливый эпизод, многое вспоминается, но есть одна картинка, которая не наслаивается ни на какие фотографии или рассказы других людей, незамутненная. Я летом у бабушки в Речице (Белоруссия), вышла во двор. Там стоит такая выбивалка для ковров, на ней дети постоянно лазали. Пахнет свежим хлебом напротив бабушкиного дома хлебозавод. Я залезаю на выбивалку и повисаю вниз головой без рук, у меня впервые так получилось, и это очень радостно. И моя ловкость, и лето, и запах, и дедушка на балконе, который ворчит, мол, девочкам так неприлично себя вести.



— Лучшая, с твоей точки зрения, работа как выглядит? Для меня, например, это работа библиотекарем или дворником.



Одно время я мечтала работать продавцом в книжном или игрушечном магазине.



— Почему некоторые люди никого не любят, как ты думаешь?



Может быть, их не любили. Или не научили любить. Но это же встроенная функция... Сломалось что-то в них. Тяжело никого не любить.



— Для чего надо читать художественные тексты?


А для чего разговаривать с людьми? Художественные тексты, помимо общения, дают много: и грамотность, и словарный запас, и кругозор, и любопытство будят, а главное душу питают. Особенно в детстве и отрочестве это важно. Хотя нет, всегда. Иначе засохнет душа.



— Что тебе даёт написание стихотворений и вообще текстов?



Себя понять, с другими поделиться, своих найти. И радостно, когда получается что-то. Иногда что-то выплеснуть надо, когда накопились эмоции и некуда деть...



— А с чего началась твоя поэзия, помнишь?



Первое стихотворение помню, лет в восемь написанное, по пути в школу. Но тогда я не начала писать. Лет в тринадцать пришло, а с чего... Скорее всего, подражательно, классиков в школе начиталась вот и сама стала пробовать.



— Что обязательно должно быть в сильном стихотворении?



Искренность, душа... Звучит банально, но какие-то рамки это не про поэзию, я думаю.


— Возможен ли поэт без путешествий по аду, подобных дантовским?



Счастливый беспечный поэт, пастушок с дудочкой? Наверное, возможен, есть же детское творчество, и оно не поверхностно. «Будьте как дети». Другой вопрос, что мы к этому приходим окольными путями, и через ад, да.



— Назови тройку своих самых любимых поэтов и тройку своих любимых прозаиков. Прокомментируй коротенечко каждого из авторов. Ну, типа, за что любишь?



Тут я должна сознаться в своей литературной неразборчивости и малой начитанности вообще. Поэтому я, пожалуй, говоря о поэтах, скажу о тех, что оказали на меня наибольшее влияние в разные периоды жизни.
В детстве это был Сергей Есенин. Так получилось, что моя детская библиотечка включала в себя две тонкие книжечки его стихотворений, иллюстрированные изумительными акварелями. Вот всё это вместе я и полюбила тогда, ещё до школы. И по сей день люблю, не только те лирические. Но те книжки у меня были как молитвы, что ли.

Потом Марина Цветаева. Когда я начала писать, у меня были три сборника любимых: Цветаева, Бальмонт и Хлебников. Но Цветаева просто сестра души. Когда прочитала про её детство, поэтическую чуткость, влюбилась в маленькую Марину, в юную Марину, мне взрослой и не надо было. Тот трепет сохранился и стал осмысленнее, наверное...

А позже пришёл Борис Пастернак. Печальная нежность и нежная печаль, много музыки. Мне казалось, я заглядываю в какие-то неземные глубины. Возможно, я сужу по верхам, но говорю, как чувствую. Я только про творчество сейчас, про судьбы поэтов это далеко углубляться.

Из прозаиков в любой момент могу открыть Антона Павловича Чехова, и он мне будет в радость. Удивительное владение словом и образом, и вообще удивительный человек.

Ещё в школе мне нравилось читать рассказы и новеллы больше, чем повести. О'Генри, Зощенко, Теффи, Булгаков и Чехов в то время были моими постоянными собеседниками.

В старших классах я увлеклась Владимиром Набоковым. В те годы было модно читать «Лолиту», начала ли я с неё, не помню, не лучшая вещь. Но язык Набокова, его виртуозность меня тогда просто очаровала. Недавно перечитывала «Защиту Лужина», там ещё многое осталось для меня за кадром, но удовольствие неизменное.

А в институте открыла для себя Диккенса. За его любовь к людям, наверное. По сути, у него же очень страшные вещи в книгах описаны, но с такой любовью и теплом, что веришь в лучшее, словно сказку у камина читаешь. Вот этого тепла, оптимизма, жизнелюбия мне порой не хватает и в жизни и в литературе.



— Бог — он какой, по-твоему?



Он отец, папа. И он жених души возлюбленный. С ним можно говорить, даже не говоря ему ничего. И он так же говорит. Без него ничего нет здесь, в этом мире, по крайней мере. Иначе всё случайно, а мне бы этого не хотелось. Для меня важно, что Богу не всё равно, что со мной творится.



— Как рождается стихотворение, можешь рассказать?



У меня чаще со словосочетания или строки. Не всегда первой, но отправной. Она может внезапно взяться из ниоткуда или долго созревать внутри. Технику и кухню пересказывать неинтересно, бывает всякое. Некоторые вещи подшлифовываю годами, а некоторые сразу вырисовываются. И какой бы ни была изнанка написания, стихотворение это немного таинство, немного не моё, хоть и из меня.



— Есть ли у тебя любимый знак препинания? Если да, то почему именно этот?



Тире. Оно так много всего может передать, заменить слово, сделать хорошую паузу, выделить нужное слово или несколько. И оно красивое летит над строкой, ничего не касаясь, воздушный мостик.



— Чем тебе нравится жизнь?



Разнообразием, неповторимостью, людьми. Люди прекрасны. Если жить внимательно к себе и ко всему, это удивительное приключение.



— Чем бы ты занималась, если бы не умела говорить и писать тексты?



Вязала бы, как сейчас иногда и делаю. Рисовать пробовала, не выходит, а вязание больше по руке, и оно тёплое. В него тоже можно душу прятать.



— Если бы у тебя остался один (последний) вопрос, о чём бы ты спросила близкого человека?



Нет ли у него печали, возможно, связанной со мной? И не могу ли я сделать что-то, чтобы разрешить эту печаль? Если короче, то как мы в детстве после ссоры говорили:

Мир?

Мир!

Мир в душе сохранить напоследок, может, даже важнее любви. А может, это и есть любовь.

_______

Стихи Марии Евтягиной

***

Веснушки

Я сижу на весеннем крылечке
и веснушки ращу на носу.
Проплывают по небу овечки,
и кукушка кукует в лесу —
насчитала десяток веснушек.
Как щенок носом тычется в мать,
так и ты, милый, нежный и нужный
ночью будешь мне их целовать,
и согретые солнышком плечи,
и упругую тёплую грудь.
Ты придёшь под окошко под вечер,
мой хороший, прошу, не забудь.
Загорелые пыльные ноги
я омою в тазу жестяном,
и пусть нас разделяют дороги,
приходи, хоть мечтою, хоть сном.
Не таю я влюблённости детской,
как корабль качнётся кровать.
Загляни хоть разок по-соседски,
чтоб веснушки мои сосчитать.

***

Шкаф

Уйду я от вас в шкаф

и буду там жить в пыли,

поймёте, что я прав,

а то дурака нашли!

Шкаф — это почти гроб,

но чтобы не умирать,

вещей наберу сугроб,

из них настелю кровать.

Я весь одинок и горд,

не нужен мне целый мир.

Смешно было б взрослых морд

повыгонять из квартир...

Шкаф будет моя твердь,

прибежище от бурь,

они говорят бред:

опять, мол, творю дурь.

Мечтаю я, как февраль

закончится, и тогда

подхватит мой шкаф-корабль

оттаявшая вода.

Тогда уплыву от вас,

мне скучно торчать здесь.

Оставьте меня сейчас

не открывайте дверц!

По имени поздно звать,

доказывать, кто прав.

Бросаю отца и мать

и удаляюсь в шкаф.

***

Берёзка

Березовая истина

прозрачна и чиста.

Я вся на солнце выцвела,

белей, чем береста.

Шумит во мне, как пение,

лишь прислони висок:

мятежное, весеннее

по жилам гонит сок.

Ты не смотри на крапины,

не сыщешь их внутри.

Не мамина, не папина,

теперь твоя, — бери.

Серёжки понавесила,

танцую на ветру.

Невыносимо весело,

как будто я умру.

***

Деревенское

На окне белеет тюль

в крупные горохи,

скоро кончится июль,

дед нарыл картохи,

за плетнём цветёт лужок,

до сих пор некошен,

а в деревне хорошо,

дедушка хороший.

Села на ногу опять

муха-приставуха.

Так не хочется вставать,

но щекочет муха,

и щекочет солнца блик,

и невнятных строчек

не записанный мотив

изнутри щекочет.

Звонко шлёпать босиком —

всех мелодий лучше.

Дед смеётся за чайком:

С добрым утром, внуча!

***

Кузнечик

Кузнечик завёл надоедливый стрёкот

и вдруг замолчал,

блаженством затишья струится глубокий

небесный фиал.

Кузнечик другой подхватил эстафету,

мотив заводной.

Я ночь разворачиваю, как конфету,

шуршу простынёй.

Дремотно-тяжёлая тьма подступает,

ложится у ног.

Кузнечик бессонный, кого зазываешь,

полночный дружок?

И справа, и слева, у самой калитки

звенящая дрожь —

сшивают кузнечики тоненькой ниткой

огромную ложь.

Послушать их: летнее счастье в зените,

полно до краёв.

Кузнечик доверчивый, разве не видишь,

мы только улов.

Мы тощие рыбки на тонкой бечёвке,

продёрнутой в глаз,

нас жизнь засолила с обычной сноровкой

и сушит сейчас

под сеткой москитной, под ночью москитной

в горчащем поту...

Не плачь, мой кузнечик, я небом окликнут,

я в небо иду.

***

Цветь

Ты меня перепишешь,

и оживёт восток,

будем ходить чуть тише,

плавиться на восторг.

Станет трава стелиться,

кланяться под стопу,

белою кобылицей

ляжет луна в стогу.

Песней, ещё не спетой,

ляг на моей груди.

Ты у меня не третий,

ты у меня один.

Лучше не просыпаться,

песен уже не петь,

скоро пробьёт двенадцать,

мы обратимся в цветь.