Для тех, кому интересны темы «IV промышленная революция», «цифровой концлагерь» и т.п., кто знаком с работами профессора В.Ю. Катасонова (@katasonov), возможно будет интересен и этот источник. В начале 20-х мы изучили его по рекомендации А. И. Фурсова (@govoritfursov, за что очень ему благодарны). Эта заметка во второй своей части скорее для тех, кто уже прочитал книгу Шошаны Зубофф* «Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти». В описании говорится:
В этой книге Шошана Зубофф описывает и объясняет причины возникновения феномена, который она называет «надзорным капитализмом». Ставки как никогда высоки: глобальная архитектура модификации поведения угрожает сделать с человеческой природой в XXI веке то же, что промышленный капитализм сделал с окружающей средой в XX веке.
Зубофф показывает последствия распространения надзорного капитализма из Кремниевой долины во все сектора экономики. Необычайное богатство и власть накапливаются на новых «рынках поведенческих фьючерсов», где делаются и продаются предсказания относительно нашего поведения и где производство товаров и услуг подчинено новым «средствам модификации поведения».
Угрозу теперь представляет не тоталитарное государство, а повсеместно распространенная цифровая архитектура. Эта беспрецедентная форма власти отмечена колоссальной и асимметричной концентрацией данных и не подчиняется демократическому контролю. Не встречая сопротивления со стороны закона или общества, надзорный капитализм может начать определять социальный порядок и формировать цифровое будущее, если мы позволим ему это сделать.
Когда в 2021-м году мы в профсообществе Kinsmark обсуждали идеи Шошаны Зубофф из её книги «Эпоха надзорного капитализма», меня не отпускал вопрос: если люди уже предсказуемы для других людей, владеющих социогеномикой, то насколько далеко в том же самом продвинулись алгоритмы? Или – если зайти с другой стороны – могут ли воздействующие на нас модели алгоритмов рассматриваться как безоговорочное доказательство того, что на курсах по социогеномике пока ещё подаётся лишь как гипотеза. [Речь о первичности врождённых паттернов поведения. По крайней мере, моим курсистам я ничего не даю как «факт без доказательств», они имеют право на персональный эмпиризм.] Но соревноваться с ботами в том, у кого больше объём исследовательской выборки, разумеется бессмысленно. На один архетип у меня собраны десятки (на некоторые – сотни) примеров, алгоритмы располагают миллионами...
И здесь же... Как мы знаем, простым сложением ста субъективных мнений не получить автоматически одно объективное. На этой очевидной мысли основана, например, критика таких методов оценки персонала, как «360 градусов»... Объективность (как и необъективность) часто рождается не в момент манифестации факта, а при его интерпретации. Так насколько объективны данные о нас, собираемые алгоритмами?
В части, посвящённой в книге тому, как цифра меняет наше поведение, вывод Зубофф полностью совпадает с выводом социогеномики: чем больше человек склонен к эмпатии, тем ниже его иммунитет к заражению эмоциями (логично, банально, почти очевидно). Мы склонны разделять убеждения и повторять поведение тех людей, которых любим, или тех, на кого хотим быть похожими (склонны, а не повторяем в 100% случаев). Но научились ли алгоритмы того же Facebook выявлять события типа «не факт, что» и корректировать выводы? Например, если один пользователь наставил под разными печальными публикациями кучу сочувствующих эмодзи, то не факт, что он более эмпатичен того пользователя, который этого не сделал или постит только цветочки и котиков.
Говоря о безопасности, автор приводит кейс 2011 года от Испанского Агентства по защите данных. А я вспомнила наш пример.
Согласно Закону РФ, при открытии компании предприниматель может указать в качестве юридического свой личный домашний адрес. По другому Закону – это персональные данные, которые нельзя публиковать без спроса. По третьему Закону – сведения о юрлицах должны быть открыты. И они открыты... Поэтому никто не защищён от визита домой «потенциальных клиентов», которые решили заглянуть к вам, чтобы «просто оценить ваш офис на солидность». Омбудсмены разводят руками. [Отличная защита и поддержка предпринимателей!] Даже после закрытия компании или перерегистрации владельца на новом адресе старые данные всё так же выдаются поисковиками... Одна встревоженная москвичка – мать троих детей – говорила мне, что к ним «в гости» постоянно стучаться люди, то есть Yandex и Google выводят на базы данных, в которых продолжает открыто демонстрироваться их адрес. Базы данных с их информполитикой, подзаконные акты и поисковики составляют вместе гремучую смесь, с которой сложно бороться. Как показывает Зубофф, на Google и Ko управы не существует вообще.
Ставка на демократические институты как средоточие надежд на сохранение свободы личности мне представляется логичной, но в итоге ошибочной. Деминституты находятся в глубоком кризисе, а в ряде стран и само понятие демократии обросло самоубийственными для неё интерпретациями. Шошана Зубофф показывает, что Движение Сопротивления должно было быть создано ещё позавчера, однако люди просто не замечают описанных явлений и не осознают их опасности. Госпожа Зубофф не робкого десятка, но она вряд ли подходит на роль лидера Сопротивления. В итоге, как и в любом важном и новом общественном деле, в этом, говоря цитатой из Владимира Высоцкого, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»...
Пока Youtube доступен, можно посмотреть доклады Зубофф, с переводом титров на русский язык. Переизданием книги, как и многих других зарубежных источников, занимается Институт Гайдара, продвигает её торговый дом «Гнозис». Издательство URSS в 2022 году выпустило книгу завкафедрой управления персоналом факультета госуправления МГУ имени М. В. Ломоносова, д.ф.н., профессора Василия Павловича Пугачёва «Глобалистский тоталитаризм. Социальные мутации цифрового капитализма: Формирование человека и манипулятивные технологии управления». Судя по описанию, книга созвучна работе Шошаны Зубофф.
Источники, важные для управленцев, в том числе с точки зрения истории развития управленческой мысли в России, представлены в книжном разделе библиотеки у меня на сайте. Книги как наших, так и зарубежных авторов сгруппированы там по темам: Улучшения и лидерство (29), Система Управления и Lean (31), Мышление (21), Экономика и общество (21), Self-Management и когнитивистика (22). Поскольку бизнес-литература не принесёт пользы тому управленцу, который не читал ранее литературы мировоззренческого, исторического, философского и общеобразовательного характера, то несколько важных книг упомянуты в 2022 году в интервью Станиславу Логунову в его программе «Пути развития» студии Mediametrics.
* С 1981 года Шошана Зубофф является профессором делового администрирования школы Чарльза Эдварда Уилсона и одной из первых женщин в штате Гарвардской Школы Бизнеса. В 2014 и 2015 годах она была научным сотрудником Центра Беркмана Кляйна по изучению Интернета и общества при Гарвардской школе права.
Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента.
От Редакции
Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка «ГУРУ и АВТОРИТЕТЫ»
Подборка КНИГИ и ФИЛЬМЫ