Найти в Дзене

Китайская грация, узбекская балансировка, казачья удаль. Как национальные умения превратились в цирковое искусство

Медвежьи потехи Киевской Руси, вольтижеры французской армии XIX века, кочевники на лошадях, которых в древности считали мифическими существами и называли кентаврами – все они прообразы современных цирковых жанров. В XXI веке все перемешалось, произошло пересечение различных культур, их обогащение и развитие – но мы точно помним, с чего все начиналось. В Древнем Риме и Египте искусством канатоходцев в совершенстве владели умельцы, занимавшиеся плетением канатов. Чтобы проверить канаты на прочность, их сильно натягивали между деревьями, вставали ногами, прыгали по ним, причем сразу несколько человек. Затем мастера начали устраивать между собой состязание, кто продержится на канате дольше, научились ходить по канату, удерживая равновесие с помощью палки. Национальным искусство канатоходцев по праву могут называть народы Средней Азии и Кавказа. В Узбекистане оно называется дорбозлик и происходит от национальных праздничных игр дор-уюн (игры на канате) и сим-дор (хождение по проволоке). Р
Оглавление

Медвежьи потехи Киевской Руси, вольтижеры французской армии XIX века, кочевники на лошадях, которых в древности считали мифическими существами и называли кентаврами – все они прообразы современных цирковых жанров. В XXI веке все перемешалось, произошло пересечение различных культур, их обогащение и развитие – но мы точно помним, с чего все начиналось.

Канатоходцы: эквилибристика вместо узбекского плова

В Древнем Риме и Египте искусством канатоходцев в совершенстве владели умельцы, занимавшиеся плетением канатов. Чтобы проверить канаты на прочность, их сильно натягивали между деревьями, вставали ногами, прыгали по ним, причем сразу несколько человек. Затем мастера начали устраивать между собой состязание, кто продержится на канате дольше, научились ходить по канату, удерживая равновесие с помощью палки.

Национальным искусство канатоходцев по праву могут называть народы Средней Азии и Кавказа.

В Узбекистане оно называется дорбозлик и происходит от национальных праздничных игр дор-уюн (игры на канате) и сим-дор (хождение по проволоке). Рожденный в Ферганской долине более 2000 лет назад, основанный на военных упражнениях и включающий более 30 трюков на канате, дорбозлик даже предлагали внести в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, в котором уже находятся знаменитый узбекский плов и праздник Навруз. Дорбозлик – основа узбекского цирка как такового. Сейчас искусство владения этих ремеслом демонстрируют «Узбекистанские дорбозы», а также еще около 40 семейных групп по всей стране.

В Дагестане канатаходцев называются пехлеванами, что означает «богатырь», «герой» – хотя часто на канате можно увидеть и отважных девушек. Раньше, когда в аул приезжал пехлеван, начинался настоящий праздник. Жители одевались в нарядную одежду и шли на представление, причем не заплатить за выступление считалось дурным тоном. Настоящие легенды – канатоходцы из дагестанского села Цовкра.

В наше время помимо опускания на колено и балансировки с завязанными глазами в программе канатоходцев появились сложные трюки. Например, лампа или кипящий самовар на голове или многоэтажные пирамиды из нескольких человек друг у друга на плечах.

Джигитовка по-казачьи

Мастерство наездников, свободных и лихих, никак не могло родиться в рыцарской Европе, закованной в доспехи. Если в древнем мире оно и было в некоторой степени известно, то в полной мере расцвело на Кавказе, поэтому его смело можно назвать национальным искусством народов этого региона.

Джигит буквально переводится с тюркских языков как «искусный наездник». Джигитовка у разных народов называется по-разному. У казахов – «кумисал», у киргизов – «тыйын-энмей», ее главная составляющая – поднимание с земли на полном скаку мелких предметов, в основном, монет. Грузинская «джирити» включает стрельбу в цель с коня, поднимание папахи и т.д. Навыки джигитовки – это не просто трюки. Они помогали обмануть и победить противника в реальном бою – уклониться от пули, отстреливаться от погони в нырке под лошадь.

Всемирно известные мастера джигитовки, демонстрирующие свое мастерство и по сей день – осетинские династии Кантемировых, Тугановых, Плиевых.

Джигитовка стала частью обязательной программы по подготовке казаков, служивших в армии – Царской, потом Красной. Она была включена в Устав строевой казачьей службы 1899 года.

Именно казаки заимствовали и развивали самые интересные и эффективные боевые приемы народов, с которыми они пересекались в бою или по дружбе, и само слово «джигитовка» – казачье. О казачьем искусстве верховой езды писал даже Наполеон в своих воспоминаниях о войне 1812 года.

Казачья джигитовка. Фото отсюда: https://vko-ckv.ru
Казачья джигитовка. Фото отсюда: https://vko-ckv.ru

«Тренажером» для обучения казаков служил деревянный конь. В обязательную программу входили: «стрельба с коня и рубка чучел», «подъем на коня пешего товарища», «поднимание предметов с земли», «увоз раненого одним или двумя всадниками», «соскакивание и вскакивание на коня на карьере». Такие трюки, как «джигитовка с пикой», «умение положить коня на карьере», «скачка с пересаживанием с одной лошади на другую», группами, вниз головой, задом наперед и другие относились к необязательной части.

Китайский цирк: монахи, женщины-змеи и государственная тайна

«Укротить самого себя» – это подход, который практикует китайский государственный цирк. Здесь главное – раскрытие физических возможностей человека.

«Даже если все пирамиды древности поставить друг на друга, то и тогда они не смогут превзойти чудеса древнего цирка китайских императоров», - так говорят китайцы о своей гордости.

Традиции китайского цирка живут уже около двух веков, причем еще недавно секреты мастерства его артистов, включающие и мастерство шаолиньских монахов, были государственной тайной. В древности рассказывать непосвященным секреты гибкости женщины-змеи было опасно для жизни – за это полагалась смертная казнь.

Работать в китайском цирке престижно: детей учат мастерству с двух-трех лет, в 10-12 лет они уже имеют звания лауреатов и обладают всеми профессиональными навыками. Из двух-трех тысяч претендентов на одно место обычно выбирают одного, которому гарантировано обеспечено блестящее будущее.

Каждый номер не просто уникален, но еще имеет свое символическое значение. Например, китайские тарелочки, которые артисты вращают на длинных тонких палочках, означают солнце, известный трюк – вращение одновременно двенадцати тарелочек. Артист – посредник между небесным светилом и зрителями.

Китайский цирк. Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru
Китайский цирк. Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru

Истоки акробатического «Танца льва» относятся к ритуальным пляскам, которые в древности исполняли крестьяне в благодарность богам за хороший урожай, исторически чаще всего его исполняют под китайский Новый год.

Китайский цирк , "Танец льва". Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru
Китайский цирк , "Танец льва". Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru

Номер «Полет стрижей», где артисты мастерски «летают» через кольца, связан с древним воинским искусством и умением быстро проскальзывать через узкие отверстия.

Китайский цирк. Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru
Китайский цирк. Фото отсюда: https://avatars.dzeninfra.ru

В акробатическом шоу «Чудеса Желтой реки» в построении фигур используется каллиграфия. Так, подбрасывая друг друга в номере «Антипод», артисты выстраивают иероглиф, означающий «путь», а еще в спектакле появляются иероглифы «любовь», «ветер», «река».

Какими бы чудесами ни радовали нас цирки с разным национальным колоритом, главное, что они не существуют в вакууме, а проникают друг в друга, делают цирковое искусство еще лучше и интереснее, поражая воображение зрителей эффектными трюками и даря настоящий праздник.

Ещё можно почитать: