Найти в Дзене

Непревзойденные Кантемировы – джигиты, покорившие мир

Оглавление

Они очаровали Буденного и Александра Куприна, были приняты в отряд мексиканских элитарных наездников, защищали родину в годы Великой Отечественной и снимались в кино. Им предлагали гражданство других стран, но они всегда возвращались домой. Это Кантемировы, известная на весь мир цирковая династия джигитов, которой уже 100 лет.

Конный аттракцион «Джигиты Али-Бека». Фото отсюда: https://cdn.fishki.net
Конный аттракцион «Джигиты Али-Бека». Фото отсюда: https://cdn.fishki.net

Отец основатель – Алибек Кантемиров. Свой конный аттракцион он создал еще в 1924 году. Вместе с ним работали его сыновья – старший Хасанбек (позже он создал свое шоу), средний Ирбек (продолжил руководить конным аттракционом отца) и младший Мухтарбек, ставший звездой кинематографа. А потом к ним присоединились и внуки легендарного деда. Сейчас династию продолжает Маирбек Кантемиров, принявший руководство труппой джигитов «Алибек» от отца Ирбека Кантемирова.

Братья Кантемировы. Фото отсюда: https://fishki.net
Братья Кантемировы. Фото отсюда: https://fishki.net

Рассказываем самые интересные факты об этих легендарных цирковых артистах

«Старший Али-Бек»: в седле до 90 лет

Создатель первого в мире конного аттракциона и школы джигитовки, в том числе, для конных трюков в кино, отец-основатель династии, Алибек Тузарович Кантемиров впервые вышел на цирковую арену в Батуми, в 1907 году. Ему было 25 лет, и он обладал весьма мощным, не подходящим для наездника телосложением. Несмотря на это, сначала Алибек добился успеха в качестве жокея на скачках во Владикавказе, куда переехала его семья, а затем благодаря земляку, осетинскому силачу Темирболату Канукову по прозвищу «Казбек-гора», вышел на арену цирка и произвел настоящий фурор со своим номером «Соло-джигит». Конечно, сначала пришлось попотеть – убирать за лошадьми, помогать с амуницией. Но мечта сбылась – «краса и гордость Кавказа» начал победное шествие по стране.

Его знаменитый трюк, когда наездник на полном галопе между задних ног скачущей лошади перемещается под ее живот, а потом появляется на крупе, для того времени был невероятным.

Через 17 лет, в 1924 году Кантемиров-старший создал собственную национальную конную труппу «Джигиты Али-Бека», в которую вошли его младший брат Ибрагим, наездница Софи Перес и другие талантливые наездники. Это был новаторский аттракцион и по атрибутике, и по пластике – настоящая квинтэссенция жанра джигитовки.

"Под звуки лихой лезгинки на манеж на полном скаку вылетают всадники в белых черкесках и папахах. Впереди них – стройный джигит с мужественным лицом – Алибек Кантемиров» (журнал «Советский цирк», декабрь 1957 г.)
Кантемировы. Фото отсюда: http://moynarod.ru
Кантемировы. Фото отсюда: http://moynarod.ru

Алибек Кантемиров выбирал искусство, а не политику – у него были друзья и среди белых, и среди красных, на его выступления часто приходил писатель Александр Куприн. Ему покровительствовал барон Врангель, и это помогало предотвращать конфликты с конкурентами – бежавшими от революции казаками.

Алибек Кантемиров, основатель династии. Фото отсюда: http://moynarod.ru
Алибек Кантемиров, основатель династии. Фото отсюда: http://moynarod.ru

Руководителю «Джигитов Али-Бека» предлагали подданство и европейские страны, и США, но он всегда выбирал родину, куда надолго вернулся с долгих гастролей из-за начала Второй мировой войны. После ее окончания из двенадцати джигитов в живых остались только двое. Все обученные лошади погибли, и аттракцион пришлось восстанавливать практически с нуля.

Афиша иностранных гастролей «Джигитов Али-Бека». Изображение отсюда: https://www.stunt-info.ru
Афиша иностранных гастролей «Джигитов Али-Бека». Изображение отсюда: https://www.stunt-info.ru

В 1968 году на гастролях в Мехико джигиты Кантемирова настолько впечатлили своим отношением к лошадям местных наездников «Чарро педригаль», богатейших представителей местной элиты, что стали первыми иностранцами, принятыми в их ряды.

Алибек Кантемиров садился на лошадь до 90 лет, и в цирке даже специально бегали за кулисы посмотреть, правда ли, что он делает это без скамейки.

Уникальная школа джигитовки

Искусствовед Владимир Сергунин как-то назвал Алибека Кантемирова «Станиславским конного отечественного цирка». Он создал уважаемую даже среди конкурентов школу джигитов-наездников с четко структурированной системой обучения и создания цирковых номеров – его наработками и по сей день пользуются продолжатели и последователи по всему миру.

Династия Кантемировых. Алибек Тузарович и его сыновья. Фото отсюда: http://moynarod.ru
Династия Кантемировых. Алибек Тузарович и его сыновья. Фото отсюда: http://moynarod.ru

По системе Алибека Кантемирова было подготовлено более двухсот учеников – его дети, племянники Бексултан, Зелимхан и многие другие.

Для того, чтобы стать наездником, важно не просто иметь отличные физические данные, но «чувствовать» лошадь. Достаточно нескольких дней занятий, чтобы понять – получится из человека джигит-наездник или нет. Хорошие шансы, как правило, есть у танцоров, гимнастов, акробатов.

Джигиты Кантемировы. Фото отсюда: https://ekogradmoscow.ru/
Джигиты Кантемировы. Фото отсюда: https://ekogradmoscow.ru/

В джигитовке используются исключительно жеребцы, в том числе, по одной важной, деликатной причине. Для того, чтобы справить нужду, жеребец остановится, а кобыла все сделает на ходу – сами понимаете, что ожидает зрителей первых рядов.

Если говорить о породах, то самые подходящие – кабардинцы, арабы и орловские рысаки. Английские имеют не очень уравновешенную психику, дончаки (донская порода) и буденновцы признают только одного хозяина, а это для цирка не очень подходит, так как лошадь должна уметь взаимодействовать с разными людьми.

Старший сын – с 4 лет на манеже

Первенец в семье Кантемировых, Хасанбек появился на свет в год рождения аттракциона «Джигиты Али-бек». На арену цирка в черкеске и папахе впервые он вышел в четыре года во время очередных гастролей коллектива. Тогда, в 1920-х годах выходить на манеж детям до одиннадцати лет еще было можно, позже в СССР был принят запрет на подобные выступления.

Хасанбек Кантемиров, старший сын.  Фото отсюда: http://www.archive.noar.ru
Хасанбек Кантемиров, старший сын. Фото отсюда: http://www.archive.noar.ru

В шестнадцать лет Хасанбек ушел добровольцем на фронт, почти закончив школу, где он учился на одни пятерки, а после войны закончил два института: физкультуры и ГИТИС заочно.

Он продолжал работать с отцом, а в 1971 году поставил вместе с дочерью Каджаной собственный цирковой аттракцион «Картины Кавказа» с элементами национальных конных игр, высшей школы верховой езды и дрессировкой коз, которой занималась его супруга, артистка цирка, дрессировщица и воздушная гимнастка Мария Кантемирова. Наездники-виртуозы расширяли свою династию как по вертикали, так и по горизонтали.

Хасанбек Алибекович Кантемиров (крайний слева) с партнерами. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru
Хасанбек Алибекович Кантемиров (крайний слева) с партнерами. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru

Средний сын – «чувство лошади»

Дело основателя династии Алибека в семидесятых взял в свои руки его средний сын, Ирбек Кантимиров, пятикратный чемпион СССР по конному спорту, один из основателей советской школы каскадеров кино. От соревнований, где он принимал участие, некоторые даже отказывались – все равно не победить!

Ирбек Кантемиров, трюк «Свеча». Фото отсюда: https://i.bigenc.ru
Ирбек Кантемиров, трюк «Свеча». Фото отсюда: https://i.bigenc.ru

Кантемировских аттракционов вместе с шоу Хасанбека стало два.

Ирбек также выступал со своей женой Неддой в романтическом номере – на арбе мчалась пирамида из джигитов с красными флагами, всадники делали вертушки на стремительно скачущей лошади, джигит на коне и горянка в белом демонстрировали непревзойденное мастерство верховой езды и головокружительные трюки.

Труппа джигитов-наездников «Али-Бек» на гастролях в Германии. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru
Труппа джигитов-наездников «Али-Бек» на гастролях в Германии. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru

Ирбек или Юра, как его звали дома, вышел на манеж в шесть лет и провел на нем шесть десятков – он лучше других Кантемировых подходил для джигитовки по комплекции и как никто другой «чувствовал» лошадь.

Ирбек Кантемиров. Фото отсюда: skyflo.ru
Ирбек Кантемиров. Фото отсюда: skyflo.ru

В середине 90-х он решил выйти на пенсию и выкупил у цирка любимого арабского жеребца Асуана – рассказывают, их отношения были такими же трогательными, как у отца с сыном. Когда Ирбека не стало, его преданный товарищ никак не мог понять, почему хозяин не приходит, ждал его и тосковал.

Младший сын: актер, каскадер, метатель ножей

Мухтарбек или Миша, как его называла мама, начал свою цирковую историю в составе «Джигитов Али-Бека» в возрасте двенадцати лет. Когда в пятидесятые он служил в армии в конноспортивной команде ЦСК, впечатлил тренера прыжком через коня и тем, как легко он берет большую высоту. Тот уже хотел взять его в олимпийскую команду, но ее руководитель возразил: «Мухтарбек – Кантемиров. Он с манежа не уйдет».

В 1987 году и он создал свой собственный проект, единственный в мире Московский конный театр «Каскадёр», и из цирка ушел, чтобы создавать зрелищные шоу на исторические темы на стыке различных искусств – театра, цирка, кино, эстрады. Постановкам рукоплескали не только в нашей стране, но и в Болгарии, во Франции, Германии.

Мухтарбек Кантемиров во время выступления. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru
Мухтарбек Кантемиров во время выступления. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru

Он начал сниматься в кино и совершенно очаровал женскую аудиторию, снявшись в главной роли в фильме «Не бойся, я с тобой!».

Еще одним увлечением Мухтарбека было метание ножей, он даже возглавил федерацию «Летящий нож» и организовал бесплатную школу, которая содержалась за счет постановок «Каскадера». Эта его страсть и отточенный навык помогали ему исполнять самый эффектный и любимый публикой трюк, «Шапку». Скача на лошади, артист подбрасывал папаху, которая улетала почти под купол цирка, и проскакав почти полный трюк, ловил ее практически с пола или над головами зрителей.

Мухтарбек Кантемиров. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru
Мухтарбек Кантемиров. Фото отсюда: https://i.bigenc.ru

Он всегда умел найти подход к лошадям. Как-то раз во время репетиций в Петербурге конь Цефал нечаянно его лягнул – испугавшись, он прижал уши и отбежал, ожидая наказания. Мухтарбек спокойно сидел и ждал – наконец, конь сам подошел, стал губами трогать лицо и, когда Мухтарбек его обнял, положил голову на грудь. В другой раз он вывел из пожара восемнадцать лошадей, которые пошли за ним через огонь, услышав вызывающий доверие голос.

Выросшие в опилках

Цирковая жизнь – это постоянные разъезды и гастроли, разные города. Старший сын, Хасанбек родился во Владикавказе, Ирбек под Ярославлем, а Мухтарбек в Воронеже. Причем мама, Мариам Хасакоевна, тоже цирковая артистка, была уверена, что будет девочка, и уже придумала ей имя Иратхан (Ира), но появился Миша, Мухтарбек.

Юный артист Мухтарбек Кантемиров. Фото отсюда: https://cdn.fishki.net
Юный артист Мухтарбек Кантемиров. Фото отсюда: https://cdn.fishki.net

Цирковое детство беззаботным не назовешь: утром репетиция, днем школа, потом подготовка уроков и за кулисами и вечернее представление. Когда же все одноклассники бездельничали и отдыхали на каникулах, юные артисты давали по три представления в день.

Алибек и Мариам Кантемировы с сыновьями Хасанбеком, Ирбеком и Мухтарбеком. Фото отсюда: https://gorets-media.ru
Алибек и Мариам Кантемировы с сыновьями Хасанбеком, Ирбеком и Мухтарбеком. Фото отсюда: https://gorets-media.ru

Дочь Хасанбека, Каджана, участница коллектива наездников вспоминала, что за 10 школьных лет она сменила 54 школы. Артистка выступала в джигитовке в мужском костюме, а в конце каскада лихо срывала папаху, и на плечи распадались косы с белыми бантами – цирк взрывался аплодисментами.

Дети Хасанбека, Алибек и Каджана Кантемировы,  на пони Буби, 1953 г. Фото отсюда: https://www.stunt-info.ru
Дети Хасанбека, Алибек и Каджана Кантемировы, на пони Буби, 1953 г. Фото отсюда: https://www.stunt-info.ru

Премьера Хасанбека на манеже состоялась в Гамбурге, Ирбека – в Ереване, Мухтарбека в Туле. Причем во время дебюта Мухтарбек забыл наклонить голову и ударился об железную палку занавеса. К счастью, папаха смягчила удар, но с коня он слетел. Как он сам вспоминает, он увидел плачущую маму, которая ему сказала, что надо встать и закончить номер. Переживания переживаниями, но публика всегда оставалась главной.

Фильм, фильм, фильм!

Кантемировы в качестве дрессировщиков, каскадёров и актёров участвовали в съёмках более 50-ти отечественных кинофильмов, став основоположниками профессии конного каскадёра в кино.

Именно они снимались в фильме «Смелые люди», советском аналоге западных вестернов, созданном по заказу Сталина. Кантемировы отвечали не только за конные трюки, из которых состояла четверть всего фильма, но и за подбор и подготовку лошадей, в чем им помогал Буденный. Хотя за время съемок было разрешено потерять 8 голов, все лошади остались живы и здоровы. Легендарные наездники относились к животным с любовью и лаской, как к своим друзьям и партнерам.

Кантемировы разработали знаменитую подсечку – переворот лошади через голову вместе с всадником.

Ушедший из цирка в 1979 году Мухтарбек возглавил группу каскадеров Госкино. Кинематографу он посвятил огромную часть своей жизни и заслужил любовь и обожание зрителей. Он был первым, кто разработал и выполнил трюк – падение несущейся лошади вместе с наездником.

«Аланская езда» – это эффектный элемент, который вы могли видеть в фильме «Не бойся, я с тобой!» Юлия Гусмана 1981 года. Всадник едет сразу на двух скачущих лошадях – он основан на потомственном умении осетинов перескакивать с одной, уставшей лошади на другую, свежую. Для выполнения этого трюка важно, чтобы участвующие в нем животные не испытывали антипатии друг к другу, их надо специально подбирать.

В «Не бойся, я с тобой» Мухтарбек исполнил главную кинороль своей жизни, Рустама, который для тысяч советских женщин стал воплощением «настоящего мужчины».

Мухтарбек Кантемиров в роли Рустама в фильме «Не бойся, я с тобой». Фото отсюда: https://cdn.fishki.net
Мухтарбек Кантемиров в роли Рустама в фильме «Не бойся, я с тобой». Фото отсюда: https://cdn.fishki.net

Снимался Мухтарбек, в том числе, в национальном костюме, который ему подарили те самые мексиканские наездники «Чарро педригаль». Хотя к моменту съемок Мухтарбек в качестве каскадера принимал участие уже во многих фильмах, боялся, что главную роль не потянет. Юлий Гусман был непреклонен, и в итоге не прогадал. Из нескольких кандидатов он предложил Мухтарбеку выбрать одного на роль Сан Саныча, и из Николая Караченцева, Ролана Быкова и Льва Дурова тот, не задумываясь выбрал последнего. Со Львом Константиновичем он познакомился еще во время службы в армии, когда он искал для новогоднего представления человека, который ездит на лошади и сможет прочитать небольшой текст. С тех пор они подружились.

В кинокарьере Мухтарбека было много других фильмов: «Русь изначальная», «Марш-бросок», «Заложник», «В двух шагах от рая», «Парк советского периода» и другие. Последней в 2011 году стала роль в продолжении уже культовой кинокартины – «Не бойся, я с тобой! 1919».

Кантемировы-2024: шоу продолжается!

В настоящее время слава труппы «Али-Бек» продолжает греметь по всему миру – в 1994 году ее возглавил Маирбек, представитель поколения внуков Кантемировых. Самая громкая его постановка – многожанровое цирковое шоу «Cirque Niagara. Avaia», поставленное в 2006 году рядом с Ниагарским водопадом со стороны Канады. Его бюджет – около 10 миллионов долларов. 50 артистов, среди которых акробаты, клоуны, гимнасты, эквилибристы, в процессе выступления переодеваются в 70 комплектов костюмов, меняя парики и маски. В шоу участвуют девятнадцать лошадей девяти разных пород. В этом представлении интегрированы и кантемировская школа, и новейшие достижения шоу-бизнеса – по сюжету это мистическое путешествие сквозь пространство и время вглубь веков.

Маирбек Кантемиров, шоу «Avaia». Фото отсюда: https://gorets-media.ru
Маирбек Кантемиров, шоу «Avaia». Фото отсюда: https://gorets-media.ru

Блистательное конное шоу показывали в Великобритании, Германии, Италии, Голландии, Южной Корее, ОАЭ, оно завоевало золотую медаль на международном цирковом фестивале в Риме.

До этого Маирбек четыре года работал в английском конном шоу «Spirit of the horse» вместе с лучшими конниками мира, где он ставил спектакль на основе истории древних скифов, завоевал с ним несколько международных наград.

Главные принципы Маирбека – делать современный цирк и заниматься искусством, не подчинять и укрощать животных, а находить с ними общий язык, как с другими живыми существами.

Артисты шоу «Avaia». Фото отсюда: https://gorets-media.ru
Артисты шоу «Avaia». Фото отсюда: https://gorets-media.ru

Все Кантемировы имеют заслуженные звания и награды, перечислять которые можно очень долго. Но главное – не это, а любовь и признание публики, которая всегда с восторгом дарит любимым артистам бурные аплодисменты и с нетерпением ждет новых встреч.

Еще можно почитать: 7 фактов о цирковых лошадях, или Почему лошадь в цирке самая главная