Общение с животными с помощью телепатии, медвежий цирк, ледовое шоу и чудеса на канате – все это дел рук и блестящего интеллекта новаторов и изобретателей российского цирка. Цирк сам по себе – настоящее чудо, с которым всегда ждут встречи и дети, и взрослые. И складывается оно из огромного количества маленьких и больших чудес, создаваемых преданными цирку артистами.
1. Ловкость рук и ног – и никакого мошенничества
В середине прошлого века в СССР был создан уникальный цирковой жанр – «Русская палка» Для выполнения трюков в нем не требуется специального оборудования (кроме палки), нижние вольтижеры подбрасывают акробатов, выполняющих различные элементы в воздухе, держа палку на плечах. Причем все происходит без страховки, так что артистам всегда удается пощекотать нервы зрителей. В Казанском цирке вы могли видеть этот аттракцион в новогодней сказке «Как кот на новый год счастье принёс», а также в первом национальном театрально-цирковой постановке по произведениям Тукая «На Сенном базаре».
Впервые «Русскую палку» зрители увидели в Ростове-на-Дону в 1978 году, а изобрел этот зрелищный жанр Вилен Петрович Солохин. Хотя трио, первоначально исполнявшее номер, называлось «Солохины» - родственниками его участники не были. Внизу работали сам Вилен Солохин и Евгений Захаров, а наверху – Вячеслав Теплов. Эффектный и популярный номер постепенно стал отдельным жанром, а на английском он получил название «Russian bar» – существует уже девять его вариаций.
Двойные и тройные сальто стали нормой для этого номера, а в 2014 году, например, Мария Еремина блестяще продемонстрировала на «русской палке» четверное сальто-мортале вперед.
Почитать больше про "русскую палку" можно здесь.
2. Дрессура без клеток
О знаменитом дрессировщике и цирковом артисте Владимире Дурове ходят легенды по всему свету – в дрессуре животных он стал настоящим революционером. Если до него с животными обращались очень жестко, то Владимир Леонидович от наказаний подопечных отказался – основной его дрессировки стал «принцип трех «Л», «любовь, ласка, лакомство».
Дуров дрессировал более 50 видов животных – среди них не было крупных хищников только потому, что тогда их пришлось бы содержать в клетках, а это противоречило принципам гуманной дрессуры. Он первым в мире вывел на сцену лисицу без ошейника и приручил муравьеда.
Были дрессировщики, которые придерживались гуманизма в работе с животными, и до Владимира Дурова, но он был первым, кто систематизировал этот метод. Дополнив его сделанными им самим открытиями, он подарил миру научный труд «Сорокалетний опыт дрессировки животных» – который используют в цирках по всему миру и по сей день.
Во многом гуманный метод Дурова основан на трудах академика Павлова об условных и безусловных рефлексах. Вместе с физиком Бернардом Кажинским он проводил опыты по телепатии, парапсихологии, о чем последний рассказал в книге «Биологическая радиосвязь».
«Друг зверей», начинавший работать вместе со своим братом Анатолием, стал родоначальником цирковой династии Дуровых, известной во всем мире.
Кстати, в основу рассказа Антона Павловича Чехова «Каштанка» легла история «актрисы» Владимира Дурова, собачки Каштанки. Она стала прообразом литературной героини, и все кроме финала в творении классика является чистой правдой.
3. Крепкие зубы, канат и блестящее шоу
Один из самых плодовитых изобретателей отечественного цирка – основатель еще одной династии, «Звездных канатоходцев» – артист и режиссер Владимир Александрович Волжанский. Трюки, которые он придумал, берут в программу канатоходцы по всему миру, причем, некоторые даже не могут воспроизвести.
Самое известное его изобретение 50-х годов прошлого века – канат, который из горизонтального быстро становится наклонным и меняет уровень натяжения. Волжанский первым соединил в одном представлении и горизонтальный, и наклонный канат, катался по ним на роликовых коньках, и это продолжают делать представители его династии, еще больше совершенствуя уровень мастерства и сложность трюков. Причем артисты не используют предохранительную сетку, что делает выполнение номеров весьма рискованным.
Один из самых опасных трюков называется «Зубник»: по тонкому канату под самым куполом цирка идет мужчина, во рту у него находится приспособление, на котором стоит артистка в арабеске. Дыхание замирает от волнения и восторга! А поволноваться в свое время было за что: Марианна Волжанская вместе со своим братом практически сорвались с каната во время исполнения трюка на глазах у публики, но удержались. Их отец, Владимир Волжанский не стал жалеть своих отпрысков, а в прямом смысле приказал номер повторить, и они…повторили, уже успешно. Публика ликовала!
4. Впервые на льду
Родина самоваров и пряников славится не только своими «вкусными» изобретениями, но и тем, что именно здесь в начале 1960-х появился первый в мире цирк на льду. До этого в США появился балет на льду, а затем аналог – и в СССР, но это были танцы. Цирк на льду родился именно в Туле. Из 3500 человек в 29 городах нашей тогда очень большой страны выбрали 46 человек. Самая юная гимнастка из Душанбе Татьяна Лебедева до участия в этом шоу никогда не видела ни льда, ни снега. Дрессировщик Анатолий Майоров, как и многие другие участники коллектива встал на коньки первый раз в жизни – он учился кататься вместе со своими подопечными дрессированными медведями.
Тогда впервые женщина сделала сальто на льду, впервые был представлен номер с батутом на льду, где акробаты отталкивались от сетки коньками, первый раз в истории появились акробаты на подкидных досках, которые выдавали сальто, двойное сальто, сальто-бланш и возвращались коньками на лед или на горизонтальный шест в руках у партнеров. Фантастической мировой премьерой стало участие в ледовом шоу акробатов на першах, высоченном вертикальном шесте.
В течение сорока лет «Цирк на льду» гастролировал по стране и всему миру – даже был создан второй коллектив, чтобы успеть порадовать неповторимым шоу всех желающих. За первые двадцать лет артисты посетили 14 стран и дали 6000 представлений, которые посмотрели 200 миллионов зрителей.
5. Лошадь и пианино на руках
Российский цирковой атлет Александр Засс прославился разнообразными номерами, в которых он демонстрировал поражающую воображение физическую силу. Например, он ловил в воздухе вылетающую из пушки ассистентку и после этого удерживал равновесие – этот трюк под названием «Человек-снаряд» стал очень популярным и его начали копировать цирковые артисты во многих странах мира.
В одном из первых своих самостоятельных номеров, «Балансе», он проходил вокруг манежа, держа на лбу большой самовар с кипятком и горячими углями. Сила и выносливость позволяли Александру Ивановичу нести на плечах лошадь, рвать стальные цепи и даже поднимать пианино… с музыкантом на нем!
Во время Первой мировой войны Засс попал в австрийский плен, с третьей попытки совершил побег и на радостях устроился работать в венгерский цирк. Но не тут-то было! Австрийцы его нашли и поместили в крепость в одиночную камеру, где он должен был находиться до окончания войны. Жизнелюбивый силач и в таких условиях не впал в уныние – наоборот, он разработал собственную систему тренировок. Позже она была опубликована в книге «Удивительный Самсон. Рассказано им самим», ставшей в России и Европе бестселлером.
Прозвище «Железный Самсон» он получил уже после войны в Венгрии, где он остался жить. В цирке Шмидта он показывал номер «Чертова кузница» – Александр Иванович лежал на доске с гвоздями, на которой стояла каменная глыба весом 500 кг, а ассистенты разбивали ее кувалдами непосредственно на теле артиста.
В Россию Александр Засс так и не вернулся, но всегда называл себя русским артистом и указывал это на афишах. На пенсии знаменитый силач занялся воплощением своей мечты – дрессурой. В 1962 году произошло трагическое событие: загорелся фургон с обезьянами, с которыми работал Александр Иванович. Силач бросился их спасать, но сам получил травмы, от которых в результате и погиб.
6. Российский медвежий цирк
Валентин Филатов, продолжатель династии дрессировщиков, существующей более 180 лет, свой первый номер «Дрессированные медведи» выпустил в Куйбышеве (теперь это Самара) в суровом 1941 году. В 1949 году Валентин Иванович придумал аттракцион «Медвежий цирк», благодаря которому цирковая семья стала всемирно известной. Хотя работал Филатов и с другими животными – и львами, и слонами.
«Медвежий цирк» не раз снимался в кино – в таких фильмах, как «Арена смелых», «Не все медведи спят зимой», «Мишель и Мишутка». Коллектив с восторгом принимали и в США, и в Японии, Италии, Канаде и других странах.
Во время гастролей в ГДР произошел забавный случай. Медведица по кличке Девочка, звезда программы, выезжавшая на арену на мотоцикле, каким-то образом выехала с манежа во двор, а затем и на дорогу, где она продолжала радостно рассекать немецкие просторы. Немецким регулировщикам пришлось переключать светофоры на зеленые, чтобы не произошла авария. Филатову удалось догнать ее только на другом мотоцикле. Причем никаких санкций к нему применено не было, наоборот: его поздравили с тем, что он хороший учитель, а Девочке выдали немецкие водительские права.
Мы писали о Валентине Филатове вот здесь:
7. Большие формы Эмиля Кио
Эмиль Кио также основатель большой династии, первым начал выступать с крупной аппаратурой на цирковой арене, где зрители могли наблюдать за его действиями с разных сторон, стал ставить номера с клоунами, озадачивать зрителей интеллектуальными головоломками. Его наработки и по сей день используют иллюзионисты в разных странах.
Эмиль Теодорович начинал в цирке в 1917 году униформистом, а на пике своей карьеры давал по 500–600 представлений в год, причем принципиально не брал готовые фокусы, а создавал новые номера. В Японии его называли «волшебником XX века», в Лондоне в 1960 году дали звание лучшего фокусника мира, а в следующем году в Дании – золотую медаль Международной артистической ложи. Люди настолько верили в его магию, что приходили с просьбами снять сглаз, вылечить от пьянства.
Даже если идеи фокусов Эмиль Теодорович черпал у коллег, он всегда трансформировал их в нечто особенное. Или придумывал что-то кардинальное новое. Например, в «Индийском канате» иллюзионист подбрасывает вверх обычный канат, который резко принимает вертикальное положение, гимнасты выполняют на нем трюки, а затем иллюзионист просто наматывает канат на руку. В «Беседках» за считанные секунды ассистентка перемещается из одной беседки в другую. Практические советы от Эмиля Кио можно почерпнуть в его книге «Фокусы и фокусники».
Хотя цирк появился в жизни человечества очень давно и большинство жанров пришли к нам уже после своего рождения, российские артисты внесли огромный вклад в развитие самого доброго и волшебного искусства и навсегда вписали свои имена во всемирную историю цирка.