Если у вас есть экспертные знания или квалифицированные специалисты, которым есть чем поделиться с другими - стоит брать за это деньги. Тем более, сейчас уже не нужно тратить слишком много времени и сил на технические аспекты запуска курсов, ведь существуют специализированные платформы для онлайн-школ. На базе такой платформы легко создать программу любого масштаба и настроить необходимые методы монетизации.
Удаленное обучение становится нормой, любые виды образовательного контента находят свою аудиторию в сети при грамотной организации и продвижении. Выбор стратегии монетизации тоже важен - вам нужно использовать систему, которая будет удобна и привлекательна для студентов, при этом прибыльна и перспективна для бизнеса. Поэтому сейчас мы рассмотрим несколько методов заработка на онлайн-курсах, среди которых вы сможете подобрать систему, подходящую именно вашей школе.
Стандартный курс
Одна из самых простых в реализации, удобных и распространенных схем. Здесь все предельно просто: вы один раз создаете программу, записываете уроки (текстовые, видео, интерактивные), продаете программу. Цена может устанавливаться за весь курс, за отдельные модули или блоки. При этом можно предлагать базовый тариф для стандартной программы и продвинутый для расширенной программы.
Преимущества:
- низкие трудозатраты - вам достаточно один раз постараться над программой, а продавать ее можно будет сотни, тысячи и десятки тысяч раз.
- возможность допродаж - создавайте новые уровни курса, дополнительные материалы, курсы по смежным темам, которые интересны выпускникам текущего курса. Это уже горячая аудитория, которая с высокой вероятностью оформит покупку.
- масштабируемость - возможность масштабировать продажи без дополнительных затрат на производство контента.
- пассивный доход - при наличии функции автоматизации, после создания курса и настройки платформы продажи могут происходить без вашего активного участия. И даже непосредственно обучение, если на курсе нет наставника.
- гибкость ценообразования - возможность предложить разные тарифные планы, например, базовый и продвинутый, что может привлечь более широкую аудиторию.
- модули и блоки - продажа отдельных модулей позволяет ученикам приобретать только нужные им части курса, что может увеличить продажи.
Недостатки:
- начальные затраты времени и ресурсов - создание качественного курса требует значительных временных и финансовых затрат на разработку контента, запись видеоуроков, создание интерактивных элементов и тестов.
- устаревание контента - без регулярных обновлений курс может быстро устареть, особенно в быстро развивающихся областях знаний.
- продвижение и реклама - необходимость в постоянных маркетинговых усилиях для привлечения новых студентов, что требует дополнительных затрат.
- отсутствие живого взаимодействия - если на курсе нет постоянного общения с преподавателем, это может снизить уровень вовлеченности и удовлетворенности студентов. Постарайтесь вводить хотя бы минимальную поддержку.
Рекомендация 1:
Следите за актуальностью программы, обновляйте ее, добавляйте что-то новое. Это поможет поддерживать востребованность курса, выдерживать конкуренцию, получать более высокое доверие со стороны аудитории.
Рекомендация 2:
Важно обезопасить свой курс от пиратства. Иначе его могут просто слить в сеть и вместо заработка на программе вы не получите ничего, кроме разочарования и впустую потраченного времени. Для этого размещайте курсы на надежной платформе, которая гарантирует защиту от пиратства и делает это несколькими способами, в том числе блокируя запись экрана.
Подписка
В этом варианте студент оплачивает не количество уроков, а сроки, в которые ему доступно обучение. Наиболее популярна эта система для тех сфер, где образование требует постоянного контроля преподавателя или непрерывного повышения уровня: онлайн-тренировки, изучение языков, игра на музыкальных инструментах и т.п.
Также это может быть хорошим ходом для школ, которые предлагают много разных автономных курсов. В случае с подпиской студент получает доступ ко всем материалам и может пройти сколько угодно курсов за условленный срок. В такой схеме также нельзя допускать скачивания - иначе ученик будет проходить обучение позже, после окончания подписки.
Преимущества:
- постоянный доход - система подписки обеспечивает постоянный поток дохода, так как студенты регулярно вносят оплату за доступ к курсам.
- долгосрочные обязательства - предложения с оплатой на несколько месяцев или год вперед стимулируют студентов к длительному обучению, что увеличивает стабильность дохода.
- доступ ко всем курсам - студенты могут получить доступ ко всем материалам и выбрать те курсы, которые им наиболее интересны, что делает обучение более персонализированным и мотивирующим.
- удобство и экономия - студенты могут экономить деньги, выбирая более длительные подписки, и иметь возможность учиться в удобное для них время.
- мотивация к регулярному обучению - ограничение доступа по времени может стимулировать студентов к более интенсивному и регулярному обучению, чтобы успеть пройти как можно больше курсов/программы.
- длительное сотрудничество - возможность долгосрочных подписок (3, 6, 12 месяцев) повышает лояльность студентов, так как они привыкают к вашей платформе и методам обучения.
Недостатки:
- необходимость регулярных обновлений - чтобы удерживать студентов, необходимо постоянно обновлять и улучшать контент, что требует дополнительных ресурсов и усилий. А для учеников продвинутого уровня придется заново разрабатывать новые уроки, чтобы удовлетворить их запрос и задержать на курсе.
- риск оттока - студенты могут отказаться от подписки, если не увидят прогресса или не будут достаточно вовлечены. Это требует дополнительных усилий по удержанию клиентов.
- необходимость мотивации - нужно разработать стратегии по поддержанию мотивации студентов на протяжении всей подписки, иначе они могут перестать активно заниматься.
- затраты на разработку и маркетинг - создание качественного контента, настройка системы подписки и продвижение курсов требуют значительных начальных затрат, а также затрат на поддержание системы.
- ограничения по сферам - не все варианты образовательных программ можно вести бесконечно.
Рекомендация 1:
В данной системе стоит сделать несколько тарифов, в которых оплата будет выгоднее, если вносить ее сразу на 3 месяца, 6 месяцев, год.
Рекомендация 2:
Расширить сеть клиентов поможет введение реферальных программ для стимулирования текущих студентов приводить новых. Реферальная программа может работать в качестве скидки на следующий месяц/период. Так вы не потеряете действующего студента и получите новых.
Промо-курс
Бесплатные курсы привлекают студентов, особенно тех, кто еще не до конца уверен в выбранном направлении. Испытать свои силы без рисков - привлекательно. Но какая выгода для вашего бизнеса? Тут два варианта:
- после прохождения базового бесплатного курса продавать углубленный платный;
- предлагать выдачу сертификата за деньги - бесплатно можно остаться с полученными знаниями, что может устраивать студента. Но если ему нужно подтверждение квалификации, то он будет готов оплатить документ.
Также промо-курс может быть пробной версией для вас. Если нужно доработать программу, увидеть реальную реакцию фокус-группы, исследовать уровень заинтересованности аудитории. Но в целом промо-курсы делают не слишком обширными, чтобы не тратить ресурсы на то, что не окупается гарантированно.
В любом случае промо-курс работает как демонстрация экспертного уровня школы, поэтому стоит постараться сделать его увлекательным, полезным и оригинальным. Даже если студент после прохождения бесплатной программы не пойдет сразу на повышение уровня, то оставит положительное впечатление о школе в целом и в следующий раз обратится к вам или порекомендует другим.
Промо-курс в качестве базового позволяет получить максимально лояльную аудиторию. Это люди, которые уже увлечены тематикой, имеют понятие азов, согласны с вашим форматом проведения занятий. Они сильно замотивированы в прохождении платного обучения до конца, так как “пробный” вариант уже пройден.
Преимущества:
- привлечение внимания - бесплатные промо-курсы позволяют потенциальным студентам попробовать ваши материалы и оценить качество обучения без финансовых рисков, что способствует привлечению новых студентов.
- демонстрация качества - показывая высокое качество материалов в бесплатных курсах, вы создаете доверие к вашему бренду и демонстрируете ценность платных курсов.
- лояльность - студенты, получившие полезную информацию бесплатно, с большей вероятностью будут лояльны к вашей платформе и рассматривать возможность приобретения платных курсов.
- вирусный эффект - бесплатные курсы могут распространяться вирусно, так как люди охотно делятся полезными и бесплатными ресурсами со своими друзьями и коллегами.
- снижение порога входа - бесплатные курсы снижают психологический барьер для начала обучения, позволяя потенциальным студентам легче принять решение попробовать ваш курс.
- повышение рейтинга и отзывов - бесплатные курсы могут собрать положительные отзывы и оценки, которые повысят ваш рейтинг и привлекут больше платных студентов.
Недостатки:
- ресурсы на разработку - создание качественных бесплатных курсов требует значительных временных и финансовых затрат на разработку контента, платформы и маркетинг.
- безвозвратные инвестиции - вложения в бесплатные курсы не приносят непосредственного дохода, что может быть критично для новых или небольших онлайн-школ.
- риск низкой конверсии - не все студенты бесплатных курсов переходят на платные, и конверсия может оказаться ниже ожидаемой, что снижает рентабельность стратегии.
- случайные пользователи - бесплатные курсы могут привлекать пользователей, которые не заинтересованы в дальнейшем обучении, что увеличивает нагрузку на систему без соответствующей выгоды.
- недостаточная вовлеченность - студенты могут быть менее мотивированы к обучению на бесплатных курсах, так как они не вложили собственные деньги, что может привести к низкой активности и результативности. Соответственно, отсутствие финансового обязательства может привести к тому, что студенты легко бросят курс при возникновении трудностей или потере интереса.
- демпинг ценности курсов - предложение бесплатных курсов может снизить воспринимаемую ценность вашего контента и вызвать у студентов ожидание получения всего бесплатно.
Рекомендация 1:
Четкое позиционирование - ориентируйтесь на тех, кто реально заинтересован в дальнейших платных курсах. Стройте бесплатные курсы так, чтобы они привлекали именно этих студентов.
Рекомендация 2:
Интеграция с платными курсами и плавный переход: встраивайте бесплатные курсы в систему платных, делая их логичным началом более обширных и глубоких программ. Используйте бесплатные курсы для дальнейших допродаж, предлагая специальные предложения и скидки на платные курсы для участников.
Продажа дополнительных материалов
При любой из вышеперечисленных схем монетизации доступна система допродаж. Это могут быть бонусные материалы, доступ к специальным инструментам, менторская поддержка или разовая консультация, новый курс по смежной тематике. А также мастер-классы, гайды, инструкции, чек-листы и прочие материалы, которые могут облегчить дальнейшее обучение или работу студента. Не обманывайте ожидания - курс без дополнительных материалов должен быть полноценным и полезным. А все, что свыше - это уже приятный бонус.
Преимущества:
- увеличение прибыли - продажа дополнительных материалов позволяет увеличить общий доход от каждого студента, предлагая им дополнительные ценности.
- повторные продажи - вовлеченные студенты, которые уже приобрели основной курс, с большей вероятностью будут покупать дополнительные материалы.
- повышение лояльности и удовлетворенности - дополнительные материалы, поддержка и консультации помогают студентам решить конкретные проблемы и достичь лучших результатов, что повышает их удовлетворенность курсом.
- эксклюзивный контент - предоставление специального контента усиливает чувство ценности и лояльности студентов к вашей образовательной платформе.
- персонализация - различные дополнительные материалы позволяют вам персонализировать обучение, предлагая студентам именно то, что им нужно.
- продвижение - вы можете использовать бесплатные или низкобюджетные дополнительные материалы как маркетинговый инструмент для привлечения новых студентов и продвижения основных курсов.
Недостатки:
- дополнительные затраты на разработку - создание качественных дополнительных материалов требует значительных ресурсов и времени на разработку, производство и поддержку.
- логистика - управление продажами и доставкой дополнительных материалов может быть сложным и требовать дополнительных административных ресурсов.
- перегрузка студентов - слишком большое количество дополнительных материалов может перегрузить студентов, отвлекая их от основного курса и снижая общую эффективность обучения. Знайте меру.
- риски для репутации - низкое качество дополнительных материалов может негативно сказаться на репутации вашей образовательной платформы. Если дополнительные материалы не соответствуют ожиданиям студентов, это может привести к их неудовлетворенности и негативным отзывам.
Рекомендация 1:
Обеспечьте высокое качество дополнительных материалов, чтобы они действительно добавляли ценность студентам. Предлагайте материалы, которые напрямую связаны с основным курсом. Собирайте обратную связь от студентов, чтобы постоянно улучшать и адаптировать дополнительные материалы.
Рекомендация 2:
Рассмотрите возможность создания пакетных предложений, включающих как основной курс, так и дополнительные материалы, чтобы предоставить студентам более выгодные варианты.
Франшиза
Решение для онлайн-школ, которые уже зарекомендовали себя на рынке и могут пользоваться своей популярностью. Вы можете предлагать другим авторам выпускать свои курсы под вашим брендом. За определенную плату, конечно. Это может быть установленная зафиксированная сумма или же процент от прибыли.
Безусловно, здесь потребуется найм специалистов, которые будут проверять качество этих курсов, и даже разработают свою систему требований. Ведь в этой ситуации нельзя допустить выпуск низкопробных материалов - вы рискуете своей репутацией. А ведь именно на ней и держится система монетизации по франшизе.
Преимущества:
- расширение бренда - продажа франшизы позволяет быстро расширить присутствие вашего бренда в различных регионах и странах, увеличить количество предложений без существенных усилий.
- постоянный доход - новые участники платят начальные взносы и периодические лицензионные платежи, что обеспечивает стабильный поток доходов.
- экономия на операционных расходах - покупатели франшизы используют свои собственные ресурсы для ведения курсов, что снижает ваши операционные расходы. Если вы пользуетесь платформой для онлайн-школ, то расширение позволит взять оптимальный тариф и разделить его стоимость между участниками.
- масштабируемость - система франчайзинга позволяет масштабировать бизнес быстрее, чем при самостоятельном открытии филиалов.
- новые идеи - покупатели франшизы нередко предлагают нововведения и улучшения, которые могут быть использованы во всей сети школ.
- бесплатное продвижение - маркетинговые усилия на рекламу своих курсов ложится на плечи новых участников франшизы. Попутно они продвигают и вашу школу в целом.
Минусы
- затраты на контроль качества - трудно обеспечить единое качество услуг во всех франшизных школах, так как управление находится в руках разных людей. Придется следить за работой непрерывно.
- репутационные риски - если все же случилось упущение, то ошибки или недобросовестное управление курсами по франшизе могут негативно сказаться на репутации всего бренда.
- регулирование - система франчайзинга подчиняется различным юридическим требованиям в разных странах, что усложняет процесс и увеличивает затраты на юридическую поддержку, если ваш бизнес выходит на глобальный уровень.
Рекомендация 1:
Разработайте четкие стандарты и процедуры, которые будут обязательны для всех. Предоставьте обширное обучение и постоянную поддержку для обеспечения качества услуг.
Рекомендация 2:
Наймите опытных юристов, специализирующихся на франчайзинге, чтобы создать и поддерживать юридически обоснованные контракты. Обеспечьте соответствие всем местным и международным требованиям законодательства.
Комбинированные методы
Для выбора стратегии важно попробовать разные варианты, а еще лучше - комбинировать их, предлагать разные варианты, прислушиваться к своим студентам.
Оптимально работает сочетание разных стратегий. Например, начните с завлечения студентов через бесплатный курс, продайте после этого подписку и уже в процессе обучения можно предложить дополнительные материалы.
Пробуйте вводить разные тарифы, в которых изначально будет прослеживаться наличие дополнительных выгод для студента. Так вы сможете сегментировать аудиторию и захватить клиентов с разным уровнем достатка и потребностями.
Для простого внедрения разных систем монетизации потребуется мощная техническая база. И здесь на помощь придет платформа для онлайн-школ. Здесь можно реализовать разные сценарии и схемы заработка. При этом платформа предлагает защиту от пиратства, собственную мощную платежную систему, помощь в настройке курсов под ваши потребности. А еще массу аналитических инструментов, которые помогут сделать обоснованные выводы по результатам тех или иных методов монетизации и принять наиболее выгодное для вашего бизнеса решение.
Материал подготовила команда платформы, Антитренинги!