В современном Смоленске несложно пригласить близкого человека в музей, посвященный Смоленской крепости. Однако так было не всегда. Совершим историческое путешествие в музейное становление Смоленской крепостной стены.
Несомненный историко-культурный потенциал Смоленской крепости неоднократно приводил к мысли о её музеефикации. В настоящее время музеи служат основным источником достоверной информации, связанной с культурным наследием. Если возникает задача формирования точного и однозначного понимания явления, ее лучшим решением будет создание музея. Такой подход, без сомнений, применим и в Смоленске.
Первой идеей создания музея на площадке крепости следует считать проект устройства сельскохозяйственного музея, предпринятый Смоленской губернской земской управой. 24 марта 1872 года членом управы А.И. Герном был прочитан доклад об «отделке одной из башен Смоленской крепостной стены под помещение Сельско-хозяйственного музеума». Большое количество экспонатов, в том числе моделей и механизмов, необходимо было разместить на свободной и доступной площадке.
По предложению Смоленского общества сельского хозяйства от 30 ноября 1871 года, поскольку «в распоряжении земства находится несколько свободных ничем не занятых башен Смоленской крепостной стены, одну из таких башен можно было бы приспособить без особой затраты для помещения музеума». Затем по предложению земской управы было признано, что «самою удобною башнею для помещения музеума Управа признает башню Никольскую, как по доступности её, центральному положению в городе, так и по обширности её».
При этом архив присутственных мест, размещённый в верхних этажах башни, не смутил автора идеи. Реализация предложения, согласно которому «… будет дано приличное вполне назначение одной из обширных и лучших башен стены», не состоялась.
Стоит отметить, что первые идеи музейного использования башен Смоленской крепости не учитывали историко-культурного потенциала уникального комплекса. Подобные экспозиции, наравне с архивами и складами, позволяли освоить пространство, огражденное негорючими конструкциями, не более. До момента полноценной музеефикации с 1872 года прошло более 100 лет.
Крепости знаний, друзья!