Найти тему
ОСК | Северная верфь

«Морская кавалерия» Санкт-Петербурга времен Крымской войны | часть 1

В октябре 1853 года началась Крымская или Восточная война. Эта война стала предвестником Первой мировой войны, ее еще называют «нулевой» мировой войной.

Против России выступила целая коалиция ведущих держав того времени: Британская империя, Франция, Османская империя и Сардиния, а Австрия и Пруссия заняли позицию враждебного нейтралитета. Война продолжалась почти три года на нескольких театрах военных действий: на Дунае и Балканском полуострове, в Крыму, в Турции и Чёрном море, на Балтике и Белом море, а также на Камчатке.

Российская империя потерпела поражение в Крымской войне, хотя со времён Петра I её армия считалась сильнейшей в мире. Русские войска побеждали шведов, турок, персов, поляков, пруссаков и французов.

Но можно ли было предвидеть это поражение?

Успех в этой войне обеспечивался не столько численностью армий, а именно техническим превосходством и уровнем боевой подготовки.

Особенно очевиден был перевес союзников на море. После Синопа и последовавшего за ним ввода англо-французских эскадр в Черное море, в Авачинскую бухту на Дальнем Востоке и в Балтийское море, главной задачей русского флота стала защита своих баз и побережья.

Не так давно в отечественной литературе можно было встретить критику в адрес руководства Морского министерства и лично императора Николая I, якобы не оценивших должным образом значение флота, что стало одной из причин поражения России в Крымской войне.
Стоит отметить, что в отношении императора, несмотря на обвинения, следует сказать о его правоте. В отличие от своего предшественника, он видел в военном флоте России надёжную опору государства на севере, Балтике и Чёрном море.
Однако, известный военный историк А. М. Зайончковский морскую деятельность Николая I делит на две разные эпохи.

Первое десятилетие было посвящено успешным реформам, а далее император, в последующие двадцать лет, сосредоточил свою бурную деятельность на других отраслях управления. Он поручил поддержание флота на достигнутом уровне князю А. С. Меншикову.

Князь Александр Меншиков
Князь Александр Меншиков

Под руководством князя Меншикова флот все более и более увлекался исключительно показными, смотровыми мероприятиями. Показной порядок был доведен в нем до совершенства, а государь, уверенный в своих помощниках, находил при ежегодных посещениях Кронштадта и флота все в блестящем виде. Отчеты князя Меншикова за эти двадцать лет также были наполнены описанием блестящего состояния всех дел по управлению морским ведомством и восхвалением существовавшего порядка.

Получив отчет о состоянии Балтийского флота от Великого князя Константина Николаевича, вступившего в 1853 году в управление Морским министерством, император почувствовал себя как после холодного душа.

В отчёте великого князя Константина Николаевича сообщалось, что суда Балтийского флота в основном были построены из непросушенного дерева, имели недостаточно прочную конструкцию и слабое вооружение. Во время учебных плаваний по портам Финского залива многие из этих судов получали различные повреждения. Было невозможно сформировать из них эскадры для длительных походов в дальние моря.

  • Летом 1854 года Император Николай I отправил Балтийский флот в море практиковаться в плавании. Но, дойдя до Красной Горки, флот встретил сильный ветер и на четвертый день вернулся в Кронштадт с многочисленными повреждениями. Ни один корабль не избежал повреждений рангоута и корпуса. У некоторых кораблей были повреждены рули и мачты, что требовало их замены.

Производство всего этого заняло бы немало времени, а Англия и Франция тем временем угрожали нападением в любой момент.

В публикациях часто подчеркивается отставание Российского флота от флотов ведущих западных держав, главным образом, в деле внедрения паровых машин и винтового движителя.

Разумеется, в таких упреках была изрядная доля истины.

Для исследования этого вопроса, мы решили изучить архивные материалы, письма и дневники непосредственных участников создания активной обороны в районах Кронштадта и Финляндских шхер.

  • Это в первую очередь архивы руководителя Морского министерства, генерал-адмирала, Великого князя Константина Николаевича.
  • Другим автором, который оставил воспоминания о строительстве паровых канонерок был знаменитый в будущем, а в то время скромный чиновник по особым поручениям Морского ведомства Николай Иванович Путилов.
    В 1856 году в журнале «Морской сборник» Николай Путилов публикует интересующую нас статью под названием
    «Краткое описание сооружения канонерской флотилии вообще, преимущественного изготовления 32-х винтовых машин на частных заводах».
Николай Путилов, выдающийся русский инженер, изобретатель, предприниматель, основатель Путиловского завода в Санкт-Петербурге.
Николай Путилов, выдающийся русский инженер, изобретатель, предприниматель, основатель Путиловского завода в Санкт-Петербурге.
  • И третьим автором воспоминания, которого мы будем рассматривать, это в то время адъютант Великого князя, капитан 2 ранга Иван Алексеевич Шестаков, а в будущем адмирал русского флота и 14-й морской министр Российской империи.

Игорь Ивановский, Кандидат технических наук

Продолжение — в следующей статье.