В 2024 году вы можете вернуть товар с недостатками, если обнаружите их. Срок возврата зависит от конкретной ситуации. Например, если речь идёт о технически сложном товаре с небольшим дефектом, то деньги можно вернуть только в течение 15 дней после покупки.
Производитель несёт ответственность за работоспособность товара в период гарантии. Однако в некоторых случаях покупателю может быть предложен только ремонт.
1. Общие правила возврата по гарантии.
В течение гарантийного срока вы можете вернуть товар, если обнаружили в нём недостаток, который появился во время использования. Ваши права защищены законом.
Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей от 1992 года №2300-1, вы можете потребовать:
- бесплатного устранения недостатков;
- расторжения договора купли-продажи и возврата денег за товар;
- уменьшения стоимости покупки;
- замены товара на аналогичный или похожий;
- компенсации расходов на устранение дефектов за ваш счёт.
Также вы можете потребовать возмещения всех убытков, которые возникли из-за использования товара ненадлежащего качества.
Некоторые технически сложные товары можно вернуть только в течение 15 дней с момента покупки, если в них есть небольшой дефект. Если поломка произошла позже этого срока, вы можете потребовать только ремонта.
Однако есть исключения. Вы можете вернуть товар даже после 15 дней, если обнаружили существенный или неустранимый дефект, поломку, которая проявляется неоднократно и делает невозможным использование товара больше 30 дней в течение года, или если нарушены сроки ремонта.
2. Пример.
Предположим, вы приобрели смеситель, но он оказался некачественным. Вскоре после установки смеситель сломался, вода хлынула и затопила вашу квартиру. В этой ситуации вы имеете право не только на возврат денежных средств за товар ненадлежащего качества, но и на компенсацию расходов на ремонт.
3. С момента покупки прошло меньше 2-х лет.
Согласно закону, вы можете вернуть товар, находящийся на гарантии, в течение гарантийного срока или в течение двух лет с момента покупки или изготовления, если дату покупки невозможно установить. Это правило закреплено в пункте 5 статьи 19 Закона о защите прав потребителей.
Вы можете потребовать частичного или полного возврата средств, обмена товара, компенсации расходов на самостоятельный ремонт или ремонт, проведённый сервисным центром.
Однако, если сломался технически сложный товар, а экспертиза выявит, что дефект не является существенным, вам предложат только ремонт.
Срок устранения недостатков определяется самостоятельно и указывается в претензии. Он не должен превышать 45 дней. Замена некачественного товара должна быть произведена в течение 7 дней, а если требуется дополнительная проверка качества, то срок увеличивается до 20 дней.
Деньги за товар (частично или полностью), расходы на самостоятельный ремонт или возмещение убытков, связанных с использованием бракованного изделия, должны быть возвращены вам не позднее чем через 10 дней с даты предъявления претензии.
4. С даты приобретения прошло больше 2 лет.
Если вы обнаружили существенные недостатки в товаре, у вас есть право вернуть его для гарантийного ремонта.
Вы можете сдать изделие в течение всего срока его службы. Если срок службы не установлен, то у вас есть 10 лет с момента покупки, чтобы вернуть товар.
Обычно срок службы устанавливают для товаров длительного пользования. Таким образом, производитель гарантирует, что товар будет работать без существенных дефектов в течение этого времени.
Условия для возврата товара после двух лет:
- недостаток нельзя устранить;
- невозможность устранения подтверждается заключением эксперта;
- дорогостоящий ремонт, когда стоимость устранения дефектов приближается к цене товара или польза от ремонта неравноценна;
- долгий ремонт, когда сроки на устранение недостатков нарушены;
- неоднократное возникновение дефекта, когда различные недостатки проявляются очень часто, не давая возможности эксплуатировать вещь 30 дней и более в течение года;
- возвращение недостатков, когда та же проблема возвращается вновь.
По общим правилам, срок службы товара исчисляется с момента его приобретения. Однако для сезонных изделий он начинает течь с даты наступления соответствующего сезона. Например, если вы купили весенние сапоги в январе, то срок службы начнёт течь с 1 марта.
Важно помнить, что при обнаружении дефектов после двух лет после покупки необходимо в течение установленного срока подать претензию производителю или импортёру.
5. Возврат технически сложного товара по гарантийному случаю.
Если вы приобрели товар, который входит в перечень технически сложных, утверждённый Постановлением Правительства РФ № 924 от 2011 года, у вас есть право на безусловный возврат средств при отказе от покупки в течение 15 дней.
Однако вернуть такое изделие, если оно не имеет недостатков, невозможно, поскольку оно включено в список невозвратных товаров, утверждённый законодательством.
Если поломка произошла по вашей вине, продавец может отказать в удовлетворении требований. Например, если у вас сломался телефон, а проверка качества показала, что поломка произошла из-за производственного брака, вы имеете право вернуть покупку.
С другой стороны, если вы случайно уронили смартфон и у него треснул экран, то ни вернуть его, ни отремонтировать по гарантии не получится.
Обязанность по проведению экспертизы лежит на продавце. В случае, если результат экспертизы покажет, что в поломке виноваты вы, с вас могут потребовать компенсацию стоимости проверки.
Обратите внимание: вы имеете право провести экспертизу за свой счёт, а затем взыскать возмещение затрат на неё с продавца.
6. Возврат товара в период гарантийного срока: пошаговая инструкция.
Если ваш товар сломался в период гарантийного срока, вы можете предъявить требования продавцу, производителю или импортёру.
Мы, как специалисты в области защиты прав потребителей, рекомендуем придерживаться общепринятого алгоритма действий, чтобы добиться положительного результата.
- Сначала подготовьте претензию. Чтобы избежать ошибок, лучше обратиться к профессионалу за помощью в её составлении.
- Затем соберите необходимые документы: гарантийный талон, чек или другой документ, подтверждающий покупку.
- После этого подайте претензию. Вы можете передать её лично представителю торговой точки или отправить по почте заказным письмом с уведомлением.
- В конце концов, дождитесь ответа. Если он положительный, остаётся только дождаться выполнения ваших требований.
7. Судебная практика.
К сожалению, не все потребители готовы отстаивать свои права. Это неправильно. Более того, судебная практика показывает, что большинство исков от покупателей удовлетворяется судами.
Например, в Самарской области с иском в суд обратилась госпожа Баннова. Она потребовала расторгнуть договор купли-продажи сломанного iPhone, вернуть ей деньги, компенсировать расходы на экспертизу, возместить моральный вред, а также выплатить штраф и неустойку.
Госпожа Баннова пояснила, что купила iPhone, но через полтора года он сломался. В гарантийном ремонте ей отказали, так как на этот товар была установлена гарантия всего 1 год.
По закону, если недостаток был обнаружен после окончания гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента покупки, покупатель имеет право предъявить одно из требований, предусмотренных статьёй 18 Закона о защите прав потребителей.
Экспертиза показала, что поломка произошла из-за заводского брака. Кроме того, выявленный недостаток является неустранимым, поэтому товар подлежит возврату.
Продавец незаконно отказал в гарантийном ремонте, а затем и в удовлетворении претензии о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных средств. В итоге суд удовлетворил требования истца.
8. Частые вопросы.
Кто проводит экспертизу товара, если гарантийный срок возврата истёк?
Если недостаток обнаружен после истечения гарантийного срока, но в течение 10 лет с момента покупки, экспертизу и доказательство производственного брака должен проводить покупатель.
Можно ли вернуть товар надлежащего качества, если на него установлена гарантия?
Возврат качественных товаров регулируется правилами, установленными статьёй 25 Закона о защите прав потребителей. Обмен или возврат денежных средств за качественный товар возможен в течение 14 дней с даты, следующей за днём покупки. Если на момент подачи заявления на обмен товара в наличии нет, вы можете получить деньги.
Можно ли отремонтировать товар по гарантии, если он был куплен в интернет-магазине Ozon?
Да, вы можете отремонтировать товар по гарантии в сервисном центре или оформить возврат продавцу.
9. Заключение эксперта.
В 2024 году каждый покупатель имеет право вернуть товар с гарантией, если он был приобретён некачественным. Сделать это можно в течение гарантийного срока или в течение двух лет с момента покупки. В некоторых случаях возможен возврат средств за покупку и после истечения этого срока.
Продавец имеет право отправить сломанный товар на экспертизу. Вы имеете право присутствовать при её проведении. Если экспертиза покажет, что дефект возник по вашей вине, вам не только откажут в возврате денег, но и могут потребовать возместить расходы на проведение экспертизы.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!