— Ты в своём уме? Хочешь ребёнка без отца оставить?
Мама Алисы кричала так громко, что ей пришлось отодвигать телефон на небольшое расстояние.
— Я решила развестись с Валерой, — сказала Алиса, спокойно доедая свой торт с вишней.
— Как это так решила? У вас ребёнок. Что тебе не хватает? Не бьёт, не гуляет, деньги в дом приносит.
Мама Люба не понимала, как можно просто захотеть и развестись. Всё есть для счастья. Квартира, машина, ребёнок, муж работящий. Она ведь прожила всю жизнь с мужем, хоть и алкоголиком и никогда о разводе мыслей не было. Жили себе и жили. Тянула всё на себе, терпела, работала, двоих детей воспитала. Некогда было о разводах думать!
"Зато мужик есть под боком" — часто приговаривала мама Люба.
— Стыдно разводиться! Люди что скажут? — говорила она. — Выбрала мужика и живи с ним, радуйся. А то будешь одна с ребёнком, пальцем все паказывать станут.
— Мам, никто так не делает уже. Все всё понимают. Сейчас много кто разводиться и ничего, живут как-то.
— Вот именно! Как-то!
Мама Люба больше всего боялась одиночества, поэтому терпела под боком то что есть. Зато приговаривала всем. "Мы с Серёгой сорок лет уже вместе! Где наша медаль за отвагу и долг перед отечеством?"
— Я с твоим отцом сорок лет прожила душа в душу, — говорила мама. — Не просто конечно было. Он и поколачивал меня раньше, в компании влазил, долги были. Пережили, через всё прошли. Что бы там ни было, не уходила от него. Семью беречь нужно! Ради детей и жила с ним.
— Зачем? — спросила Алиса.
— Как это зачем, — удивилась мама Люба.
— Вот а зачем ты жила с ним ради детей? Ждала, что мы с Аней спасибо тебе скажем? — продолжила Алиса. — Спасибо за то, что мы видели ваши ссоры, скандалы и ругань. Спасибо, что мы видели вечно пьяного и злого отца и прятались от него у бабушки.
— Ну зато у нас семья была полноценная, вы ни в чём не нуждались. Если бы развелась, было бы ещё хуже. Ты не понимаешь какое время тогда было тяжёлое!
Алиса не смогла сдержать смех.
— Полноценная семья? Ни в чём не нуждались? Ты серьёзно мне хочешь сказать, что мы все были счастливы? — говорила Алиса. — Что дал нам отец кроме страшных воспоминаний? Может он с нами разговаривал, играл, гулял? А может заботился и воспитывал? Мы по твоему видели образцовую модель семьи?
— У вас был отец и это главное! Родной отец. Не такой как хотелось бы, но тут уж какой есть.
— Ты говоришь страшные вещи. Ты его любила вообще?
— Ну раз жила с ним столько лет, наверное любила!
— Привычка это и страх одиночества. Не более.
— Ну конечно! — дрожащим голосом ответила мать. — Теперь мама во всё виновата. Вы выросли хорошими людьми, добились всего, значит я всё сделала правильно.
— Это не стоило таких жертв, мама. Ты должна была позаботится о себе в первую очередь и тогда бы и твои дети тоже были счастливы.
— Спасибо доча за слова благодарности!
— Мам, ты не понимаешь, — успокаивала Алиса. — Ты молодец, всё сделала для нас. Просто жалко тебя, горбатилась на двух работах с двумя детьми. Запустила себя, терпела мужа-алкоголика, страдала.
— Хорошо. Серёга мой вот такой, а Валера что? Он же вроде не пьёт, работает, любит вас.
Алиса тяжело вздохнула. Как объяснить маме, что выбор мужчины сейчас более осознанный. Для неё ведь если не алкаш, то уже хороший мужик, но ведь всё намного сложнее.
— Мам, а что на Валере свет клином сошёлся? — сказала Алиса. — Он с нами время не проводит, внимание не уделяет. Денег мало зарабатывает. По дому не помогает, я всё сама. Ребёнок, работа, дом. Всё на мне. В садик тоже ребёнка я вожу, он не знает даже куда идти. Он безразличный тюфяк, я не чувствую рядом с ним себя женщиной.
— Зачем же ты за него замуж выходила и ребёнка рожала?
— Глупая была. Семью хотела, — усмехнулась Алиса. — Только мои представления о семье немного разошлись с реальностью. Семья это, где оба работают над отношениями, вместе что-то делают, заботятся, любят.
— А как же Ванечка? Как он без папки? — говорила мама Люба. — Нельзя же только о себе думать. А если мужика чужого в дом приведёшь, как же он будет с ним уживаться? Запомни, чужой мужчина никогда ребёнка как своего не полюбит.
— Мамочка, что-то я не вижу большой любви к дочери от родного ей отца. Он даже к ней не подходит бывает. Приходит после работы и сразу спать. Не спросит как дела, не поиграет.
Спор продолжался довольно долго. Мама Люба старалась донести важность присутствия в жизни родного отца, а Алиса напротив убеждала маму в обратном. Про развод она думала долго и менять своего решения не собиралась.
Через пару месяцев Алиса развелась со своим Валерой. Выгнала его из своей квартиры и выдохнула спокойно. Ванюше всё объяснила как есть, что папа и мама не могут больше вместе жить и что лучше им пожить отдельно. Пятилетний мальчик быстро всё понял и уже через недельку даже не плакал, вспоминая о папе. Валера тем временем сына не навещал, лишь только интересовался у Алисы, всё ли он забрал или что-то оставил.
Алиса училась жить и справляться со всем сама. Впрочем как и раньше, только без разбросанных носков по квартире. Денег на еду стали тратить меньше, экономили. Позже Алиса нашла подработку из дома и всё наладилось. Валера платил алименты, хоть и небольшие, но их хватало, чтобы оплачивать коммунальные платежи. Дома было убрано, чисто, вкусно, а главное никаких ссор и ругани.
Не смотря на указы мамы, жить без мужика тоже можно было. Как женщина от этого, Алиса существовать не перестала. Принимала ухаживания от мужчин, ходила иногда на свидания. Не планировала ничего серьёзного, просто жила себе в удовольствие и поднимала себе самооценку.
Один из мужчин был особо настойчивым. Они вместе работали. Олег был обаятельным, внимательным и обеспеченным мужчиной. Женат не был, детей нет. Строил дачу за городом и недавно купил себе новую машину. Сразил её своим умением готовить.
Отношения стали развиваться стремительно. Его не пугало наличие у Алисы сына, наоборот он проявил себя максимально внимательно к нему и бережно. Дарил подарки, ходил с ним гулять и очень много беседовал. Читал книжки, учил его считать и рисовать машину. Родной же отец Валера интереса к родному ребёнку не проявлял вообще. Говорил постоянно что-то про категорическую нехватку времени. Алиса понимала, что это конечно же всё отговорки и сына ему сама не навязывала.
Когда Алиса решила рассказать маме про своего кавалера, та начала свою привычную в её манере лекцию.
— Ты привела в дом какого-то мужика? Ты нормальная? — сказала мама.
— Мама, это ни какой-то мужик. Он мой жених. Он сделал мне предложение и живём вместе уже два месяца. Всё хорошо.
— Два месяца? Почему ты не говорила мне об этом? Только выгнала Валеру и уже другого притащила. Он к нему привыкнет, ты потом его тоже выгонишь?
— Надеюсь не выгоню. Мам, он хороший!
— Про Валеру ты также говорила. Отчим никогда чужого ребёнка не полюбит! Слышишь?
— Слышу мам, — смиренно отвечала Алиса.
Алиса переживала конечно как к новому мужчине отнесётся сын, какие у них будут отношения и вообще серьёзно ли это всё. Не хотелось вновь травмировать ребёнка. Но с Олегом у них всё было хорошо. Он понимал всю ситуацию и отнесся ответственно к своему выбору.
Многие отговаривали, предостерегали, давали советы, но Алиса никого не слушала.
— Как можно незнакомого мужика в дом привести? Сколько случаев в новостях показывают, это ужас. Как ты не боишься? — говорили подруги.
Алиса прислушивалась к себе и смотрела на поступки. Отношение Олега к ней и к ребёнку было потрясающим. Валера никогда не был таким внимательным и заботливым, по сравнению с ним.
Назло всем завистникам и сплетникам, Олег стал таким близким для их семьи, таким родным. Алиса вышла за него замуж, а Ванюша вскоре стал называть его папа. Он проводил с ним время, возил на кружки, забирал со школы. Воспитывал, принимал участие во всём, как настоящий отец. Родной же в то время даже не появлялся и совсем забыл о существовании у него сына.
Он любил Алису и баловал. Относился к ней как к принцессе, заботился, буквально носил на руках. В свои сорок лет, он осознано подошёл к построению семьи, о которой так долго мечтал. Ванюшу любил как своего и называл его сын. Научил в футбол играть, брал его с собой на рыбалку, ходил в поход, играл с ним в приставку. Ванюша делился с ним секретами и советовался. Только ему рассказал о первой своей симпатии к девочке и о первых проблемах в школе.
Родной отец напоминал о себе только в праздники. Их редкие встречи были скучными и недолгими. Чаще он просто дарил подарок и уходил. Ванюша не хотел этих встреч и не видел в них смысла.
— Он твой отец, нельзя так, — сказал однажды Олег. — Какой бы он ни был, он твой биологический папа по крови.
Ване на тот момент уже было тринадцать лет. Он поднял голову и смотрел упрямо на Олега. Удивительно, но со временем они с Олегом стали даже чем-то похожи. Те же манеры, поведение, жесты, фразы.
— Ты мой папа, а не Валера. —сказал уверена Ваня. — Он только биология, ничего общего.
Олег потерял дар речи.
— Спасибо тебе. Ты мой сын и я горжусь этим! Тебе решать кого называть папой, ты прав.
Они были одной семьёй и никто из знакомых даже представить не мог, что Олег не родной отец Ванюши. Они были так дружны и так похожи.
И даже мама Люба со временем признала, что ошибалась и отчим может стать лучим папой для чужого ребёнка. Если он хороший и ответственный человек.