Предсказания с одной стороны дело неблагодарное, но с другой весьма полезно бывает представлять варианты развития той или иной ситуации.
Ситуация, в которую плавно погрузился современный мир называется "обществом потребления" Это обобщённый термин, ибо следует с самого начала сделать оговорку; потребление имеет разные уровни.
. В то время, как одни почти ежегодно меняют автомобили, шторы, гаджеты и прочее, другим едва хватает на миску Доширак.
У одних пять квартир и три дома, а другие живут в хижине из картона, а то и вовсе под открытым небом, если климат позволяет.
Что тут скажешь? Общество развивается неравномерно, что само по себе не ново, а скорее всего закономерно. Но существуют тренды.
В последние лет 50 сформировался устойчивый тренд ориентированный на сверх потребление. Это когда мы потребляем сверх необходимого. Собственно на этом держится современная экономика.
Ещё в середине прошлого века даже жители стран развитого капитализма имели в своём распоряжении гораздо меньше вещей, чем сегодня. Экономический фетишизм набрал скорость распространения в последние десятилетия.
Фетишизм - наделение неких объектов сверх ценностью был открыт европейцами в других культурах, например африканской. Воспринимался изначально как нечто варварское и противопоставлялся культуре модерна, где сверх ценностью является сам человек (субъект) его индивидуальные переживания, личность, опыт.
Однако, вышел парадокс.
Против чего, как говорится, боролись на то и напоролись.
Вскоре интеллектуалы заметили насколько глубоко пронизано фетишем европейское общество.
- Во-первых, чем как не фетишем является статусное потребление?
- Во-вторых, современные люди оказались столь же иррациональны как и представители традиционных обществ. Красивые туфельки и брендовые автомобили вызывают у нас приливы чуть ли не религиозного восторга. За бренд люди готовы платить тройную цену! Хотя вещь с тем же самым функционалом за гораздо меньшую сумму можно приобрести у неизвестного производителя.
- В-третьих, мы привыкаем ассоциировать самих себя с вещами, которыми обладаем. Соответственно, чем больше вещей, тем мы как будто лучше - учит нас культура. А уже культура в свою очередь движет экономикой.
Справедливости ради, стоит отметить: положительную историческую роль повышенный спрос всё-таки сыграл. Появилась масса полезных технических изобретений.
Тренды меняются
Однако, вся предыдущая история показывает нам, что тренды меняются! Да, медленно, даже порой слишком медленно. Нескольким умникам уже всё понятно - идём в тупик, но большинство продолжает движение по инерции. Со временем "умников" становится больше, многие просто копируют новое манеры и в конце концов навык нового поведения закрепляется в обществе - так совершается культурный переход. См Закон сотой обезьяны.
Экономический фетишизм или общество потребления постепенно выгорает. Копятся жирные минусы.
- Огромные мусорные свалки
- Проблемы с экологией
- Неразрешимые противоречия капитализма выражающиеся в войнах. Нет безопасности.
- Упадок образования (что ценнее корочка или истинные знания?)
Параллельно наблюдаются и новые тенденции
Эстетическое потребление
На смену вещам приходит эстетика. Люди привыкают ценить и находить удовольствие в том, чем не обладают.
Первое тому свидетельство огромный интерес к музеям. В музей мы приходим, чтобы посмотреть на вещи, извлечённые из обихода. Мы учимся наблюдать, прислушиваясь к собственным ощущениям.
Меняется и городская инфраструктура, где явно доминирует запрос на красоту пространства. Люди с удовольствием фотографируют красивые парки, статуи, цветы. Сюда же относим и уличные библиотеки, где книги можно читать бесплатно и оставлять для других.
Третий аспект - туризм, который в последние годы набирает бешеную популярность. При чём людей привлекает не пятизвёздочный отель, а взгляд на другую культуру. Это опять же потребность наблюдать не только внешний фон, но и прежде всего самого себя, через познание нового.
Возможно, в будущем нам предстоит пересмотреть отношение к частной собственности, как к юридическому понятию. Пользоваться не обладая вещью, допустим на прокат, вполне можно. Производственные процессы будут более упорядочены и прогнозируемы.
А удовольствие будем черпать из красоты.
Спасибо за внимание!
Ещё статья в тему: Безусловный базовый доход - быть или не быть?