Найти тему
PRACTICAL ELECTRONICS

DC-AC преобразователь бортовой сети автомобиля на таймере 555

Оглавление

Назначение

Продолжая тему о преобразователях напряжения авто, ранее опубликованной на канале, стоит помнить, что повышающие или понижающие схемы для постоянного тока не всегда возможно использовать для некоторой электроники. Иногда необходимы классические 230 VAC с частотой 50 Гц. Такие преобразователи DC-AC сейчас тоже есть в рознице и приобрести их не проблема.

Данная статья посвящена схематехнике простого маломощного преобразователя (до 50 Вт) постоянного напряжения 12 В в переменное 230 В промышленной частоты.

Схема актуальна если есть в наличии подходящий сетевой трансформатор мощностью от 50 Вт с двумя вторичными обмотками по 12 В.

Схема электрическая и принцип работы

Схема электрическая принципиальная DC-AC преобразователя бортовой сети автомобиля на тай-мере 555
Схема электрическая принципиальная DC-AC преобразователя бортовой сети автомобиля на тай-мере 555

Схема реализована на всё тоже на сдвоенном варианте таймера 555LM556. Микросхема эта представляет из себя два отдельных таймера 555 в одном корпусе DIP-14.

Цепь R1R2C1 задаёт выходную частоту (5 вывод) первому таймеру DD1.1. На его выходе действуют прямоугольные импульсы амплитудой от 0 до 12 В и частотой 50 Гц.

Второй элемент таймера DD1.2 инвертирует выход первого таймера. Таким образом когда на выходе 5 DD1.1 высокий уровень, то на выходе 9 DD1.2 – низкий и наоборот, когда на выходе 5 низкий уровень, на выходе 9 – высокий.

Импульсы с выходов таймеров через резисторы R3 и R4 отпирают составные транзисторы VT1 и VT2. Их нагрузкой является два плеча вторичной обмотки трансформатора T1, на среднюю точку которого подано напряжение питания 12 В.

Транзисторы поочерёдно отпираются с частотой 100 Гц. Токи в обмотке трансформатора Т1 на которую нагружены транзисторы имеют противоположную направленность и на выходной обмотке 230 В, при каждом открытии транзисторов наводятся импульсы.

При отпирании VT1 на выходной обмотке импульс относительно нуля положительный, а при открытии VT2 – отрицательный.

В подобных схемах выходное напряжение имеет форму не синусоидальную, как в обычной бытовой сети, а прямоугольную. Но в век импульсных источников питания для электронной аппаратуры это ровным счётом ни как ни сказывается на их работе.

Конструкция

Печатная плата для схемы DC-AC преобразователя бортовой сети автомобиля на таймере 555
Печатная плата для схемы DC-AC преобразователя бортовой сети автомобиля на таймере 555

Печатная плата приведена на рисунке выше. Мощность нагрузки для этой схемы не должна превышать 50 Вт. Транзисторы запаиваются непосредственно на плату и крепятся к теплоотводу площадью не менее 200 см^2.