"Даункантри" (англ. downcountry) действительно можно рассматривать как новый маркетинговый термин, который в основном используется для привлечения внимания к определенному стилю кросс-кантри в велоспорте.
Хотя оба термина в целом относятся к гонкам на велосипеде по пересеченной местности, даункантри обычно подразумевает более экстремальные условия и сложные технические участки, чем традиционная кросс-кантри гонка.
Таким образом, можно сказать, что даункантри является в некотором смысле новым маркетинговым обозначением или подвидом кросс-кантри, который уделяет больше внимания адреналиновым и сложным трассам.
Однако, действительно широкого распространения такие велосипеды пока что не получили, либо модели, соответствующие критериям downcountry, в линейке производителей называются как-то иначе. Например, на сайтах Specialized, Trek, Canyon и Norco этот термин не используется в классификации горных велосипедов, хотя у того же Трека такие модели есть.
Описание термина
Вкратце, велосипеды для downcountry - это легкие рамы в стиле кросс-кантри с увеличенным ходом, более агрессивной геометрией, лучше подходящей для спусков, а также более широкими и зубастыми покрышками.
Что в итоге? Велосипеды, которые будут очень быстро проезжать трассу, но при этом позволят вам активно спускаться по склонам.
Термин "downcountry" был придуман Майком Леви на портале PinkBike три года назад, и представляет собой смесь слов "downhill" и "cross-country". Таким образом получилось довольно удачное описание, для чего предназначены эти велосипеды, и, как следствие, термин, который прижился.
Происхождение велосипедов для катания по downcountry немного неясно. Некоторые говорят, что это связано с гонками по кросс-кантри, где более сложные трассы требовали более техничных и длинноходных велосипедов. Другие говорят, что это происходит от инженеров, внесших небольшие изменения в спортивные велосипеды XC, чтобы сделать их более увлекательными для катания.
Особенности геометрии и комплектации
Поскольку велосипеды для downcountry почти всегда построены на базе кантрийных, то имеет смысл в первую очередь рассматривать эти два класса.
Например если сравнить две модели компании Трек, Top Fuel 9.9 XTR и Supercaliber SLR 9.9 XTR Gen 2, то выяснится, что есть серьезные отличия в угле рулевой колонки, это 65.9° у Fuel, и 67.5° у Supercaliber (1,6 градуса, весьма серьезное отличие!). Соответственно увеличивается и база, 118.4 против 113.8 у кантрийника. Угол подседельной составляет 71.0° у Supercaliber и 69.5° у Fuel. Конечно заметно отличается стендовер - 77.2 против 73.9.
Подобную разницу можно наблюдать и при сравнении кросскантрийной Merida NINETY-SIX RC 10K и Merida NINETY-SIX 9000 для даункантри. Геометрия тех же Мериды и Трека заметно отличается, например угол рулевой у Trek Supercaliber всего на полградуса больше, чем у Merida NINETY-SIX 9000, который Мерида позиционирует как downcountry.
Отсюда следует простой вывод - поскольку обсуждаемый стиль катания является весьма молодым, у разных производителей подход к геометрии может сильно отличаться, и при выборе велосипеда нужно тщательно изучать цифры.
Дроппер, конечно, несколько увеличивает вес велосипеда, однако для downcountry он является практически обязательным атрибутом. Более того, с некоторой натяжкой можно утверждать, что дроппер, установленный на кросс-кантрийный байк позволяет получить то самое downcountry.
Далеко не все компании производят байки для даункантри, например Santa Cruz, Yeti и Ibis в современной действительности мало кому интересны. Рассмотренные ранее Trek и Merida теоретически доступны, но стоят как крыло от самолета. Однако при желании найти соответствующие модели можно.
Кому может подойти
Если сравнить такие велосипеды с классическими кантрийными моделями, то, возможно, их стоит назвать кантрийными велосипедами для тяжеловесов, либо тех, кому нужно больше надежности. Также можно сказать, что это кросс-кантрийный байк для любителей и непрофессиональных спортсменов - он может использоваться для катания ровно по тем же самым кантрийным трассам, однако с большим уровнем комфорта и безопасности, также он интереснее на спусках и на техничных участках. А подъемы не так важны, поскольку речи о спортивных результатах не идет.
По сравнению с трейловыми велосипедами, кантрийник с увеличенным ходом подвески может оказаться достаточным для аккуратных велосипедистов, при этом давая больше возможностей на подъемах.
То есть в целом можно сказать, что появилась просто новая ступень. Когда-то давно были кросс-кантри и фрирайд\скоростной спуск. А потом постепенно добавились промежуточные варианты, такие, например, как трейл, all-mountain, эндуро. И сейчас к ним добавляется еще downcountry, который должен расположиться между кк и трейлом.
Заключение
Важно отметить, что если сравнивать новые велосипеды с кросс-кантрийными, то окажется, что, в лучшем случае, отличия не слишком большие. Например если у вас легкий кантрийный подвес с дроппером и хорошей энергоемкой подвеской, а также более-менее современной геометрией, то его возможности, скорее всего, будут выше, чем у бюджетного подвеса для downcountry.
Если же сейчас вы катаетесь на кросс-кантрийном велосипеде, то при желании его характер можно сильно поменять, получив если и не downcountry, то, по крайней мере, что-то новое. Это может иметь смысл даже если вас полностью устраивает ваш велосипед, просто для разнообразия. Напишите в комментариях если эта тема интересна, расскажу подробнее какие есть варианты.