Продолжу тему, затронутую в предыдущих статьях.
Часть 1 Если кто-то не узнал человека на фото - это некто Байден, один из первых учеников Джуна Ри в США.
Часть 2
Думаю, я никого не шокирую признанием в том, что тогда, в 70х-80х годах мы, за редчайшим исключением, не воспринимали Будо как философский феномен. Вид спорта – с натяжками да. Психический феномен – однозначно. Самооборона, физподготовка, даже где-то военно-патриотическое воспитание (это, конечно, больше для комсомольских структур). Но вот философия, да к тому же «философия успеха через боевые искусства»? Это в то время, когда «успешный предприниматель» звучало даже не как ругательство, а почти как приговор! А предпринимательство в каратэ прямо подпадало под целый ряд статей уголовного кодекса – от незаконного предпринимательства до спекуляции. Я даже не говорю о «мёртвой» (никогда не действовавшей) статье об уголовной ответственности за незаконное преподавание «приёмов спортивного каратэ».
Только через несколько лет, после так называемого «запрета каратэ», когда спортивный аспект стал совершенно неинтересным, пришло понимание того, что боевые искусства – это жизнь. А в жизни всё взаимосвязано. И ОФП, и бизнес, и взаимоотношения, и отношения с государством, и семья, и чего ещё только нет в этом списке! Вообще-то, ещё в 1986 году моя жена Елена, сдавая кандидатский минимум, защитила работу по философии на интересную тему – «Влияние боевых искусств Востока на формирование образа жизни». Эта работа была высоко оценена Владиславом Жановичем Келле (советский и российский философ, специалист в области социальной философии, доктор философских наук, профессор). Забавно - каратэ уже практически пару лет под запретом, но философская мысль не дремлет, признавая за каратэ право быть образом жизни (в том числе и для советских людей!)
Кстати, значительная часть этой работы попала в знаменитую книгу А.Долина и Г.Попова «Кэмпо – традиция воинских искусств» (правда, без ссылки на автора).
В 1987 году Всесоюзный Центр по изучению восточных единоборств при Философском Обществе СССР (первая после «запрета» общественная организация, объединившая тех, кто решил бороться с идиотским запретом) начала подготовку к большой и серьёзной акции – проведению всесоюзного (а по сути международного – участвовали ещё и представители Народной Республики Болгария) симпозиума «ФЕНОМЕН КАРАТЭ-ДО: философские, этико-психологические и юридические аспекты». За красивым почти научным названием в первую очередь было желание максимально громко заявить – каратисты-«подпольщики» это не шпана, не уличные драчуны, не безграмотные любители лёгких денег.
В подготовке и работе симпозиума участвовали доктора наук, преподаватели ВУЗов, научные сотрудники, сотрудники КГБ, МДВ, прокуратуры, психологи, медики, юристы. Мы продемонстрировали властям, что каратисты – люди думающие и весьма компетентные в самых разных областях знаний, а каратэ – не простое спортивное единоборство, коих весьма много, а образ жизни.
Тем не менее, в выступлениях участников, частично опубликованных в сборнике, так и не нашли определения такого феномена как «философия каратэ». Писали о самых разных аспектах – от юридического до исторического, от лечебно-оздоровительного до международного, от чисто технических вопросов до влияния на каратэ буддизма, даосизма, пролетарского интернационализма и диетического питания. О философии Будо, о философии каратэ – ничего. Даже там, где прозвучало слово «философия», речь не шла о какой-то универсальной философской доктрине.
Кстати, сборнику исполнилось СОРОК ПЯТЬ ЛЕТ! За это время он стал библиографической редкостью.
Окончание, часть III
Настоящие знания мы получаем тогда, когда ищем ответ на вопрос, а не тогда, когда получаем ответ.
Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.
Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".
Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих занятия каратэ.