Найти тему

Что есть "философия Будо"? (I)

Как обещал, напишу о том, что каждый из нас может сделать для (или против) каратэ. Статья будет большая, поэтому разобью её на две-три части.

По моему глубокому убеждению, боевые искусства как таковые какой-то философии не имеют. Ну не считать же философией «Ikken Hissatsu» или «Karate ni sente nashi». Убогая какая-то философия получается. Я уверен, что «философия Будо» это та система взглядов, которой придерживается Учитель, глава Школы. А вовсе не всё Будо-сообщество, где всегда будут сталкиваться различные философские взгляды, философские течения. Кстати, чаще всего именно философские взгляды создателя или руководителя школы (стиля) изложены в Додзё-кун («Правила Додзё»).

Итак, поскольку начал я эту статью с цитаты из выступления президента США, продолжу тему с упоминания об «отце американского каратэ» Джуне Ри (이준구, Jhoon Gu Rhee).

Этот американец корейского происхождения впервые поставил в США занятия боевыми искусствами на поток и на коммерческую основу, он считается другом и учителем (в определённой степени) Брюса Ли, Мухаммеда Али, Арнольда Шварцнеггера. Он стал первым миллионером среди учителей боевых искусств, открыл крупнейшую сеть школ «корейского каратэ» в США, обучал членов конгресса США, встречался с Горбачёвым.

В 1965 году он открыл «Клуб Джун Ри Таеквондо» при Конгрессе США, в котором за почти 50 лет занимались более 350-ти членов Конгресса. Около 20 конгрессменов получили черные пояса из рук Джуна Ри. Кстати, одним из первых учеников был нынешний президент США Джо Байден. Но главное – он создал собственную «философию успеха через практику боевых искусств».

В июле 1989 года две команды из Советского Союза впервые выехали на турнир по таэквон-до (ИТФ) в Пхеньян. Сразу после этого в Москву зачастили представители ВТФ, которые очень активно начали внедрять свой вариант таэквон-до в СССР в противовес Северной Корее. Но оказалось, что есть и другие организации ткд в мире. Конечно же, «каждый кулик своё болото хвалил», и не только в таэквон-до. То же самое было в каратэ, в ушу, в айкидо и т.п. Причём, к сожалению, эта конкуренция далеко не всегда соответствовала принципу «fair play». Конечно, были вполне честные и достойные способы - кто-то финансировал поездки инструкторов для обучения в свою федерацию, кто-то присылал экипировку в свои секции, приезжали бесплатно инструктора высокого уровня и т.п.

Но были и другие примеры - в ход шли и клевета, и коррупционные схемы, и административный ресурс. На одного из руководителей международной федерации посольство его страны отправило письмо, что он психически болен. Другой руководитель федерации обвинил конкурента в подкупе членов МОКа. Ещё двое судились в международных судах по поводу прав на название своих организаций.

В этой «мутной воде» Госкомспорт и наши федерации должны были разобраться – это было одной из главных задач наших организаций (Госкомспорт – государственная структура, наши федерации – общественно-государственные организации).

В конце лета 1989 года в Госкомспорт СССР были приглашены представители Советской Ассоциации восточных единоборств (И.Гульев), Федерации боевых искусств СССР (А.Подщеколдин и М.Стёпин), Федерации таэквон-до СССР (И.Соколов). Оказалось, что в СССР впервые приехал американец корейского происхождения Джун Ри, который уже успел (ох уж эта перестройка) встретиться с Горбачёвым и Лукьяновым, Во время встречи Джун Ри смог рассказать руководителям СССР о том, что в Вашингтоне у него занимаются конгрессмены США. Говорили, что с просьбой принять Джуна Ри к Горбачёву обратился лично президент США Буш, с которым Джун Ри, якобы, был «на короткой ноге».

Естественно, Джуна Ри приняли и в Госкомспорте. Встреча проходила в кабинете заместителя председателя Госкомспорта СССР олимпийского чемпиона Колесова Анатолия Ивановича. Кроме уже названных руководителей союзных федераций, со стороны Госкомспорта участвовали сам А.Колесов, начальник Управления спортивных единоборств (и по совместительству исполнительный директор ФБИ СССР) Ю.Алексеенко, сотрудники международного и правового отдела Госкомспорта.

Встреча продолжалась часа полтора. После формальностей, Джун Ри получил возможность рассказать о своей организации, и, главное, о своей концепции влияния боевых искусств на человечество.

Коротко (совсем не на полтора часа!) об этой философской концепции.

Итак, как стать счастливым и успешным? Вот этот Путь:

Я занимаюсь боевыми искусствами.
Боевые искусства – для умных.
Я умный потому, что каждый день узнаю что-то новое и полезное.
Я познаю истину, поэтому я не делаю умышленных ошибок.
Я не делаю ошибок, поэтому всегда нравлюсь себе.
Я всегда действую для того, чтобы реализовать своё дело.
Я счастлив тем, что я есть и всегда хочу быть счастливым.

И ещё:

Я честен перед боевыми искусствами.
Я делаю всё, чтобы мои ученики следовали по верному Пути.
Я всегда стремлюсь сделать моих учеников лучше.
Делая своих учеников лучше, я делаю лучше боевые искусства.
Делая боевые искусства лучше, я делаю мир лучше.

Вот эта речь повторялась без остановки раз 10. Уже на третий раз все присутствующие явно вспомнили встречу Остапа Бендера с индийским философом:

«…только после того, как Остап успокоил переводчика, а переводчик философа, напряжение прошло и началась беседа.
– Прежде чем ответить на ваш вопрос о смысле жизни, – сказал переводчик, – учитель желает сказать несколько слов о народном образовании в Индии.
– Передайте учителю, – сообщил Остап, – что проблема народного образования волнует меня с детства.

Философ закрыл глаза и принялся неторопливо говорить. Первый час он говорил по-английски, а второй час – по-бенгальски. Иногда он начинал петь тихим приятным голосом, а один раз даже встал и, приподняв рясу, сделал несколько танцевальных движений, изображавших, как видно, игры школьников в Пенджабе. Затем он сел и снова закрыл глаза, а Остап долго слушал перевод. Сперва Остап вежливо кивал головой, потом сонно смотрел в окно и, наконец, начал развлекаться – перебирал в кармане мелочь, любовался перстнем и даже довольно явственно подмигнул хорошенькой стенографистке, после чего она еще быстрее зачиркала карандашом.

– А как все-таки будет со смыслом жизни? – спросил миллионер, улучив минуту.
– Учитель желает прежде, – объяснил переводчик, – познакомить пришельца с обширными материалами, которые он собрал при ознакомлении с постановкой дела народного образования в СССР.
– Передайте его благородию, – ответил Остап, – что пришелец не возражает.

И машина снова пришла в движение. Учитель говорил, пел пионерские песни, показывал стенгазету, которую ему поднесли дети сто сорок шестой трудовой школы, и один раз даже всплакнул. Переводчики бубнили в два голоса, стенографистка писала, а Остап рассеянно чистил ногти.

Наконец Остап громко закашлял.
– Знаете, – сказал он, – переводить больше не нужно. Я стал как-то понимать по-бенгальски. Вот когда будет насчет смысла жизни, тогда и переведите.»

В общем, тема улучшения народонаселения нашей великой державы, как это видел грандмастер Джун Ри, почему-то не заинтересовала никого из присутствующих. Уже минут через 5 после начала сольного выступления грандмастера, народ начал уходить. Сначала кто-то попросился «по делам», потом просто с очумевшим видом кто-то «отошёл», переводчику сказали, что дальше можно не переводить. К концу встречи в кабинете осталось трое или четверо. Выпили чая, пришли в себя, попрощались.

Честно скажу, мы тогда, в конце 80-х, явно не воспринимали Будо как философский феномен. Вид спорта – с натяжками да. Психологический феномен – однозначно. Самооборона, физподготовка, даже где-то военно-патриотическое воспитание (это, конечно, больше для комсомольских структур). Но вот философия, да к тому же «философия успеха через боевые искусства»?

Только через несколько лет, когда спортивный аспект стал совершенно неинтересным, пришло понимание того, что боевые искусства – это жизнь. А в жизни всё взаимосвязано.

Продолжение, часть II

Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.

Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан".

Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих заниматься каратэ.