Возведенный согласно летописным источникам в 1045–1050 годах Новгородский собор Святой Софии Премудрости Божией является древнейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории современной России.
Фресковая роспись внутри собора начала формироваться спустя полвека по завершении строительства и сегодня практически полностью утрачена. Фрагменты древних фресок можно увидеть в барабане центрального купола, на световых арках между алтарной апсидой и жертвенником/диаконником, в Мартирьевской паперти (примеры в галерее).
Однако помимо фресковой живописи стены собора хранят многочисленные эпиграфические свидетельства истории средневекового Новгорода. Обнаруженные надписи-граффити 11–14 веков были процарапаны по первоначальной цемяночной обмазке кладки или на поверхности уцелевших древних фресок.
Среди Софийских граффити найдены автограф иконописца Стефана, расписывавшего собор в начале 12 века, многочисленные молитвенные просьбы, начинающиеся со слов "Господи, помоги / спаси" и содержащие имена поминаемых, разнообразные изображения крестов, зарисовки людей, животных и др.
Большая часть граффити была обнаружена ниже уровня современного пола во время археологических раскопок или на стенах лестничной башни.
Примеры граффити с вырезанными крестами в галерее:
Сведения об открытии древних надписей появились в конце 19 века во время масштабной реставрации Святой Софии под руководством В.В. Суслова. К сожалению, ввиду сжатых сроков, отведенных на ремонт собора, и несогласованности действий реставраторов с Археологической комиссией многие граффити удалось сохранить лишь в прорисях, на фотографиях или в виде отпечатков-клише, выполненных В.В. Сусловым и И.А. Шляпкиным.
Первые 50 граффити были опубликованы В.Н. Щепкиным в 1902 году и позднее вошли в книгу А.А. Медынцевой (1978), проанализировавшей в общей сложности 253 надписи. Еще 13 граффити, найденные во время раскопок Вл.В. Седова в 1999 году, были прочитаны Т.В. Рождественской (2004). Всего, согласно сведениям А.А. Гиппиуса и С.М. Михеева (2021), на сегодняшний день обнаружено более 900 древних граффити – от многих из них сохранились лишь отдельные буквы, что, однако, не уменьшает их ценности как палеографического источника.
Поэтическое переложение великопостного тропаря
Среди найденных граффити с молитвенными обращениями к Господу и святым отдельный интерес вызывает надпись в Мартирьевской паперти, образованная развернутым вопросительным предложением, адресованным к душе автора.
Надпись в прочтении, выверенном А.А. Гиппиусом и С.М. Михеевым, приводится со следующими условными обозначениями:
[ ] не полностью сохранившиеся буквы, восстанавливаемые неоднозначно,
( ) чистые конъектуры – буквы, утраченные в оригинале,
{ } буквы, написанные по ошибке или не вычеркнутые после внесения исправлений,
- утраченная буква или буква, остатки которой не позволяют сделать выбор между возможными вариантами прочтения (количество дефисов соответствует вероятному количеству таких букв),
… неизвестное количество непрочитанных букв,
⸗ место переноса.
1. (…)М(…)
2. И ПА[К]- ТИ РЕКОУ О ДУШЕ МОѦ
3. ЧЕМОУ ЛЕЖИШИ
4. ЧЕМОУ НЕ ВОСТА⸗
5. НЕШИ ЧЕМОУ НЕ
6. МОЛИШИСѦ ГОСПОДОУ СВОЕМОУ
7. ДЬНЬ {ВИ[Д]ОУЧ} ЗЪЛО ВИ[ДО](У)[Ч](И)
8. А ДОБРА Н(Е) В[И]⸗
9. ДОУЧИ ЧОУ⸗
10. ЖЕМОУ ДОБРО
11. ЗАВИДОУЧИ А
12. САМА ДОБР(А) НЕ
13. ТВОРѦЧИ
Перевод:
"И снова скажу тебе, о душа моя: почему лежишь, почему не встаешь, почему не молишься Господу своему день (и ночь); зло видя, а добра не видя, чужому добру завидуя, а сама добра не творя?" (Граффити из Мартирьевской паперти, 12 век).
Благодаря ритмическому троекратному повторению вопроса "ЧЕМОУ" в первой части фразы и грамматической рифме "ВИ[ДО](У)[Ч](И) ... Н(Е) В[И]⸗ДОУЧИ ... ЗАВИДОУЧИ" во второй части представленный текст обретает особенное поэтическое строение. Очевидно, автор граффити был хорошо знаком с гимнографическим церковным творчеством и создал собственный парафраз покаянного кондака Романа Сладкопевца:
"Душе моя, душе моя, востани, что спиши; конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй" (Роман Сладкопевец, 6 век, кондак Великого канона Андрея Критского).
Кроме того в тексте можно проследить аллюзию к тропарю из Псалтири:
"Душе моя, что нерадиво живеши ленящися? Что не печешися о злых, ихже содеяла еси в житии? Потщися исправитися прежде даже дверь не заключит тебе Господь" (Псалтирь, тропарь 1 гласа по 16-й кафисме).
Языческий заговор
Есть на северной стене Мартирьевской паперти и еще одно необычное граффити, составленное из нескольких фрагментов.
Первая часть граффити представляет единый текст, разбитый по середине горизонтальной линией и старательно построчно перечеркнутый сначала аккуратной чертой, а затем крест на крест.
Прочтение надписи:
1. (- -)-Н- -(-)ДИТЕ ПИ⸗
2. РО[ГЕ В]О ПЕЧИ
3.ГРИДЬБА ВЪ
4. КОРАБЛИ
____________________
5. ПЕЛЕП[Е]ЛЪКА
6. ПАР[И] (В)[О] ДОУБРО⸗
7. ВЕ ПОСТ(АВИ) КА⸗
8. ШОУ ПО(СТ)АВИ ПИ⸗
9. РОГ[Е] ТОУ И[Д]И
____________________
Перевод:
"... пироги в печи, гридьба (собирательное от "гридь" – княжеская дружина) в корабли.
____________________
Перепелка парит в дубраве, поставила кашу, поставила пироги, туда иди".
Ниже расположены две другие надписи, оставленные кем-то из служителей или прихожан собора, зачеркнувшим первое граффити:
ОУСОХНИТЕ
ТИ РОУКИ
(Да усохнут твои руки!)
И правее внизу:
ОХЪ
ДШЕ
ГРѣ
Ш
(Ох, душа греш(ная)).
По предположению А.А. Медынцевой начальная надпись является чем-то вроде детской песенки-считалки – наподобие фольклорной сороки-белобоки:
"Сорока-белобока кашу варила, на порог скакала, гостей созывала",
– и была перечеркнута ввиду своего нецерковного содержания.
Однако современные исследователи видят более глубокие корни неприятия этого текста. Развивая наблюдения Т.В. Рождественской (1991), В.Я. Петрухин (2015) рассматривает зачеркнутое граффити в качестве языческого заговора, направленного на упокоение души усопшей невесты в загробном мире. В подтверждение данной мысли автор приводит следующие аргументы:
- "Птица" – в граффити перепелка – является устойчивым фольклорным образом души.
- "Перепелка, парящая в дубраве" – говорит о намеренном помещении полевой птицы в чуждую для нее среду (лес) и символизирует обряд перехода – в случае свадьбы в другую семью, при смерти – в иной мир. Известно также культовое запекание фигурки перепелки (тетерки) в печи в доме жениха с целью "перепекания" личности невесты для новой жизни.
- На это же намекают и фрагменты "пироги в печи ... поставила кашу, поставила пироги" – каша и пироги были традиционными кушаньями, которые подавались у восточных славян как на свадебных застольях, так и на поминках.
- "Гридьба (княжеская дружина) в корабли" – при описании мести княгини Ольги за смерть мужа в "Повести временных лет" упоминаются погребенные ею заживо древлянские сваты (сами древляне именуют их дружиной), хитростью усаженные княгиней в ладью и закопанные в яме. В целом захоронение воинов в кораблях вместо гробов являлось распространенным скандинавским обычаем.
- "Туда иди" – таким образом, Петрухин связывает текст Софийского граффити с похоронным обрядом перехода, когда душа умершей невесты (перепелки) выпроваживается вместе с ее свадебной дружиной (гридьбой) из мира живых. Обещание пира и веселья (каша и пироги) – характерный элемент заговоров, отсылающих нечистую силу в потусторонний мир.
Нанесенный на церковной стене текст языческого заговора, очевидно, был расценен как кощунство, а потому данное граффити оказалось старательно перечеркнутым с последующим заклятием его автора: "Да усохнут твои руки!", "Ох, душа грешная".
__________
Сегодня посещение Мартирьевской паперти и лестничной башни является недоступным для обычных туристов или паломников. Однако, если вы дочитали до этого места, хочу поделиться одним "лайфхаком": есть в Софийском соборе библиотека, записаться в которую может любой желающий. Расположена библиотека на хорах, и чтобы попасть в нее необходимо подняться по лестничной башне; а значит, волей-неволей, идя по лестнице, вы увидите все сохранившиеся там граффити, которые с недавних пор оборудованы архитектурной подсветкой.
Так что читайте библиотечные книги, любуйтесь красотами Софийского собора и, конечно, заходите снова на канал!
__________
Спасибо за прочтение.
Все статьи, посвященные Новгородскому Софийскому собору и его святыням, можно найти в подборке.
__________
Источники: