Найти тему
Закреплено автором
Новгородская Русь
Добро пожаловать в Великий Новгород, или Посторонним вход НЕ воспрещен!
895 · 2 года назад
Этимология и онтология термина «дизайн»
Хотя выделение отрасли дизайна в самостоятельную профессиональную сферу произошло лишь в середине 19 века в связи с развитием индустрии и промышленного производства, в широком смысле дизайн является одним из древнейших видов деятельности человека – наравне с искусством, строительством, инженерным и проектным делом. Некоторые исследователи полагают, что первым дизайнером в современном значении слова был Леонардо да Винчи как художник, изобретатель и гениальный проектировщик, сумевший совместить в своих работах красоту с новаторством и практической значимостью...
1 месяц назад
Десакрализация библейских образов в медиакультуре: обзор современной рекламы
Основная цель данного канала – рассказ об архитектуре, искусстве и культуре Великого Новгорода. Однако увиденные мною за последнее время несколько рекламных постеров, размещенных в городе, навели на размышления о современной медиакультуре в целом. В этой статье попробуем разобраться Влияние религиозного искусства на развитие мировой культуры настолько глубоко, что без знания библейских кодов человек сегодня не сможет понять тонкости образов классической литературы, аллюзий музыкальных произведений,...
1 месяц назад
"Видение пономаря Тарасия" как образ-напоминание в новгородском искусстве 16‒17 веков
От создания мира человек, наделенный свободой воли, оказался перед выбором: быть с Богом или без Него. История показывает, что если от Бога отпадают не отдельные люди, а целая нация, то рано или поздно такой народ бывает наказан и, если все же не внемлет предостережениям, подлежит истреблению. Подобные уроки долго хранятся в народной памяти, передаваясь через художественные и литературные источники для назидания потомков. Этому учат библейские сказания о древних иудеях, неоднократно преследуемых Богом за отступничество...
4 месяца назад
Из истории "сдвоенных" церквей – возрождение храмового ансамбля святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца в Великом Новгороде
Расположенный на пересечении Знаменской и Никольской улиц (ул. Никольская, 34) – в древности между улицами Нутной и Бардовой – храм святого апостола Филиппа и Николая Чудотворца является одним из самых необычных новгородских памятников архитектуры начала 16 века. Сегодня это единственный уцелевший пример "сдвоенных" церквей, каждая из которых, несмотря на внешнее единство, изначально была самостоятельной юридической единицей с собственными прихожанами, священнослужителями и земельными угодьями....
225 читали · 5 месяцев назад
Обзор средневековых граффити Новгородского Софийского собора: как текст языческого заговора оказался на стенах православного храма
Возведенный согласно летописным источникам в 1045–1050 годах Новгородский собор Святой Софии Премудрости Божией является древнейшим сохранившимся древнерусским храмом на территории современной России. Фресковая роспись внутри собора начала формироваться спустя полвека по завершении строительства и сегодня практически полностью утрачена. Фрагменты древних фресок можно увидеть в барабане центрального купола, на световых арках между алтарной апсидой и жертвенником/диаконником, в Мартирьевской паперти (примеры в галерее)...
1862 читали · 8 месяцев назад
Церковное искусство как "Библия для неграмотных": о чем повествуют настенные росписи и врата Святой Софии Новгородской
Традиционно в Византии, а затем и на Руси, христианские соборы расписывались фресками или украшались мозаиками, повествующими библейскую историю и провозглашающими вероучительные догматы; в западноевропейской культуре наравне с живописью получило развитие использование скульптурных композиций. Ввиду редкости и дороговизны книг, а также низкого уровня грамотности среди населения церковное искусство выполняло не только эстетическую функцию, но и выступало "Библией для неграмотных", помогая каждому...
128 читали · 9 месяцев назад
Остромирово Евангелие: древнейшая русская книга родом из Новгородского Софийского собора
Напрестольное Евангелие Новгородского собора Святой Софии, известное как Остромирово, является древнейшей из сохранившихся восточнославянских иллюстрированных рукописных книг 11 столетия, написанных на пергаменте (специально обработанной, тончайшей телячьей коже). Книга была создана тремя писцами, имя одного из которых – диакон Григорий – увековечено в оставленном им послесловии. Заказчиком памятника выступил новгородский посадник Остромир (в крещении Иосиф), приходившийся родственником князю Ярославу Мудрому...
726 читали · 9 месяцев назад
Новгородский Алексеевский крест в Софийском соборе: типология формы, разбор композиций, датировка памятника
Отличительной чертой Новгородского храмового искусства конца 13–17 веков является украшение фасадов церквей каменными закладными крестами, а также настенными крестами, выполненными из кирпича (расцвет данной традиции пришелся на 14–15 века). Такие кресты создавались не только при строительстве новых храмов – для освящения места, с просьбой о божественном благословении на задуманное благое дело – но и добавлялись к уже существующим постройкам. Несмотря на декоративное многообразие форм закладных...
495 читали · 11 месяцев назад
Из истории 12 боевых башен Новгородского Детинца. Часть 10. Владимирская башня с фреской Николая Чудотворца
Существующая ныне Владимирская башня была возведена в северо-восточной части Новгородского Кремля в конце 15 века на фундаментах постройки начала 15 столетия. Свое название башня получила от надвратной церкви святого равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси, освященной в 1311 году. К этому времени, по всей вероятности, относится и строительство первой каменной проездной Владимирской башни, соединившей Детинец с Неревским концом.  В середине 15 века сильно обветшавшая церковь святого Владимира возводится заново по старой основе с добавлением 2-этажной трапезной палаты...
117 читали · 11 месяцев назад
Из истории 12 боевых башен Новгородского Детинца. Часть 9. Круглая Федоровская башня
В северной части Новгородского Кремля расположены единственные во всем Детинце круглые башни, возникшие в середине 15 века как часть укрепленного Владычного двора (резиденция новгородских архиепископов). Также как и Митрополичья, Федоровская башня была построена одновременно с Митрополичьими палатами, которые изначально имели связь с обеими башнями и примыкающими крепостными стенами, заменившими палатам западный фасад (руины Митрополичьих палат законсервированы в 1950-х и повторно в 1970-х годах, последняя реставрация пришлась на 2022 год)...
152 читали · 1 год назад
Из истории 12 боевых башен Новгородского Детинца. Часть 8. Круглая Митрополичья башня
За всю многовековую историю Новгородского Детинца лишь две крепостные башни – Митрополичья и Федоровская – были построены круглыми, а не прямоугольными в плане. Данная архитектурная особенность, выделяющая их из прочего ансамбля, стала следствием сооружения обеих башен как части Владычного двора в середине 15 века. В этот период глобально перестраивается весь северо-западный участок Детинца одновременно с возведением Митрополичьих палат, западный фасад которым заменила кремлевская стена. Название...
1 год назад
Из истории 12 башен Новгородского Детинца. Часть 7. Путь боевой Златоустовской башни: от Темнишной до Музейной
Справа от Воскресенской арки, ведущей в Кремль со стороны площади Победы-Софийской, расположена Златоустовская башня. По всей вероятности, первая каменная постройка на этом месте была сооружена в начале 15 века. Существующая сегодня башня – глухая, прямоугольная в плане (10,3х10,3 метра) – появилась в конце 15 столетия при возведении нового Детинца Иваном III "по старой основе". Помимо политических причин, связанных с присоединением Новгорода к Москве, перестройка Кремля также была вызвана коренным переломом в русском фортификационном зодчестве из-за распространения огнестрельного оружия...
101 читали · 1 год назад