Найти в Дзене
Наука и фантастика

Река времен и космизм Петра Фатеева: посмертное признание

Оглавление

О художнике Петре Петровиче Фатееве (1892-1971) я упоминала в связи с трагической историей группы "Амаравелла", разгромленной репрессивной советской машиной в 1930-х годах.

Писала я тут о других участниках этой группы, творчество которых кажется мне особенно интересным (впрочем, сохранились не все работы, и мы многого можем просто не знать).

Однако именно Пётр Фатеев был "мозгом" группы, и после ее разгрома и арестов некоторых участников предпочел "залечь на дно". Много лет он вел замкнутый образ жизни, прикидываясь безобидным обывателем. А картины создавал для себя, в своей прежней манере, выработанной в 1910-х - 1920-х годах под воздействием эстетики Серебряного века и идей русского космизма.

Космические образы проникли в его живопись очень рано, и работы тех лет смотрятся вполне современно.

Петр Фатеев. Другая планета. 1912. Из современного аукционного каталога.
Петр Фатеев. Другая планета. 1912. Из современного аукционного каталога.
Петр Фатеев. Выше звёзд. Из цикла "Заратустра". 1915
Петр Фатеев. Выше звёзд. Из цикла "Заратустра". 1915

До 1965 года о художнике Фатееве никто не вспоминал, кроме редких любителей живописного космизма. Постепенно он начал выходить из подполья, поскольку космосом в те годы увлекались все, и выставки картин Фатеева устраивали организации, связанные отнюдь не с искусством, а с наукой: Институт автоматики и телемеханики, Пулковская обсерватория, редакция журнала "Техника-молодежи", Политехнический музей в Москве.

П. Фатеев в последние годы жизни. Фото из сети
П. Фатеев в последние годы жизни. Фото из сети

Последняя выставка, проходившая 16-30 декабря 1971 года, была данью памяти художнику, ушедшему из жизни 28 августа того же года.

Плакат посмертной выставки Фатеева в Политехническом музее. Фото моё, с выставки в Музее Москвы.
Плакат посмертной выставки Фатеева в Политехническом музее. Фото моё, с выставки в Музее Москвы.

Сейчас картины Фатеева хранятся в музейных коллекциях и иногда всплывают на аукционах, где продаются за солидные деньги, какие самому художнику при его жизни даже не снились.

П. Фатеев. Галактики. 1966
П. Фатеев. Галактики. 1966
П. Фатеев. Светлое небо иной планеты. 1960-е.
П. Фатеев. Светлое небо иной планеты. 1960-е.
П. Фатеев. Звездный город.
П. Фатеев. Звездный город.

Сумрачное иномирье

Предыдущие изображения взяты из сетевых источников, а следующее фото сделано мною - эту картину я видела своими глазами.

П. Фатеев. Далекий мир. 1966. С выставки "Русский космизм" в Русском  музеев СПБ, 2022. Фото моё. Оригинал - в московском Музее космонавтики.
П. Фатеев. Далекий мир. 1966. С выставки "Русский космизм" в Русском музеев СПБ, 2022. Фото моё. Оригинал - в московском Музее космонавтики.

Этот "Далекий мир" чарует и в то же время озадачивает своей мрачностью и некоторой инфернальностью. Мне казалось, я узнаю это место. И, порывшись в памяти, обнаружила одну очень странную гостиницу в Суздале, мимо которой я неоднократно ходила, с разных сторон ее снимала, но остановиться бы в ней не рискнула - и вовсе не потому, что она дорогая.

Судите сами.

Фото из сети, немного мною обесцвеченное.
Фото из сети, немного мною обесцвеченное.

Почему-то своих фотографий я сейчас не нашла - наверное, они на другом жестком диске. Но местечко с инфернальным душком. Отель называется "Река времени", и это откровенная отсылка к знаменитому стихотворению Державина, написанному в 1816 году за три дня до смерти поэта:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы
.

Образы этого великолепного стихотворения - не плод чистой фантазии Гаврилы Романовича. Они вдохновлены популярной тогда гравюрой "Река времени", которая имелась в его кабинете. Она изображала течения всемирной истории человечества (может, и об этом стоит написать, но не сейчас).

Так вот суздальский отель, по крайней мере, извне (внутри не была) преисполнен всевозможной символикой смерти и некрополя. Сумрачный колорит, неприветливые башни, тяжелые ворота и двери, черные решетки, изваяния сов и других "ведьминских" существ, валуны вроде надгробий...

И на картине Фатеева "Далекий мир" можно усмотреть нечто подобное, хотя и без столь отчетливых деталей.

По этому произведению видно, насколько тяжелым грузом легло на его восприятие всё пережитое, начиная с разгрома "Амаравеллы".

А ведь, не будь советская власть столь тупо и неумолимо жестокой по отношению к лучшим умам и талантам нашей страны, Фатеев (как и его сотоварищи по "Амаравелле") могли бы сделаться знаменитыми художниками-фантастами и создать направление, школу или нечто подобное...

Воскрешение памяти

Река времён, однако, иногда не только уносит в забвенье "царства и царей" (некоторым туда и дорога), но и выносит на берег то, что те самые цари пытались уничтожить, поскольку были неспособны ни понять, ни оценить. Рукописи, как известно, не горят, да и картины не всегда столь беззащитны, как кажется.

Про "Амаравеллу" можно почитать в книге Юрия Линника - энтузиаста и собирателя произведений художников этой группы.

Обложка книги Юрия Линника. Петрозаводск, 1995.
Обложка книги Юрия Линника. Петрозаводск, 1995.

В сети есть очерк Линника о группе "Амаравелла", и там воспроизводятся также некоторые работы, в том числе - Петра Фатеева.

П. Фатеев. Музыка сфер. Из очерка Ю. Линника
П. Фатеев. Музыка сфер. Из очерка Ю. Линника