История русского искусства в 20 веке полно трагедий, которых не должно было бы случиться...
Вот кому могла помешать безобидная группа художников, увлекавшихся идеями космизма и находившаяся под влиянием идей Николая Рериха?..
Название "Амаравелла" ("Ростки бессмертия" на санскрите) придумал, собственно, Рерих. В группу, сложившуюся в 1923 году и заявившую о себе в 1924, входили: Александр Павлович Сардан (Баранов) (1901-1974), Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий (1905-1993), Пётр Петрович Фатеев (1892-1971), Сергей Иванович Шиголев (1895-1942?), Виктор Тихонович Черноволенко (1900-1972), Вера Николаевна Пшесецкая (Руна) (1879-1945?). Лидером группы считался Фатеев (на фото он внизу, почти в центре).
Выставка "Амаравеллы" была устроена в 1927 году в рериховском центре Corona Mundi в Нью-Йорке; тогда же был опубликован манифест, один из постулатов которого откровенно связывал творчество художников с идеями русского космизма:
Наше творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных аспектов космоса — в человеческих обликах, в пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира.
Большого успеха выставка не имела; постепенно деятельность группы сворачивалась; в 1929 году состоялась их последняя выставка - и, казалось бы, на этом историю можно было бы закончить. Обычно творческие объединения ярких индивидуальностей не бывают прочными и долговременными, это же не бюрократическая структура вроде Союза художников.
Каждый творец сам по себе - одиночка, тем не менее, ему необходима некая питательная среда, круг друзей и единомышленников, иначе возникает ощущение вакуума. Поэтому в начале пути многие молодые художники, поэты, музыканты объединяются, выступают совместно - а потом идут своим путем. В музыке так было и с "Могучей кучкой", и с французской "Шестеркой", и с "Молодой Францией". Но в тех случаях объединения закончили свою жизнь по естественным причинам.
Гонения
Уже после окончания деятельности "Амаравеллы" ее участники подверглись репрессиям - каждый по отдельности, однако чаша бедствий никого не миновала.
В 1930 году арестовали Веру Пшесецкую; она погибла в сталинских лагерях, и, что для художника гораздо страшнее, оказалось утраченным почти все ее наследие. Чудом сохранилось несколько портретов - в том числе чудесный портрет молодого Александра Сардана.
В 1941 году арестовали и угнали в лагеря Бориса Смирнова-Русецкого. В 1942 был репрессирован и погиб (где и как, неизвестно) Сергей Шиголев. Петр Фатеев ушел в себя, оставшись нонконформистом, но больше не выставлялся и не вел публичной деятельности. Виктор Черноволенко устроился работать на производство - так было безопаснее.
И почти прекратил занятия живописью едва ли не самый яркий и оригинальный художник "Амаравеллы" - Александр Павлович Сардан, которого арестовали в 1930 году, но вскоре выпустили. После пережитого потрясения он сменил специальность - стал режиссером популяризаторских научных фильмов.
Сардан (Баранов) - москвич, с Арбата, имел хорошее музыкальное образование (закончил композиторский факультет Гнесинского училища), в 1920-х годах увлекся живописью и нашел свой собственный неповторимый стиль.
Космизм Сарданова
Космизм Сарданова проникнут музыкальными ритмами и состоит не из четких линий, а из воображаемых энергетических полей. Это своего рода пуантилизм, хотя далеко не абстрактный: за линиями и точками стоят образы и строгая архитектоника.
Листать галерею
Сардан увлекался не только музыкой, но и космосом - читал и научные книги по астрономии, и тогдашнюю фантастику. Вселенная представлялась ему одухотворенной сущностью, полной жизни и открытой для общения с нашим разумом.
Лишь с большим запозданием творчество художников "Амаравеллы", в том числе Александра Сардана, получило должное признание и заняло подобающее место в истории нашего искусства. Жаль, что никто из участников группы не дожил до этой поры, когда о них пишут книги, из работы по крупицам собирают частные коллекционеры и галереи, им посвящают сайты... О группе в целом с воспроизведением важных работ можно почитать, например, в публикациях Юрия Линника, коллекционера и исследователя "Амаравеллы".
--
Наверное, в каком-нибудь фантастическом романе (или рассказе) можно было бы назвать звездолет красивым именем "Амаравелла". Но, поскольку судьбы участников группы складывались драматически, а иногда и совсем трагически, то, может быть, рисковать не стоит. Или же история должна быть тоже без явного хэппи-энда.
В моей космоопере неоднократно упоминаемые звездолеты называются "Солла", "Гайя", "Гране" и "Улисс". Первые два принадлежат прошлому и стали музейными объектами, а "Гране" и "Улисс" благополучно бороздят космические дали.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".