Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Космос" Бориса Смирнова-Русецкого

Картина Б. А. Смирнова-Русецкого. С сайта, посвященного художнику: http://smirnov-rusetsky.ru. Распространяется по свободной лицензии.
Картина Б. А. Смирнова-Русецкого. С сайта, посвященного художнику: http://smirnov-rusetsky.ru. Распространяется по свободной лицензии.

Картины Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого (1905-1993) я увидела в 2022 году на выставке "Русский космизм" в Петербурге и заинтересовалась этим художником.

Смирнов-Русецкий. Следы космической катастрофы. 1981. Фото моё. Оригинал - в Музее космонавтики, Москва (не выставлен в постоянной экспозиции).
Смирнов-Русецкий. Следы космической катастрофы. 1981. Фото моё. Оригинал - в Музее космонавтики, Москва (не выставлен в постоянной экспозиции).

С первого же взгляда очевидна связь с космистами первых десятилетий 20 века, прежде всего, с Николаем Рерихом и Чюрлёнисом. Это верное впечатление. Борис Алексеевич Смирнов (Русецкий - добавление к слишком обычной фамилии, возникшее позднее) действительно был дружен с Рерихом и переписывался с ним после его отъезда, из-за чего угодил в 1941 году в сталинские лагеря. Освободился в 1954 после смерти тирана, был полностью реабилитирован и сумел в уже солидном возрасте защитить в 1962 году кандидатскую диссертацию в Институте металлургии. Работал как "технарь", живопись осталась для души, хотя в юности профессионально обучался изобразительному искусству и дилетантом отнюдь не был. В 1923-29 годах он входил в группу "Амаравелла", название которой придумал Рерих (а судьба художников группы оказалась трагической - наверное, напишу потом и об этом).

Этими обстоятельствами объясняется некоторая "запоздалость" живописного космизма в творчестве Смирнова-Русецкого.

Поэма солнечного дня (триптих). Часть "Полдень". 1976. С сайта, посвященного художнику.
Поэма солнечного дня (триптих). Часть "Полдень". 1976. С сайта, посвященного художнику.

Цикл "Космос" объединяет картины, создававшиеся с 1970-х до начала 1990-х годов, хотя по манере они напоминают нечто более раннее и органично встраиваются в творчество "космистов" полувековой давности.

Многие работы - в недолговечной технике (пастель, гуашь, или масло на бумаге), поэтому не могут выставляться надолго и должны помещаться под стекло. А стекло, понятно, бликует и отражает даже на выставках с хорошим освещением.

Листать галерею.

Поэтому неплохой вариант знакомства с творчеством художника - оцифровка картин и их размещение в сети. Конечно, созерцание подлинника всегда предпочтительнее, но зато цифровой вариант - без бликов.

Листать галерею.

Космическая тема - не единственная, а возможно, и не главная в творчестве Смирнова-Русецкого. У него много пейзажей средней полосы России и Карелии (Сортавала), с озерами, лесами, валунами, церквушками. Но космос обязательно присутствует над всеми этими красотами, ибо космос и есть красота.

--

Преумножать красоту и добро внутри отведенной нам частицы космоса - главная задача разумного и творческого человека. Гениев - мало, но каждый способен сделать то, что зависит лично от него. Вопреки всему, что делается вокруг: "...звездное небо над нами, и нравственный закон внутри нас" (Иммануил Кант).

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".