Иногда может сложиться ситуация "зависания" между двумя состояниями.
Например, может быть состояние, что жить тяжело и нужно много с чем справляться
по жизни и претерпевать трудности.
Откуда взялась эта идея?
Может наблюдали в детстве у кого-то из взрослых эти переживания и перенесли их на свою жизнь.
Тогда вы отождествляетесь с этим человеком или с семьей. если это была идея семьи.
И если вы слышали часто такое: мы должны, мы зарабатываем трудом, у нас тяжелая жизнь, то тоже бессознательно присоединились к общности через "мы". Проводник этой идеи включил в понятие "жизнь тяжелая" всех родственников.
Но это не обязательно должно стать истиной – абсолютным и достоверным знанием о вещах.
Истина пришла к нам из эпохи античности и представляет собой соответствие мысли действительности.
То есть представления и знания о вещах и поступках более или менее должны совпадать с самими вещами.
Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину. Кто говорит иначе – лжет. Платон
Объективность высказывания(истины) определяется содержанием и смыслом самого высказывания(предмета) и от наших практических действий , а не каким то другим фактором.
Степень достоверности истинности какой-либо идеи можно определить как относительность и абсолютность.
Абсолютность истины предполагает такое исчерпывающее и законченное знание о событии. Понятно, что таких знаний реально не существует(кроме узких и научно доказанных) в реальности. Мы можем лишь установить какой то предел, к которому наше знание о событии может быть приближено, но не достигнет его.
Поэтому существует относительность истины и незаконченность знаний о вещах, которая требует подвергать сомнению и включать критическое мышление.
Тогда мы тестируем реальность на предмет соответствия мысли и действительно происходящего: Это так или не так? Кто сказал, что это правда есть истина в последней инстанции?
Когда утверждается, что "жизнь тяжелая", то это имеет место быть только в рамках мира одного человека. И для него это правда и действительно имеет место.
Потому что мы имеем дело не просто с объектами, но именно с чувственным их отражением и восприятием. И это субъективное осмысление мира, ограниченное мировоззрением одного человека. И вы не обязаны брать это себе. Но в детстве выбора нет и мы все попадаем в поле влияния и напитываемся интроектами – то есть копируем мысли о реальности и устройстве жизни.
Мы контактируем с чувственным восприятием мира не только своим, но и других людей.
И вопрос о том, каким образом я могу проверить соответствует ли его утверждение истине, важный в плане определения своего собственного отношения к событиям.
И тогда приходим к противоречию своих представлений о мире и чужих. Возникает внутренний конфликт, напряжение, смешение мыслей и чувств –"взрыв мозга".
Это такой парадокс лжеца – логическое противоречие между тем, что есть на самом деле и что я думаю об этом.
Ложь в чистом виде представляет преднамеренное искажение истины в корыстных целях. Она передает заведомо ложное знание и информацию. И является манипуляцией.
Ее нужно отличать от заблуждения, когда знание или информация о чем-то не соответствует самому событию.
Утверждение "жизнь тяжелая" имеет под собой ограниченность и неразвитость знания о событии. И это искажает отражение реальности для самого человека и для других людей.
Истина должна соответствовать референту(правилу, объекту), но таких высказываний и концепций может быть много. Что означает, что трактовка события различна – " у каждого своя правда".
Но у каждого из нас индивидуальная стратегия жизни и путь движения из А в Б. И это чье то решение не обязательно есть истинным для нас, хотя может оставаться истиной для того, кто его придумал.
Задача поймать правильную идею и выйти из застревания между "успешная жизнь" и "жизнь тяжелая".
Поэтому нужно отделиться от других членов семьи и их установок. Стать самой собой.
Проверить соответствие утверждения реальности и дать свою интерпретацию события можно с помощью практики и получения своего жизненного опыта.
Практика и навыки – уникальный процесс, который позволяет проконтролировать истинность наших знаний о мире, разграничить их объективность и субъективность.
В процессе практики мы не просто пассивно отражаем чувственный опыт от созерцания ситуаций и вещей, но сами активно участвуем в них и влияем. В ходе этого мы изменяем ситуации и именно так познаем ее.
Это есть опыт через действие, который становится частью нас и сохраняется в нашем бессознательном, становясь частью коллективного бессознательного.
Формы практики бывают разные: просто труд, в социуме, массовые, личный эксперимент или проект.
Что же сделать для принятия нового опыта?
Выбрать свои критерии тяжело/ легко и интерпретации событий.
Можно придумать аффирмацию для поддержки новой идеи. Или помедитировать перед сном.
И это такой эксперимент, который в отличие от пассивного созерцания и наблюдения за своей жизнью, создает условия для исследования и преобразований окружающего мира.
Для вас это будет другое, то, что позволит увидеть ваше место в жизни, достроить будущую реальность без манипуляций из прошлого, сняв психологические защиты в важных местах внутри психики.
P.S фильм "Параллельные миры" об идее "жить тяжело/легко".
© Афанасенко Ольга, аналитический психолог
Все соцсети и мессенджеры на сайте В17 в моем аккаунте
https://vk.com/olha_afanasenko
Группа по развитию навыков эмоционального интеллекта
Автор: Ольга Афанасенко
Психолог, Мастер трансформаций ТранзактныйА
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru